Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Зернограда
Программа
«Развитие ЗОЖ как альтернатива ПАВ, табакокурения, токсикомании в школе».
Уровень общего образования (класс): начальное, основное, среднее (1-11класс).
Образовательная область: психология просвещения,
коррекционная психология.
Педагог-психолог: Силкина С.В.
Профилактическая программа по развитию ЗОЖ и уменьшению факторов риска употребления ПАВ и токсикомании, табакокурения.
2019-2020 учебный год.
Содержание программы:
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность.
4. Цели и задачи реализации программы.
5. Принципы реализации программы.
6. Сроки и этапы реализации программы.
7. Направления реализации программы.
8. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.
9. формы и методы профилактической работы.
10. Возрастные этапы профилактической работы.
11. Основные мероприятия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся
12. Заключение
13. Список литературы.
1.Паспорт программы.
Наименование программы: «Развитие ЗОЖ как альтернатива ПАВ, табакокурения, токсикомании в школе».
Цель программы: создание условий для антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, внедрение ЗОЖ как способу решения своих проблем или проведения досуга.
Задачи:
- предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
- привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;
- обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;
-создание информационного поля по профилактике ПАВ.
Срок реализации программы: 2018-2020 год.
Планируемый результат: уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании. Принятие здорового образа жизни.
2. Пояснительная записка.
Выражение «болезнь легче предотвратить, чем лечить» верно, в отношении употребления ПАВ, и вредных привычек однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так-то просто.
Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.
Наркомания молодеет, и среди причин, выделенных самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие:
- конфликты в семье;
- желание все попробовать в этой жизни;
- от скуки;
- желание расслабиться; снять напряжение;
- желание не быть белой вороной в компании сверстников;
- по глупости, т.е. по незнанию;
- желание испытать кайф;
- назло родителям;
- под давлением более старших или авторитетов;
- это сейчас модно.
Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер.
Но, по большому счету, заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ.
Если говорить о системе первичной профилактики табако-, нарко- и алкогольной зависимости, токсикомании, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как опять-таки показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.
Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к нам, взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков.
Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков.
Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.
А в случае подростковой наркологии это - предотвращение аддитивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.
Считаем, что реализация данной программы будет способствовать преодолению информационно-просветительского подхода в антинаркотическом воспитании. В процессе эксперимента произойдет смена традиционной профилактики через разовые мероприятия на систематическую антинаркотическую работу, которую, по сути, следует рассматривать как важную воспитательную и психологическую помощь учащимся в формировании у них ценностей здорового образа жизни.
Предполагаем, что успешная реализация программы подготовит и привлечет к участию в психолого-педагогической профилактике не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, учащихся и их родителей.
3. Программа реализуется на основе следующих принципов психолого- педагогической профилактики:
Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.
Добровольность - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.
Аксиологичность – формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.
Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.
Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.
4. Направления реализации программы.
Работа с педагогическими кадрами
информирование по проблеме ПАВ, вредных привычек, зависимостей и их первичной профилактике;
индивидуальная работа, консультирование;
проведение мероприятий по ЗОЖ.
Работа с учащимися
занятия, классные часы, конкурсы, выставки рисунков по здоровому образу жизни;
мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, вредных привычек, зависимостей и СПИДа;
тематические мероприятия(лекции, беседы), встречи со специалистами (юрист, нарколог, врачи и т.д.);
организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью);
первичная профилактика и диагностика.
Работа с родителями
участие в проведении тематических родительских собраний и школьных мероприятий по данной теме;
информационно-консультативная работа;
Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимостей в подростковой среде
ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
проведение рейдов по выявлению каналов распространения и потребления психоактивных веществ;
организация занятий для подростков по изучению их прав, обязанностей и ответственности;
реализация направления ЗОЖ.
5. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом и развитие направления ЗОЖ(Программа «Здорового питания».
Учителя-предметники и классные руководители: осуществляют комплексный подход к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической и развивающей работы на уроке.
Школьный педагог - психолог: обеспечивает:
-психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);
-психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
-организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
-систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы риска»);
Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях и организуют мероприятия по здоровому образу жизни;
Педагог-библиотекарь: обеспечивает информационно-методическую базу для профилактической работы.
