«Секреты орфографии» ( 6 класс)
Пояснительная записка
Программа факультатива составлена в соответствии с программой по русскому языку «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, «Просвещение», 2010г.».
Учебник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2015.
Место предмета в учебном плане:
Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся 6 класса.
Задачи:
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности и средству общения; заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; образовательная- повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания; развивающая - совершенствовать орфографические, пунктуационные,лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Задачи:
-
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
-
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
-
особенности ударения в русском языке;
-
основные правила орфоэпии;
-
основные способы образования слов;
-
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
-
правила русской орфографии;
-
морфологические признаки частей речи;
-
нормы употребления в речи языковых единиц;
-
виды словосочетаний;
-
виды предложений;
-
основные группы пунктуационных правил;
-
признаки текста.
Уметь:
-
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
-
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
-
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
-
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
-
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
-
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
-
правильно произносить широко употребляемые слова;
-
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
-
определять способы образования разных частей речи;
-
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
-
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
-
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
-
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
-
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
-
определять синтаксическую роль всех частей речи;
-
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
-
строить пунктуационные схемы предложений.
Формы проведения занятий
-
лекции;
-
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-
анализ и просмотр текстов;
-
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Основные методы и технологии
-
технология разноуровневого обучения;
-
развивающее обучение;
-
технология обучения в сотрудничестве;
-
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Содержание элективного курса
34 часа (1 час в неделю)
Введение (1 час). Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Орфография как раздел науки о языке (30 часов). Основные принципы русской орфографии.
Фонетический принцип русской орфографии (12 часов). Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных).
Словообразовательный принцип русской орфографии (8 часов). Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов.
Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн).
Морфологический принцип русской орфографии (4 часа). История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений). Орфографические головоломки.
Морфемный принцип русской орфографии (7 часов). Приставки-труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.
Значение орфографии (3 часа). Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1 |
2. | Орфография как раздел науки о языке. | 30 |
3. | Фонетический принцип русской орфографии. | 12 |
4. | Словообразовательный принцип русской орфографии. | 8 |
5. | Морфологический принцип русской орфографии. | 4 |
6. | Морфемный принцип русской орфографии. | 7 |
7. | Значение орфографии | 3 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Контроль | Дата по плану | Дата фактическая |
Введение (1 час) | |||||
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | Что такое письменность. Истоки письменности на Руси. | Беседа |
|
|
| |||||
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | Орфография. Основные принципы орфографии. | Фронтальный опрос |
|
|
3. | Тайна фонемы. | Фонетика. Фонетический разбор. | Цифровой диктант |
|
|
4. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | Безударная проверяемая гласная в корне слова. | Буквенный диктант |
|
|
5. | Ударение. | Ударение. Подвижное ударение. | Устный опрос |
|
|
6. | Коварные словарные слова. | Непроверяемая гласная в корне слова. | Тренажер «Фраза» |
|
|
7. | Запоминаем слова. | Слова-исключения. | Самостоятельная работа |
|
|
8. | Орфографический словарь - наш главный помощник. | Словарь. Виды словарей. Словарная статья. | Практическая работа |
|
|
9. | Проверь себя. Тест № 1. | Орфограммы, связанные с гласными буквами. | Тест онлайн |
|
|
10. | Опасные согласные. | Согласные звуки. Классификация согласных звуков. | Работа с дидактическим материалом |
|
|
11. | Звонкие и глухие «двойняшки» | Оглушение и озвончение согласных. | Фронтальный опрос |
|
|
12. | Старые знакомые Ъ и Ь | Правописание ь и ъ знака. | Словарный диктант |
|
|
13. | Большие и маленькие (правописание имен собственных) | Имена собственные и их правописание | Цифровой диктант |
|
|
14. | Как «справиться со сложными словами»? | Соединительные гласные. Разбор слов по составу. | Практическая работа |
|
|
15. | Решение орфографических задач. | Орфограммы в словах. | Тренажер «Фраза» |
|
|
16. | Слитно, раздельно, через дефис. | Орфограмма. Правописание наречий, частиц. | Беседа |
|
|
17. | Слитно, раздельно, через дефис. | Орфограмма. Правописание наречий, частиц. | Фронтальный опрос |
|
|
18. | Сколько н писать? (правописание слов с н). | Правописание н и нн в существительных, прилагательных. | Самостоятельная работа |
|
|
19. | Сколько н писать? (правописание слов с нн). | Правописание н и нн в существительных, прилагательных. | Самостоятельная работа |
|
|
20. | Тест №2. | Правописание н и нн в существительных, прилагательных. | Тест онлайн |
|
|
21. | Омонимичное правописание слов. | Омонимы. Роль омонимов в тексте. | Работа с дидактическим материалом |
|
|
22. | История образования и правописания числительных. | Числительное. Правописание числительных. | Беседа |
|
|
23. | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений). | Местоимение. Роль местоимений в тексте. Употребление местоимений. | Фронтальный опрос |
|
|
24. | Орфографические головоломки. | Орфограмма. Правописание предлогов со словами. | Самостоятельная работа |
|
|
25. | Приставки-труженицы (классификация приставок) 1 группа. | Приставка. Правописание приставок. | Работа с дидактическим материалом |
|
|
26. | Приставки-труженицы (классификация приставок) 2 группа. | Приставка. Правописание приставок. | Работа с дидактическим материалом |
|
|
27. | Приставки-труженицы (классификация приставок) 3 группа. | Приставка. Правописание приставок. | Работа с дидактическим материалом |
|
|
28. | Кто командует корнями? | Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. | Фронтальный опрос |
|
|
29. | Тест №3. | Морфемный разбор слов. | Тест онлайн |
|
|
30. | Суффиксы - большие молодцы. | Суффикс. Виды суффиксов. Морфемный разбор. | Тренажер «Фраза» |
|
|
31. | Волшебный клубок орфограмм. | Решение шарад. | Беседа |
|
|
Значение орфографии (4 часа) | |||||
32. | Значение орфографии. | Орфография. | Фронтальный опрос |
|
|
33. | Путешествие в страну русского языка. | Доклады и сообщения, интересные факты из истории орфографии. | Тренажер «Фраза» |
|
|
34. | Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни». | Беседа |
|
| |
35. | Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни». | Беседа |
|
|
Литература
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
-
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.
-
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.