«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа внеурочного курса "Школьный вестник"

Информационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность образовательных ресурсов стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации.

Цель курса внеурочной деятельности: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, организация общественно полезной деятельности обучающихся 5-6 классов

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»





муниципальный конкурс методических разработок классных руководителей муниципальных общеобразовательных организаций




Номинация: Методические разработки по организации и осуществлению социальных практик, общественно полезной деятельности в классе, образовательном учреждении, социуме; по разработке годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенции обучающихся и способствующих формированию опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления





Программа внеурочной деятельности

«Школьный вестник»



Срок реализации программы

2017-2018 учебный год



Ф.И.О. учителя, составившего

рабочую учебную программу

Голубцова Е.А.



Возраст детей, на которых

рассчитана программа:

5-6 класс

г. Артёмовский, 2018 г.


Пояснительная записка


Информационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность образовательных ресурсов стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации.


Цель курса внеурочной деятельности: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, организация общественно полезной деятельности обучающихся 5-6 классов в МАОУ «СОШ№1».

Задачи:

1. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

2. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

3. Развитие творческих способностей обучающихся, их индивидуальности;

4 Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

5. Развитие навыков установления межпредметных связей.

6. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.

7. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.

8. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

9. Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

10. Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.

11. Формирование активной жизненной гражданской позиции.

12. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

13. Формирование эстетических навыков.

14. Развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.

15. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Данная программа направлена на формирование у обучающихся ключевых компетенций:

- коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),

- познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),

- информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),

- общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),

- ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)

- личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и

интеллектуального саморазвития).

Важным механизмом реализации курса внеурочной деятельности является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, обучающимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.

Программа включает в себя:

- изучение основ истории журналистики;

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- изучение методов сбора и обработки информации;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

- освоение методов работы со словом.

К завершению курса внеурочной деятельности обучающиеся должны уметь:

- выявлять интересные события повседневной жизни;

- собирать информацию из разных источников и работать с ней;

- различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих

жанрах;

- общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.


Занятия курса проводятся в форме круглого стола, сюжетно-ролевой игры, практической работы.

Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.

Методы и приёмы работы:

- словесные;

- наглядные;

- игровой;

- анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

- практический (создание, издание и распространение школьной газеты);

- проблемный;

- диалоговый;

- экскурсии.

Редакционные обязанности.

  1. Главный редактор осуществляет контроль, планирует, рецензирует, корректирует и подвергает цензуре поступающие материалы.

  2. Дизайнер проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

  3. Журналисты: создают работы разных публицистических жанров для основных рубрик газеты.

  4. Фотокорреспонденты

  5. Верстальщики: важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.


Место курса в учебном плане школы


Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.


Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения курса «Школьный вестник»


познавательные учебные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия

  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Ожидаемые результаты:

  • регулярный выпуск номеров школьной газеты, участие в районных и краевых конкурсах.

  • Активизация органов самоуправления, позитивного отношения к миру обучающихся школы.

  • Создание банка творческих работ обучающихся.



Содержание программы по внеурочной деятельности «Школьный вестник»:


Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.  Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи

Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.

Основы работы с текстом.

Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.

Учащиеся должны уметь:

  • форматировать символы;

  • работать с текстовыми инструментами;

  • форматировать абзацы;

  • создавать колонки;

  • создать и редактировать текстовый блок.

Основы работы с иллюстрациями.

Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.

Учащиеся должны уметь:

  • помещать иллюстрацию на страницу;

  • создавать и редактировать графические блоки;

  • редактировать рисунки в блоках;

  • импортировать иллюстрации из других приложений;

  • вырезать иллюстрации.

Верстка страниц.

Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать страницу-шаблон ;

  • совместно размещать текстовые и графические блоки;

  • печатать созданный документ.

Секреты стилистики (Правила хорошей речи)

Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.

Стилистика лексических средств языка

Стилистические средства словообразования и морфологии.

Стилистические средства синтаксиса.

Функциональная стилистика.

Культура речи

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата проведения

Тема занятия


  1. Вводное занятие. Уточнение списка редакционной коллегии.

  2. Утверждение плана работы. Понятие о школьной газете.


  1. Из истории журналистики.

  2. Встречи с учителями.


  1. Выпуск газеты к Дню Учителя.

  2. Газета. Какая она должна быть?

  3. Основы оформительской работы.


  1. Текст. Тема и идея текста.

  2. Стили речи. Особенности стилей.


  1. Газетная статья - основа газеты.

  2. Создание газетных статей.

  3. Выпуск газеты «Моя мама ».


  1. Интервью. Что значит взять интервью?

  2. Вопросы для интервью.

  3. Практикум. Берем интервью.


  1. Особенности диалогической формы.