Правоохранительные органы:
-работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
-осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
-обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
-организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.
Инспектор КДН по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленный за общеобразовательным учреждением, профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов – профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
6. Формы и методы профилактической работы:
1.Беседы.
2.Лекции.
3.Линейки-презентации.
4.Классные часы.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Просмотр видеофильмов.
7.Педагогические, профилактические советы.
8.Конкурсы рисунков.
9.Акции.
10.Диагностические исследования.
11. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»
12. Спортивные мероприятия.
13. Волонтёрская работа.
14.Трудоустройство и занятость в летнее и каникулярное время.
7. Этапы профилактической работы.
Этапы. | Возраст. | Характеристика. |
1 | 6-9 лет
9-11 лет
| Формирование представления о своем здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих), развитие навыков самоконтроля.
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды. |
2 | 11-13 лет | Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ). |
3 | 14-17 лет | Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; “Умей сказать – НЕТ!” |
8. Основные мероприятия по профилактике злоупотребления ПАВ.
№ п/п | Содержание работы | сроки | ответственные | |
1 | Разработка и утверждение комплексной программы по профилактике наркомании | Август-сентябрь | Завуч по ВР, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог | |
2 | Привлечение учащихся к культурно - досуговой деятельности (кружки, секции).
| В течение всего года | Классные руководители, социальный педагог, руководители кружков. | |
3 | Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ - администрацией школы, - классными руководителями. Ознакомление с планом работы.
|
Сентябрь | Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. | |
4 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучного характера с целью последующей помощи им.Выявление детей «группы риска».
| Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. | |
5 | Мониторинг «Твой выбор» Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ или вовлеченных в употребление.
|
Октябрь | Соц. педагог, классные руководители, завуч по охране здоровья обучающихся | |
6 | Анкетирование среди учащихся 1, 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. |
Октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог. Классные руководители. | |
7 | Педагогический совет, посвященный результатам анкетирования, адаптации учащихся. | Октябрь | Администрация школы | |
8 | Среди учащихся 7,8 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. |
Ноябрь | Социальный педагог | |
9 | Участие в межведомственной операции: «СПАЙС». | Ноябрь. . | Завуч по ВР, социальный педагог, мед.работник, классные руководители. | |
10 | Цикл бесед и классных часов: -«Уголовный кодекс о наркотиках», -«Наркотики и здоровье», -«Можно ли избавиться от наркомании» -«Мой выбор - моё здоровье» -«Умей сказать нет» -«Правда и мифы о наркотиках». | В течение года по плану работы классных руководителей | Классные руководители | |
11 | Проведение спортивных мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ.
| Ежегодно по плану воспитательной работы. | Администрация, учителя физической культуры, вожатые. | |
12 | Участие в школьных, городских, областных соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, футболу, спартакиаде школьников, всероссийских соревнованиях | По особому плану | Учителя Физкультуры, руководители спортивных секций
| |
13 | Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии и др.
| Ежегодно в течение года. | Учителя – предметники химии, биологии, классные руководители | |
14 | Беседы для родителей. «Отклонения у подростка, употребляющего наркотики», «Признаки злоупотребления химическими веществами», «Если ребёнок напряжён и охвачен паникой. Что делать, если вы найдёте ребёнка в состоянии наркотического кризиса».
| В течение года на родительских общешкольных и классных собраниях. | Классные руководители, администрация школы. | |
15 | Анкетирование обучающихся, с целью выяснения занятости во внеурочное время.
| В течение года по плану социального педагога | Соц. педагог, классные руководители. | |
16 | Мероприятия: «СТОП. ВИЧ.СПИД». | в начале декабря. | Завуч по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагого-психолог. | |
17 | Беседы с инспектором ПДН «Цена вредных привычек», «Закон и порядок». |
Декабрь. Май. | Социальный педагог Инспектор ПДН. |
|
18 | «Вся правда о наркотиках». Показ видео роликов «Спайс» в рамках недели ЗОЖ.8-11 классы | в январе-феврале. | Завуч по ВР, социальный педагог, учитель ОБЖ. | |
19 | «Вредные привычки». Показ видео ролика в рамках недели ЗОЖ.1-4 классы | в январе-феврале. | Завуч по ВР, социальный педагог,учителя. | |
20 | Показ видео ролика «Вся правда о наркотиках. Мифы». 5-7 классы в рамках недели ЗОЖ. | в январе-феврале. | Завуч по ВР, социальный педагог, учитель ОБЖ. | |
21 | Педагогический совет на тему: “Пути сохранения физического, психологического и социального здоровья обучающихся школы». | Ежегодно в феврале. | Завуч по ВР, педагог-психолог, врач. | |
22 | Конкурс рисунков: «Мы за ЗОЖ», «Молодёжь за ЗОЖ», «Вред наркотиков». | Ежегодно по планусоциального педагога. | Социальный педагог. | |
23 | Выставка статей, журналов, книг «Против наркомании». | В течении года | Педагог-библиотекарь | |
24 | Оформление стенда в коридоре школы по профилактике наркомании. | В течении года
| Социальный педагог. | |
25 | Проведение диагностической работы. | В течение учебного года | Педагог-психолог, социальный педагог. | |
26 | Индивидуальные беседы по профилактике наркомании с учащимися, состоящими на различных видах учёта. «Не попасть под чужое влияние», «Мифы о наркотиках», «Последствия употребления наркотиков». | В течение учебного года. | Социальный педагог, педагог-психолог, учитель ОБЖ. | |
27 | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры. | В течение учебного года. | Социальный педагог, волонтёрское объединение. | |
28 | Проведение заседания Совета профилактики правонарушений. По особому плану. | Раз в четверть. | Завуч по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, учителя. | |
29 | Работа волонтёрского отряда | В течение всего учебного года | Социальный педагог | |
30 | Организация летнего лагеря труда и отдыха | Ежегодно июнь-август | Администрация школы | |
31 | Организация отдыха учащихся в каникулярное время. | Ежегодно
| Администрация школы. | |
32 | Круглый стол: «Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год.» | В конце года | Администрация школы, социальный педагог. Педагог-психолог. |
Приложение № 1
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ.
1 - 4 классы.
Урок 1. Полет и падение.
Урок 2. Плохие и хорошие вещества.
Урок 3. Хорошие и дурные поступки.
Урок 4. Правда и ложь.
Урок 5. Добрые дела.
5 - 8 классы.
Урок 1. Первая проба наркотика – начало полета, в конце которого падение.
Урок 2. Торговля наркотиками.
Урок 3. Можно ли избавиться от наркомании.
Урок 4. Свобода и наркотики.
Урок 5. Распространение наркомании.
9 – 11 классы.
Урок 1. Прием наркотика – всегда полет, но в конце – всегда падение.
Урок 2. Оборот наркотиков.
Урок 3. Можно ли избавиться от наркомании.
Урок 4. Распространение наркомании.
Считаем, что реализация данной программы будет способствовать преодолению информационно-просветительского подхода в антинаркотическом воспитании. В процессе эксперимента произойдет смена традиционной профилактики через разовые мероприятия на систематическую антинаркотическую работу, которую, по сути, следует рассматривать как важную воспитательную и психологическую помощь учащимся в формировании у них ценностей здорового образа жизни.
Предполагаем, что успешная реализация программы подготовит и привлечет к участию в психолого-педагогической профилактике не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, учащихся и их родителей.
13. Список литературы:
1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. №
2. Методические материалы Федеральной образовательная программа, «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», Министерство образования Российской Федерации, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России;
3. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М., 2002.
4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Руководство. М., 2003.
5. Государственный стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект). МоиН РФ. М., 2003.
6. Шипицына Л. М. Курс: теоретические основы профилактики наркозависимости в образовательной среде. Федеральная образовательная программа: «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью».
7. Материалы координационной антинаркотической комиссии при губернаторе Белгородской области. 2004
8. Зарецкая Л. В. Обучение через общение (интерактивные технологии ведения уроков тренингов в образовательных учреждениях). Методическое пособие. М., 2004