«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты орфографии"

Программа "Секреты орфографии"составлена в соответствии с программой "Русский язык" 5-9 М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


«Секреты орфографии» ( 6 класс)

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, «Просвещение», 2010г.».

Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2015.

Место предмета в учебном плане:

Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся 6 класса.

Задачи:

воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности и средству общения; заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; образовательная- повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания; развивающая - совершенствовать орфографические, пунктуационные,лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Задачи:

  • вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

  • закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

  • способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

  • особенности ударения в русском языке;

  • основные правила орфоэпии;

  • основные способы образования слов;

  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

  • правила русской орфографии;

  • морфологические признаки частей речи;

  • нормы употребления в речи языковых единиц;

  • виды словосочетаний;

  • виды предложений;

  • основные группы пунктуационных правил;

  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые слова;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования разных частей речи;

  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех частей речи;

  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

  • строить пунктуационные схемы предложений.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.




В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология  обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание элективного курса


34 часа (1 час в неделю)

Введение (1 час). Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Орфография как раздел науки о языке (30 часов). Основные принципы русской орфографии.

Фонетический принцип русской орфографии (12 часов). Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных).

Словообразовательный принцип русской орфографии (8 часов). Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов.

Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн).

Морфологический принцип русской орфографии (4 часа). История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений). Орфографические головоломки.

Морфемный принцип русской орфографии (7 часов). Приставки-труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.

Значение орфографии (3 часа). Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество

часов

1.

Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1

2.

Орфография как раздел науки о языке.

30

3.

Фонетический принцип русской орфографии.

12

4.

Словообразовательный принцип русской орфографии.

8

5.

Морфологический принцип русской орфографии.

4

6.

Морфемный принцип русской орфографии.

7

7.

Значение орфографии

3







Тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Содержание

Контроль

Дата по плану

Дата фактическая

Введение (1 час)

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Что такое письменность. Истоки письменности на Руси.

Беседа




2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

Орфография. Основные принципы орфографии.

Фронтальный опрос



3.

Тайна фонемы.

Фонетика. Фонетический разбор.

Цифровой диктант



4.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Буквенный диктант



5.

Ударение.

Ударение. Подвижное ударение.

Устный опрос



6.

Коварные словарные слова.

Непроверяемая гласная в корне слова.

Тренажер «Фраза»



7.

Запоминаем слова.

Слова-исключения.

Самостоятельная работа



8.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

Словарь. Виды словарей. Словарная статья.

Практическая работа



9.

Проверь себя. Тест № 1.

Орфограммы, связанные с гласными буквами.

Тест онлайн



10.

Опасные согласные.

Согласные звуки. Классификация согласных звуков.

Работа с дидактическим материалом



11.

Звонкие и глухие «двойняшки»

Оглушение и озвончение согласных.

Фронтальный опрос



12.

Старые знакомые Ъ и Ь

Правописание ь и ъ знака.

Словарный диктант



13.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Имена собственные и их правописание

Цифровой диктант



14.

Как «справиться со сложными словами»?

Соединительные гласные. Разбор слов по составу.

Практическая работа



15.

Решение орфографических задач.

Орфограммы в словах.

Тренажер «Фраза»



16.

Слитно, раздельно, через дефис.

Орфограмма. Правописание наречий, частиц.

Беседа



17.

Слитно, раздельно, через дефис.

Орфограмма. Правописание наречий, частиц.

Фронтальный опрос



18.

Сколько н писать? (правописание слов с н).

Правописание н и нн в существительных, прилагательных.

Самостоятельная работа



19.

Сколько н писать? (правописание слов с нн).

Правописание н и нн в существительных, прилагательных.

Самостоятельная работа



20.

Тест №2.

Правописание н и нн в существительных, прилагательных.

Тест онлайн



21.

Омонимичное правописание слов.

Омонимы. Роль омонимов в тексте.

Работа с дидактическим материалом



22.

История образования и правописания числительных.

Числительное. Правописание числительных.

Беседа



23.

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

Местоимение. Роль местоимений в тексте. Употребление местоимений.

Фронтальный опрос



24.

Орфографические головоломки.

Орфограмма. Правописание предлогов со словами.

Самостоятельная работа



25.

Приставки-труженицы (классификация приставок) 1 группа.

Приставка. Правописание приставок.

Работа с дидактическим материалом



26.

Приставки-труженицы (классификация приставок) 2 группа.

Приставка. Правописание приставок.

Работа с дидактическим материалом



27.

Приставки-труженицы (классификация приставок) 3 группа.

Приставка. Правописание приставок.

Работа с дидактическим материалом



28.

Кто командует корнями?

Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.

Фронтальный опрос



29.

Тест №3.

Морфемный разбор слов.

Тест онлайн



30.

Суффиксы - большие молодцы.

Суффикс. Виды суффиксов. Морфемный разбор.

Тренажер «Фраза»



31.

Волшебный клубок орфограмм.

Решение шарад.

Беседа



Значение орфографии (4 часа)

32.

Значение орфографии.

Орфография.

Фронтальный опрос



33.

Путешествие в страну русского языка.

Доклады и сообщения, интересные факты из истории орфографии.

Тренажер «Фраза»



34.

Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни».

Беседа



35.

Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни».

Беседа




Литература

В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

  1. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.

  2. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее