Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении математике ставится:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность,
оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Внимание методической науки к проблеме геометрической подготовки учащихся 1-4 классов обусловлено результатами психологических исследований, в которых было доказано, что сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от б до 10 лет (И.С. Якиманская).
Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
Направленность программы: общеинтеллектуальное.
Основная цель-дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» - воспитание личности с нестандартным мышлением. Задачи:
- развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии, -дать начальные геометрические представления,
-усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Занятия данного курса принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.
Теоретико-методологическую основу данной программы составили положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
СЛ. Рубинштейн, В.В. Давыдов); принцип ведущей роли обучения в развитии; методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике (Н.Б. Истомина,Т. Е. Демидова ); современная концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович); взгляды методистов-математиков начальной и средней школы на начальное геометрическое образование (И.Ф. Шарыгин, Г.Д. Глейзер, Н.С. Подходова, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина.Т.Е. Демидова).
Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах.
Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практическ деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процесс! выполнения учебных геометрических заданий.
В конце второго года обучения дети должны:
различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг
измерять длину отрезка,
3)узнавать и называть плоские углы :прямой, тупой .острый
узнавать плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник,... выделять из множества четырехугольников прямоугольники .квадраты
знать, что такое периметр, уметь его находить
знать формулу нахождения площади фигур.находить площадь фигур
использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач
уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;
уметь измерить радиус, диаметр окружности, провести касательную и секущую 10)узнавать и называть объёмные фигуры.: куб, шар, пирамиду
11)решать арифметические ребусы и числовые головоломки.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы -планируемые формы занятий, приемы и методы: Индивидуальные, фронтальные, коллективные формы занятий;
познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы интеллектуальные марафоны и т. д. -перечень оборудования:
плакаты с изображением геометрических фигур, краски, бумага, кисти , ножницы, листы бумаги, линейки, карандаши, нитки и проволока для конструирования, пластилин, набор палочек, набор моделей геометрических фигур, набор острых и
тупых углов разного размера и цвета, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), модели циферблатов, циркуль, звукозаписи песен и сказок, кроссворды, ребусы шарады, компьютер, мультимедийная приставка.
Календарно- тематическое планирование по наглядной геометрии
2 класс.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Путешествие в страну Геометрию. | 1 | |
2 | Прямая линия и её свойства. Отрезок. Луч. | 1 | |
3 | Угол. | 1 | |
4 | Прямой угол. Вершина и стороны прямого угла. | 1 | |
5 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. . | 1 | |
6 | Острый угол. Имя острого угла. | 1 | |
7 | Острый, прямой и тупой углы. | 1 | |
8 | Плоскость .Плоские фигуры и объёмные тела. « Весёлые игрушки» | 2 | |
9 | Многоугольники. | 1 | |
10 | Треугольники. Виды треугольников .Построение треугольников. | 1 | |
11 | Четырёхугольник .Прямоугольник. Его свойства. | 1 | |
12 | Периметры многоугольников. | 1 | |
13 | Квадрат и его свойства .Периметр квадрата.. | 1 | |
14 | Ромб и его свойства. Периметр ромба. | 1 | |
15 | Математическая викторина | | |
16 | Площадь фигур. Единицы площади. Сравнение площадей . | 1 | |
17 | Измерение площади фигур. | 1 | |
18 | Площадь прямоугольника, квадрата. | 1 | |
19 | Решение задач на нахождение площади фигур. | 1 | |
20 | Геометрический КВН. | 1 | |
21 | Окружность. Циркуль - помощник. | 1 | |
22 | Окружность и круг. | 1 | |
23 | Диаметр, радиус окружности. | 1 | |
24 | Диаметр, радиус круга. | 1 | |
25 | Касательная и секущая. | 1 | |
26 | Закрепление изученного. | 1 | |
27-28 | Проектная работа « В мире геометрии» | 2 | |
29 | Танграм: древняя китайская головоломка. Изготовление. | 1 | |
30 | Конструирование. Танграм | 1 | |
31-32 | Творческая работа «Я и геометрия» | 2 | |
33 | Геометрический КВН | 1 | |
34 | Обобщение изученного во 2-м классе. | 1 | |
Литература.
Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. -М., Вако, - 2004, Алексеева С. Кто отгадает// журнал « Начальная школа»,№4,-2002. Аржановская Н.В. Математический КВН//журнал«Начальная школа»,№8,- 2003. Батова А.С. Графический диктант// журнал « Начальная школа», №9,-2003. Богданова Е. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// журнал « Начальная школа», №10,- 2001.
Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4, - 2002.