  2. Редактирование статьи. Обмен впечатлениями.

  3. Выпуск газеты «Интересные встречи»


  1. Репортаж. Особенности жанра.

  2. Репортаж с места событий школьных мероприятий.


  1. Редактирование репортажа и совершенствование заголовков.

  2. Творческая мастерская. Встреча со студентами-журналистами.


  1. Выпуск газеты «С новым годом!»

Традиции нового года.


  1. Очерк. Особенности жанра.

  2. Проблемный очерк.


  1. Портретный очерк. Пейзаж. Артемовские места.

  2. Работа с текстами.


  1. Редактирование статей. Обмен впечатлениями.

  2. Заседание круглого стола. Встречи с известными людьми города

  3. Обсуждение «Моя газета».


  1. Подборка материалов по темам.

  2. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

  3. Выпуск школьной газеты


  1. Современный дизайн газеты.


  1. Заголовок в газете.

  2. Работа с фрагментами текста.

  3. Выпуск школьной газеты «Интересные поездки»


  1. Сатирические жанры. Фельетон.

  2. Особенности жанра. Работа с текстом.

  3. Творческая мастерская. Рассказы о Великой Отечественной войне.

  4. Дети-герои Вов.


  1. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.

  2. Подборка материалов по темам.

  3. Приемы оформления.


  1. Редактирование фотографий.

  2. Творческая мастерская. Встреча с журналистами.


  1. Подборка материалов по теме «День защитника Отечества»

  2. Поиск информации в Интернете.


  1. Редактирование текста.

  2. Оформление, дизайн газеты.


  1. Нравственно-патриотическое направление газеты.

  2. Выпуск школьной газеты «Смотр строя и песни»


  1. Спортивно- оздоровительное направление газеты.

  2. Экологическое направление газеты.


  1. Заседание круглого стола.

  2. Встреча с библиотекарями.

  3. Сбор и оформление информации


  1. Подборка материалов по теме «Библионочь 2018»

  2. Участие в жизни школы, города. Встреча с краеведами.

  3. Редактирование текста. Оформление, дизайн газеты.


.

60-62.Экскурсия на типографию.


63-65.Творческий отчет.

66-67. Творческий отчет.

68-70 Подведение итогов. Планы на будущее.


.


Планируемые результаты изучения курса «Школьный вестник»


Мыслительные умения и навыки:

• анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе;

• выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью

• правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

• составление моделей сравнения;

• делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; обобщать данные, полученные в процессе сравнения;

• понимать предложенную проблему;

• оценивать проблемную ситуацию;

• формулировать проблему, аналогичную данной;

• на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу:

• осуществлять доказательство сформулированной гипотезы: строить план решения задачи:

• комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные

• альтернативы;

• сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых:

• переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем П.Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:

• самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники;

• выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов;

• устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;

• использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;

• умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;

• владение приемами доказательства;

• умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);

• использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики):

• писать рецензии на книгу, фильм, спектакль


Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:

• анализировать смысл и характер вопросов:

• развивать мысль в логике поставленного вопроса;

• аргументировать свою позицию:

• умение строить доказательство и опровержение;

• применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;

• логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО. записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;

• рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);34. критически

• воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;

• делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле и радиопередач);

• готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов:

• писать сочинения разных видов: тексты, доклады, рефераты, рецензии, аннотации к книге, фильмам, теле- и радиопередачам;

• делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом; вести записи за докладчиком, учителем, лектором;

• пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);

• редактировать свой и чужой текст.


Культурологические:

• понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;

• знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизаци

• уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

• уметь логично в реферативной форме (письменно и устно) излагать культурологическую проблематику;

• оценивать своеобразие, ценность и уникальность всякой культуры;

• ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.


Коммуникативно-речевые умения:

• Умение вести диалог, брать интервью.

• Редактирование статьи, очерка и т.п.

• Приобретение элементарных дизайнерских навыков.

• Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

• Развитие устной и письменной речи учащихся.

• Отстаивать свою точку зрения.

• Сопоставлять различные точки зрения.

• Работать с различными источниками информации


Учащиеся должны знать:

  • особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;

  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

  • структуру текста (заголовок, смысловые части);

  • основные жанры журналистики: заметка, статья, репортаж, интервью, фоторепортаж;

  • принципы оформления газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники информации;

  • набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;

  • находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;

  • составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;

  • написать газетную заметку, статью, репортаж; взять интервью;

  • составлять фоторепортаж.




Литература:


Журналистика.

  1. Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.

  2. Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003

  3. Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.

Фотолитература.

  1. Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.

  2. Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.

Ресурсы Интернета:

  1. Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260

  2. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее