«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по предмету литературного чтения 3 класс

Рабочая программа, поянительная записка, тематическое планировние, оценивание обучающихся, список литературы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гилёвская средняя общеобразовательная школа

Завьяловского района

имени Героя Социалистического Труда А.Я. Эрнста»




«Рассмотрено»


на заседании кафедры ____________________ цикла 
____________/  
     ФИО 
Протокол № ___ 
от «__»___________2016г.

«Согласовано»


заместитель директора по УВР 
_____________/ 
     ФИО 
«__»____________2016г. 

«Утверждено»


приказ № ___ 
от «__»_______2016г. 
директор 
_____________/
     ФИО


Рабочая программа по предмету

«Литературное чтение» 3 класс

на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Л. А. Ефросининой.





Составитель рабочей программы:

Ф.И.О (учитель Кузнецова Л. А.)


с. Гилёвка, 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литературное чтение» в 3 классе

Пояснительная записка


Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2010 г.), программы «Литературное чтение » для 3 класса Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., (2013г), Положение о Рабочей Программе МКОУ «Гилёвская СОШ» (2016г)

Программа рассчитана на 136 + 4 часа.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

В авторскую программу изменения не внесены.

1.1 Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение - один из основных предметов в сис­теме начального образования. Формирует функциональную грамотность, читательскую компетентность учащихся, способствует общему развитию и воспитанию ребенка, обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

1.2 Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение»

Приоритетной целью обучения литературному чтению является :

формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса школьника; понимание духовной сущности произведения

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

1.3. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Преподавание предмета «Литературное чтение » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Филология» ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе в объеме 136часов (4 часа в неделю +4 ч. резерв).

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

Программа включает следующие основные рубрики круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умения и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Основные линии программы:

  • развитие навыка чтения;

  • развитие восприятия произведения;

  • развитие литературоведческих представлений и понятий;

  • развитие речевых умений;

  • развитие творческой деятельности.


2 Результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» учащимися 3 класса

В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Литервтурное чтение» учащимися 3 класса достигаются

а)личностные б) предметные в) метапредметные результаты

Личностные

  • смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

  • основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

  • эстетические ценности

  • нравственно­этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

Метапредметные :

  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

  • умения устанавливать логическую причинно­следственную последовательность событий и действий героев произведения;


Предметные результаты

  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. осознавать место и роль литературного чтения в позна­нии окружающего мира, понимать значение чтения для фор­мирования собственной культуры;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эсте­тической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценно­стные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для опреде­ления жанра, характеристики героя; пересказывать текст;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художе­ственном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

– соотносить главную мысль и название произведения;

– находить портрет и пейзаж в произведении;

– видеть особенности юмористических текстов;

– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал

Раздел «Круг детского чтения»

– самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;

– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;

– осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай дополнительно»;

– осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;

– готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;

– понимать назначение аннотации на литературное произведение;

– называть одно периодическое литературно-художественное издание

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

– иметь представление о единстве фольклора разных народов;

– различать малые жанры фольклора;

– различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;

– определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;

– выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

– понимать многозначность поэтического слова

Раздел «Творческая деятельность обучающихся»

– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

– передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

– выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

– создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров

Содержание программы


3 класс (136 +4 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные

и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших про­изведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

  • отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;

  • самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

  • с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.


Учебный план .

Класс

Объем учебного предмета

Раздел / глава программы

Количество учебного времени

3

136ч + 4 ч

1 .Устное народное творчество

16ч

2. Басни

3. Произведения А. С. Пушкина

10ч

4. Стихи русских поэтов

5. Произведения Л.Н. Толстого

11ч

6. Произведения Н. А. Некрасова

7. Произведения А. П. Чехова



8. Сказки зарубежных писателей



9.Стихи русских поэтов



10. Произведения Д. Н. Мамина - Сибиряка



11. Произведения А. И. Куприна



12. Стихи С. А. Есенина



13. Произведения К. Г. Паустовского

12ч



14. Произведения С. Я. Маршака



15.Произведения Л. Пантелеева



16.Произведения А. П. Гайдара



17.Произведения М. М.. Пришвина



18.Произведения зарубежных писателей

10ч


Контрольных работ-2 (1, 2 полугодие)

.


Основные требования к уровню подготовки учащихся

3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:


  • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;

  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.


Тематическое планирование уроков по литературному чтению 3 класс (136ч , 4 часа в неделю)


Тема урока

Содержание, методические приемы

Дата

Устное народное творчество (16 ч)

1

Произведение фольклора.

Загадки.

Загадка-сказка.

В.Даль "Старик-годовик"

Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. Конкурс "Знаток русских

пословиц"


2

Произведение фольклора.

Пословицы. Какие бывают пословицы.



Присказка. Виды присказок. Рассказывание

знакомых сказок с разными присказками.

Определение смысла ( главной мысли) сказки.

Рассказывание сказки от лица одного из героев


3

Русские народные сказки.

"Самое дорогое"

Присказка. Виды присказок. Рассказывание

знакомых сказок с разными присказками.

Определение смысла ( главной мысли) сказки.

Рассказывание сказки от лица одного из героев


4

"Про Ленивую и Радивую".

5

Сказки о животных.



Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иванович". Работа с книгой: предисловие, послесловие


6

Сказки с загадками.

Особенности сказок с загадками, развитие сюжета.

Сравнение героев положительных и отрицательных.

Сравнение сказок с загадками


7,8

Волшебные сказки.

Понятие: волшебные сказки. Их особенности:

чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла.

Выразительное чтение эпизодов о чудесах.

Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и

волшебных сказок


9

Слушание и работа с детскими книгами.

Сказка народов России.


Слушание русской народной сказки "Елена

Премудрая" или "Умная внучка". Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных


10

Малые жанры фольклора.

Скороговорки. Потешки.

Какие бывают поговорки.


Дополнительное чтение из хрестоматии

скороговорок, потешек. Понятие о скороговорке.

Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора"


11

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради Входная текущая проверка навыка чтения вслух.


12, 13, 14

Былины.


Понятие о былине как жанре устного народного творчеств а. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности

былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию

отдельных эпизодов


15

Слушание и работа с детскими книгами.

Былины.



Слушание былины "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча". Сравнение ее с былиной "Добрыня и Змея". Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление.


16

Урок обобщение по разделу



Басни (5 ч)

17, 18

Басни Эзопа и И. А. Крылова


Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действия),олицетворение. Сравнение басен Эзопа и И.Крылова, героев и формы ( стихотворная и прозаическая). Упражнения в выразительном чтении басен. Особенности записи басни. Сравнение героев.

Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение


19

Басни И.А.Крылова.

Повторение: олицетворение, мораль, вступление.

Соотнесение иллюстрации с текстом басни


20

Слушание и работа с детской книгой.

Басни.


Слушание басен Эзопа, И.А.Крылова,

А.Е.Измайлова. Книги "Басни И.А.Крылова",

"Русские баснописцы", "Басни Эзопа". Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.


21

Обобщение по разделу

Басни.


Произведения А.С.Пушкина (10 ч)

22,

23

Произведения А.С.Пушкина. "У лукоморья дуб зеленый…".

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты.

Понятие об олицетворении. Упражнения в

выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения


24,

25,

26

Сказки А. С. Пушкина

"Сказка о царе Салтане…"

Сравнение "Сказки о царе Салтане…" с русской народной сказкой "Царевич Нехитер-Немудёр": схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений.

Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора



27,

28

Слушание и работа с детской книгой.

Сказки А. С. Пушкина.

Работа с книгами сказок А.С.Пушкина.

Рассматривание книг со сказками разных изданий


29

Стихи о природе.

Сравнение стихотворений: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой


30

Стихи о няни.

А.С.Пушкин "Няне"

Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне


31

Обобщение по разделу

Произведения А.С.Пушкина.


Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова,

А.А.Фета (5 ч)

32

Стихи о природе.

Ф.И.Тютчева. "Есть в осени первоначальной…",

"Чародейкою Зимою…"

Работа с текстами стихотворений Ф.Тютчева.

Сравнение их содержания ( о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия.

Выразительное чтение стихотворений


33

Стихи об осенней природе.

А. Н. Майков "Осень"

Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Упражнение в выразительном чтении


34

Стихи А. А. Фета «Мама! Глянь-ка окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря»


Сравнение стихотворений А.А.Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдения за употреблением автором

знаков препинания. Работа с иллюстрацией и соотнесение ее с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть


35

Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов



Работа с книгами со стихами для детей. Слушание стихотворения И.А.Бунина "Листопад"


36

Контрольный урок. Обобщение по разделу. Проверь себя.



Произведения Л.Н.Толстого (11 ч)

37-38

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк»

Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям



39-40

Слушание и работа с детскими книгами.

Сказки Л.Н.Толстого.

Особенности сказок Л.Н.Толстого ( сюжет, герои).

Определение вида сказок (волшебная, бытовая)


41-42

Научно-познавательные и

художественные рассказы.

Л. Н. Толстой. «Лебеди», «Зайцы»


Выделение фактов из текста "Зайцы" и их описаний.

Определение главной мысли рассказа "Лев и собачка". Сравнение этих рассказов: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов. Упражнение в выразительном чтении

рассказа "Лебеди": выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора.

Выразительное чтение одного из рассказов



43-44




45

Художественные рассказы.

Л. Н. Толстого Л. Н. Толстой "Прыжок".

Былины Л. Н. Толстого

"Как боролся русский

богатырь"

Художественный рассказ "Прыжок", его сюжет ( показать на сюжетно-композиционном треугольнике). Чтение молча. Обучение рассказыванию былины


46

Слушание и работа с детскими книгами. Книги Л.Н.Толстого.

Рубрика «Книжная полка»

Слушание сказки Рассматривание книг

Л.Н.Толстого разных изданий


47

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»


Произведения Н.А.Некрасова (7 ч)

48

Стихотворения о детях. Н. Некрасов «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-

героя. Аналитическое чтение статьи К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок"


49

Слушание и работа с детской книгой. Стихотворения о детях.

Упражнение в выразительном чтении отрывка "Крестьянские дети". Выразительное чтение наизусть одного отрывка


50-51




Стихи о природе.

Н.А. Некрасов "Славная осень…".

Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего прочтения "Зеленый Шум" с прочтением его К.И. Чуковским.

Выполнение заданий в тетради


52

Стихи о природе. "Мороз-воевода"

Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворений



53

Стихи Н. А. Некрасова. К.И.Чуковский «О стихах Н. А. .Некрасова»

Рассматривание книг со стихами Н.А.Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками-иллюстраторами


54

Обобщение по разделу. Русские поэты.


Произведения А.П.Чехова (6 ч)

55- 56

Повести и рассказы.

А.П.Чехов "Степь".


Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ о Белолобом. Сравнение рассказов А.П.Чехова "Степь" и И.С.Тургенева «Лес и степь». Выполнение

заданий к текстам произведений


57-58



Произведения о детях.

А.П.Чехов "Ванька".

Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни.

Выполнение заданий в учебнике и тетради


59

Книги о животных.


Слушание рассказа Л.Андреева "Кусака". Работа с книгами о животных: рассматривание, работа с аппаратом книг. Работа с предисловием и послесловием


60

Очерки и воспоминания об А. П. Чехове. Н. Шер. «О рассказах А. П. Чехова».

Знакомство с очерками, выделение их особенностей жанра. Поиск информации об А. Чехове очерке. Поиск информации о писателе в справочниках.


Сказки зарубежных писателей (4 ч)

61

Сказки Ш. Перро.

Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные


62

Сказки Ц.Топелиуса

Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц.Топелиуса


63

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки зарубежных писателей.


Слушание сказки Бр.Гримм "Умная дочь

крестьянская". Повторение сказок с загадками.

Чтение сказки Х.К.Андерсена "Снеговик",

выполнение заданий в тетради


64

Урок-утренник. «В мире сказок»




Стихи русских поэтов (7 ч)

65

Стихи о Родине.

И.С. Никитин "Русь"

Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы.

Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради


66

Стихи о Родине.

И.С. Никитин "Утро"

Описание картин природы ( пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение: логические ударения.

Выразительное чтение наизусть


67

Стихи о детях и для детей.

И.З. Суриков "Детство"

Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Выполнение заданий в учебнике и тетради


68

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов.

Слушание стихотворения или любого другого стихотворения русских поэтов. Выполнение заданий в тетради


69

Стихи о Родине. С. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

Объяснение заглавия стихотворения "Привет" и подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков.

Пейзаж в стихотворении "Зимний день". Работа с иллюстрацией и текстом


70

Стихи о Родине и родной природе

Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине


71

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»



Произведения Д. Н. Мамина - Сибиряка(6 ч)


72, 73, 74

Рассказы о животных.

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»


75

Сказки о животных.

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех»


76-77

Произведения о животных.


Произведения И.А Куприна ( 8ч)

78, 79, 80, 81

Произведения о людях.

И.А. Куприн «Синяя звезда»

Работа над содержанием рассказа, сюжетом.

Аналитическое чтение, работа с планом.

Выполнение заданий в тетради


82, 83

Рассказы о животных.

И.А.Куприн "Барбос и Жулька".



Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана.

Сравнение этого рассказа с рассказом

Л.Н.Толстого "Лев и собачка". Выполнение

заданий в тетради


84

Слушание и работа с детскими книгами о животных. Книги о животных.



Слушание рассказа Куприна "Ю-ю",

рассматривание книг о животных ( назвать

фамилии авторов, героев, пересказать эпизод)


85

Обобщение по разделу. Произведение Д. Н. Мамина-Сибиряка и А. И. Куприна. Выполнение заданий в учебнике и тетради


Стихи С.А.Есенина (7 ч)

86

Стихи о Родине.

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом.

( отрывки)

Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное

чтение одного из отрывков наизусть



87

Стихи о природе.

С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"

Работа со стихотворением: первичное восприятие ( читает учитель), выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры.

Выполнение заданий в тетради



88

Стихи о природе.

С.А. Есенин "Береза".



Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения "Береза":

определение интонационной партитуры,

отношение автора, пробное чтение каждого

четверостишия. Заучивание наизусть


89-90

Стихотворения для детей.

С.А. Есенин "Бабушкины сказки"


Самостоятельное чтение стихотворения

"Бабушкины сказки", выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений

И.З.Сурикова "Детство", И.С.Никитина "Помню я: бывало няня…"и С.А.Есенина "Бабушкины сказки". Творческая работа: рассказывание сказок "Про Ивана-дурака"


91

Слушание и работа с детскими книгами. Родные поэты.



Слушание стихов С.А.Есенина. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе.


92

Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя»


Произведения К.Г.Паустовский ( 12 ч)

93, 94, 95, 96

Произведение для детей.

К.Г. Паустовский "Стальное колечко".



Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца"анютины глазки с косичками". Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике)


97, 98, 99

Рассказы о животных.

К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет

( развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки).

Творческая работа: рассказ от имени кота "Моя кошачья жизнь"


100, 101

Рассказы К. Г. Паустовского.

К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди?"

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с рассказом "Кот-ворюга". Понятие: научно-познавательный рассказ. Работа с описаниями дождей. Творческая работа: придумать рассказ "Дождь идет"


102

Слушание и работа с детскими книгами.

Рассказы о животных.

Слушание сказки К.Г.Паустовского "Теплый

хлеб". Рассматривание книг Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация


103

Обобщение по разделу. Контроьный урок.


104

Урок-утренник "Моя любимая книга"

Урок проходит в рамках "Недели детской книги".

На утренник можно пригласить гостей ( родителей, ребят из параллельного класса). Содержание урока-утренника:

- выставка "Моя любимая книга" с отзывом

ученика;

- конкурс чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти;

-конкурс творческих работ ( "Моя кошачья жизнь", "Дождь-дождик" и др.);

- викторина "По страницам нашего учебника";

- инсценирование эпизодов отдельных

произведений



Произведения С.Я.Маршака (4 ч)

105-

106



Стихи о Родине и родной природе.

С.Я.Маршак "Урок родного языка".



Повторение произведений С.Я.Маршака. Работа со стихотворением "Урок родного языка": чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Слушание стихотворения "Ландыш", выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я.Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть

( свободный выбор детьми )


107

Слушание и работа с детскими книгами. Пьесы-сказки С. Я. Маршака.



Слушание пьесы-сказки С.Я.Маршака "Кошкин дом" или другого произведения. Выставка книг С.Я.Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием, послесловием или аннотацией


108

Обобщение по разделу. Произведение и книги С. Я. Маршака.

Первая часть урока-конкурса "Мой Маршак":

- работа в учебнике по рубрике "Книжная полка";

- выразительное чтение стихов С.Я.Маршака;

- аннотация "своей" книги, принесенной на урок;

- конкурс творческих работ.

Вторая часть урока-конкурса "Я знаю стихи

С.Я.Маршака"


Рассказы Л. Пантелеева (5 ч)

109, 110

Художественные рассказы.

Л. Пантелеев "Честное слово"

Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, "автор-рассказчик", "автор-герой рассказа".

Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике)



111, 112

Исторические рассказы.

Л.Пантелеев "Камилл и учитель"

Исторический рассказ, автор-рассказчик. Сюжет рассказа (работа с "сюжетным треугольником").

Выполнение заданий в учебнике и в тетради


113

Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о детях и для детей.


Работа с рассказами Л. Пантелеева "Фенька", "Новенька". Работа с книгами Л. Пантелеева. повторение произведений о детях и для детей.


Произведения А. П. Гайдара (6 ч)

114

Произведение для детей.

А.П. Гайдар "Горячий камень"

Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради


115, 116

Повесть о детях.

