УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
муниципальный конкурс методических разработок классных руководителей муниципальных общеобразовательных организаций
Номинация: Методические разработки по организации и осуществлению социальных практик, общественно полезной деятельности в классе, образовательном учреждении, социуме; по разработке годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенции обучающихся и способствующих формированию опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления
Программа внеурочной деятельности
«Школьный вестник»
Срок реализации программы
2017-2018 учебный год
Ф.И.О. учителя, составившего
рабочую учебную программу
Голубцова Е.А.
Возраст детей, на которых
рассчитана программа:
5-6 класс
г. Артёмовский, 2018 г.
Пояснительная записка
Информационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность образовательных ресурсов стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации.
Цель курса внеурочной деятельности: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования, организация общественно полезной деятельности обучающихся 5-6 классов в МАОУ «СОШ№1».
Задачи:
1. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
2. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
3. Развитие творческих способностей обучающихся, их индивидуальности;
4 Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
5. Развитие навыков установления межпредметных связей.
6. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.
7. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
8. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
9. Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.
10. Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.
11. Формирование активной жизненной гражданской позиции.
12. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
13. Формирование эстетических навыков.
14. Развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
15. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данная программа направлена на формирование у обучающихся ключевых компетенций:
- коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
- познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
- информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
- общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),
- ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
- личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и
интеллектуального саморазвития).
Важным механизмом реализации курса внеурочной деятельности является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, обучающимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.
Программа включает в себя:
- изучение основ истории журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- изучение методов сбора и обработки информации;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
- освоение методов работы со словом.
К завершению курса внеурочной деятельности обучающиеся должны уметь:
- выявлять интересные события повседневной жизни;
- собирать информацию из разных источников и работать с ней;
- различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих
жанрах;
- общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
Занятия курса проводятся в форме круглого стола, сюжетно-ролевой игры, практической работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.
Методы и приёмы работы:
- словесные;
- наглядные;
- игровой;
- анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
- практический (создание, издание и распространение школьной газеты);
- проблемный;
- диалоговый;
- экскурсии.
Редакционные обязанности.
Главный редактор осуществляет контроль, планирует, рецензирует, корректирует и подвергает цензуре поступающие материалы.
Дизайнер проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
Журналисты: создают работы разных публицистических жанров для основных рубрик газеты.
Фотокорреспонденты
Верстальщики: важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.
Место курса в учебном плане школы
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения курса «Школьный вестник»
познавательные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
личностные учебные действия
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ожидаемые результаты:
регулярный выпуск номеров школьной газеты, участие в районных и краевых конкурсах.
Активизация органов самоуправления, позитивного отношения к миру обучающихся школы.
Создание банка творческих работ обучающихся.
Содержание программы по внеурочной деятельности «Школьный вестник»:
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи
Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся.
Основы работы с текстом.
Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
форматировать символы;
работать с текстовыми инструментами;
форматировать абзацы;
создавать колонки;
создать и редактировать текстовый блок.
Основы работы с иллюстрациями.
Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
помещать иллюстрацию на страницу;
создавать и редактировать графические блоки;
редактировать рисунки в блоках;
импортировать иллюстрации из других приложений;
вырезать иллюстрации.
Верстка страниц.
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
создавать страницу-шаблон ;
совместно размещать текстовые и графические блоки;
печатать созданный документ.
Секреты стилистики (Правила хорошей речи)
Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.
Стилистика лексических средств языка
Стилистические средства словообразования и морфологии.
Стилистические средства синтаксиса.
Функциональная стилистика.
Культура речи
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Дата проведения | Тема занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Традиции нового года. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| . 60-62.Экскурсия на типографию. |
| 63-65.Творческий отчет. 66-67. Творческий отчет. 68-70 Подведение итогов. Планы на будущее. |
.
Планируемые результаты изучения курса «Школьный вестник»
Мыслительные умения и навыки:
• анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе;
• выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью
• правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
• составление моделей сравнения;
• делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; обобщать данные, полученные в процессе сравнения;
• понимать предложенную проблему;
• оценивать проблемную ситуацию;
• формулировать проблему, аналогичную данной;
• на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу:
• осуществлять доказательство сформулированной гипотезы: строить план решения задачи:
• комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные
• альтернативы;
• сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых:
• переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем П.Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:
• самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники;
• выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов;
• устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;
• использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;
• умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;
• владение приемами доказательства;
• умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);
• использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики):
• писать рецензии на книгу, фильм, спектакль
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:
• анализировать смысл и характер вопросов:
• развивать мысль в логике поставленного вопроса;
• аргументировать свою позицию:
• умение строить доказательство и опровержение;
• применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;
• логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО. записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;
• рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);34. критически
• воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;
• делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле и радиопередач);
• готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов:
• писать сочинения разных видов: тексты, доклады, рефераты, рецензии, аннотации к книге, фильмам, теле- и радиопередачам;
• делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом; вести записи за докладчиком, учителем, лектором;
• пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);
• редактировать свой и чужой текст.
Культурологические:
• понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;
• знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизаци
• уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
• уметь логично в реферативной форме (письменно и устно) излагать культурологическую проблематику;
• оценивать своеобразие, ценность и уникальность всякой культуры;
• ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.
Коммуникативно-речевые умения:
• Умение вести диалог, брать интервью.
• Редактирование статьи, очерка и т.п.
• Приобретение элементарных дизайнерских навыков.
• Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
• Развитие устной и письменной речи учащихся.
• Отстаивать свою точку зрения.
• Сопоставлять различные точки зрения.
• Работать с различными источниками информации
Учащиеся должны знать:
особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
структуру текста (заголовок, смысловые части);
основные жанры журналистики: заметка, статья, репортаж, интервью, фоторепортаж;
принципы оформления газеты.
Учащиеся должны уметь:
анализировать источники информации;
набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
написать газетную заметку, статью, репортаж; взять интервью;
составлять фоторепортаж.
Литература:
Журналистика.
Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.
Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003
Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.
Фотолитература.
Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.
Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.
Ресурсы Интернета:
Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html