А.П.Гайдар "Тимур и его команда"

( отдельные главы)

Знакомство с книгой "Тимур и его команда". Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят (по выбору)


117

Писатели о писателях. С. Михалков. «Аркадий Гайдар». К. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

Работа со стихотворением С.В.Михалкова "Аркадий Гайдар": чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К.Паустовского "Об Аркадии Петровиче Гайдаре". Повторение

произведений С. Михалкова и К. Паустовского.


118

Слушание и работа с книгой. Книга о детях и для детей. Рубрика «Книжная полка»



Рассматривание книг о детях, сравнение игр, забав и жизни детей в годы войны и в мирное время.


119

Обобщение. Произведение о детях и для детей.



Произведения М.М. Пришвина (7 ч)

120-

121

Разножанровые произведения М.М. Пришвина.

М.И.Пришвин "Моя Родина".


Работа с очерком "Моя Родина": чтение,

выполнение заданий в учебнике и в тетради

Развитие сюжета в рассказе "Двойной след", комментирование заглавия, художественный рассказ о тетерке ( обучение). Выполнение заданий к тексту



122

Рассказы о животных.

М. Пришвин. «Выскочка»

Самостоятельное ознакомительное чтение,

комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике.

Сравнение рассказов "Двойной след" и "Выскочка".

Чтение рассказа-описания "Жаркий час". Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца).

Сравнение разных по жанру произведений

М.М.Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ -описание


123-124

Рассказы о природе. М. Пришвин. «Жаркий час», В. Чалмаев. «Воспоминания о М. М. Пришвине»

Чтение рассказа-описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделения глаголов, повторов, поведения зайца). Объяснение разных по жанру произведений М. Пришвин: очерк, нравственный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание.


125

Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»


Произведения зарубежных писателей (10 ч)

126, 127, 128

Рассказы о животных.

Дж. Лондон "Бурый волк"

Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради


129, 130, 131

Рассказы о животных.

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Рассказ "Чинк и Обри". Сравнение рассказа "Чинк" с рассказами русских писателей А.Чехова, Л.Толстого, А.Куприна


132

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

Работа с книгами писатилей-натуралистов (М. Пришвин, Г. Скребицкого, И. Сокоова-Микитова, В. Бианки, Э. Шима, Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона). Написание отзыва о прочитанной книге.


133

Слушание и работа с детскими книгами. Книги зарубежных писателей»

Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей.


134

Обобщение по разделу.

Произведение зарубежных писателей.

Итоговая проверка навыка чтения вслух

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради


135

Комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов)



136




Библиотечный урок.

"Летнее чтение"


Игра "Я знаю", выбор книг на темы:

-"Русские писатели и их произведения";

-"Сказки народные и литературные";

- "Моя любимая книга".

Оформление "Дневника летнего чтения" по

рубрикам:

- "Фольклор";

- "Стихи русских поэтов";

- "Рассказы о детях";

- "Читаем о Родине и природе";

- "Зарубежные писатели";

- "Приключения";

- "Детский детектив".


137-140

Резерв





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя

  1. Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 176 с.

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие: 3 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.

  3. Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.

  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 176 с.

  5. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.


Литература для учащихся и родителей


  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

  2. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)


  • Дополнительная:

  1. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

2.Русские писатели и поэты (портреты)


Материально-техническое обеспечение:

Специфическое сопровождение.

  • Иллюстрации к литературным произведениям

  • Портреты писателей

  • Репродукции произведений живописи

  • Магнитная доска

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор


Приложение


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Особенности организации контроляпо литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению после каждого раздела есть задания "Проверь себя".

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


Критерии оценки

Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

  • умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

С учетом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятель­ности:

в 3 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являют­ся: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чте­ния не менее 60 слов в минуту (вслух) и 80 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чте­ние текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Воз­можны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятель­ные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесооб­разно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения опреде­ленной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения существуют задания разных видов:

– тесты по изученному произведению, теме, разделу;

– тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

– диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

– тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух;

– тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го класса);

– комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце года);

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.

Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лекси­ке и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуще­ствляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для про­верки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.

Отметка «5» — ученик читает целыми словами со ско­ростью не меньше 60слов в минуту вслух и больше 80 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного поставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» — ученик читает целыми словами со ско­ростью не меньше 55 слов в минуту вслух и больше 70 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мне­ние о прочитанном.

Отметка «3» — ученик читает целыми словами со ско­ростью не меньше 45 слов в минуту вслух и не меньше 60 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе про­читанного; рассказ о герое составляет по плану, предло­женному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» — ученик не выполняет требований, отве­чающих отметке «3».























Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)

































































18


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее