«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по музыке для школьного лагеря.

Программа разработана для проведения музыкальных занятий в школьном лагере.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки





Краткосрочная программа по музыке

для детского оздоровительного пришкольного лагеря «

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(краткосрочная)

«Поющие настроение»

Направленность художественная

Уровень ознакомительный

Рассчитана на детей от 7 до 11 лет

Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (12 часов)







Автор учитель музыки: Грабовская Евгения Витальевна.









г. Оренбург, 2023 г.


1. Комплекс основных характеристик краткосрочной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.1.1. Направленность программы.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

В процессе занятий у детей повышается интерес к разно жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Что такое лето? Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед ребёнком, как только заканчивается учебный год. Летние каникулы – лучшее время для развития творческого потенциала и совершенствования возможностей ребёнка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах жизни и деятельности.

Но в «В воспитании нет каникул». Важно создать условия для взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых в каникулярное время. Различные методики, педагогические технологии, формы и методы должны быть направлены на саморазвитие ребенка в совместной творческой деятельности. Знания и умения, полученные детьми в процессе реализации программы, навыки работы в команде, развитие творческого потенциала, формирование певческих навыков приобщают детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное, ансамблевое, хоровое пение. Ведь пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Осваивая основы вокального исполнительства, ребенок не только расширяет кругозор, развивает эстетический вкус, познает основы актерского мастерства, но и обучается чувствованию и художественному воображению. Через пение, игру, фантазирование происходит самореализация в творчестве, передача с помощью голоса внутреннего эмоционального состояния ребенка. Программа «Поющее настроение» обусловлена увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение – это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» Платон).

Организованная деятельность детей в летний период – один из важных аспектов образовательной деятельности, которая делает педагогический процесс непрерывным. Разработка и реализация краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы «Поющее настроение» поможет целенаправленно создать условия для развития творческих способностей и совершенствования возможностей учащихся в свободное каникулярное время, с пользой организовать развивающие творческие занятия вне учебной программы. Данная программа разработана для организации учебного и воспитательного процесса в детском творческом коллективе в период летних каникул и имеет художественную направленность. Пение оказывает исключительное влияние на формирование личности учащихся. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном искусстве соединяются воедино музыка и слово. Вокальная музыка глубоко воздействует на психику учащихся, на их художественное развитие. Сам процесс освоения вокального произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои интересы интересам коллектива.

Главным в содержании программы является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, творчества, выполнение коллективных или индивидуальных работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.


1.1.2. Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в потребности детей к изучению песен, приобщении к вокальной музыке. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор.
Педагогическая целесообразность программы «Летняя песенка» обусловлена пробуждением интереса детей к новой деятельности. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.


1.1.3 .Отличительные особенности программы.

Отличие данной программы от других:

-данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста; программа краткосрочная.


1.1.4. Адресат программы.

Возраст участвующих в реализации данной программы 7-11 лет.


1.1.5. Объем программы.

Сроки реализации образовательной программы: программа «Поющее настроение» рассчитана на 1 месяц обучения -12 часов.


ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1.6. Формы обучения и виды занятий по программе.

Форма обучения – очная, в связи со сложившейся обстановкой, связанной с карантинными мерами, занятия возможно проводить в дистанционной форме.

Недельная нагрузка у одной группы составляет 3 часов. По программе планируется обучение группы № 1 и группы № 2.

Состав групп обучающихся является одновозрастным (7-10 лет) и постоянным.

Количество:20 человек (в одной группе).

Форма организации детей на занятии: групповая.

Формы и методы занятий:

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творческий метод, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Формы занятий:

Очные, групповые, индивидуальные, занятия по подгруппам, занятия – постановки, репетиции, игры, упражнения, викторины, беседы, концерты.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция: отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов.

Формы проведения занятий:

- комбинированное занятие;

- беседа;

- репетиция; экскурсии, праздники, соревнования.

- концерт.

Форма организации детей на занятии:

-фронтальная,

-в парах,

-групповая,

-индивидуально-групповая,

-коллективная.

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса:

-словесный (устное изложение, беседа и т. д.);

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);

- практический (упражнения).



Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Приемы обучения:

- игра;

- беседа;

- показ видеоматериалов;

- показ педагогом;

- наблюдение.


1.1.7. Режим занятий.

Формы и режимы занятий: Группы занимаются три раз в неделю, по одному академических часа. Один академический час составляет 45 минут.

Наполняемость группы: 20 человек.


1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы:

1. Познакомить детей с музыкальном искусством, создание благоприятных условий жизнедеятельности детей в каникулярный период, приобщение обучающихся к песенной музыке, развитие их певческих и творческих способностей.

2. Содействие творческому развитию и самовыражению учащихся в условиях деятельности детского творческого коллектива в период летних каникул.

3. Создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей через формирование познавательного интереса.


Задачи программы:

  • Формировать понимание: искусство – отражение человеческой жизни

  • Расширять кругозор детей

  • Осуществлять художественное познание мира через собственную созидательную деятельность

  • Формировать интерес к вокально – хоровому искусству, правильному красивому пению

  • Формировать вокально – хоровые навыки: развивать навыки хорового пения, сольного пения, пения в ансамбле

  • Воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру

  • Развивать навыки творческой деятельности: творческое мышлении, воображение, создавая условия для их реализации

Обучающие:

- формировать вокально - хоровые навыки.

Развивающие:

- развивать музыкальные способности детей в хоровом пении.

Воспитательные:

- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.


1.3. Содержание программы

1.3.1. Основополагающими позициями для программы являются:

1. Принципиальная установка: музыкальное искусство – человеческое творение, содержащее духовный опыт, помогающее ребёнку познавать мир и самого себя.

2. Построение занятий на принципах педагогики искусства: образность, целостность, ассоциативность, единство разного и своеобразного.



3. Построение занятий с учётом жизненного опыта и возрастных особенностей детей.

- голосовые особенности

- физиологические возможности.

Структура занятий:

1. Игры - распевки. Попевки небольшого диапазона, позволяющие подготовить голосовой аппарат к пению, скороговорки – активизировать артикуляционный аппарат.

2. Разучивание вокального репертуара.


1.3.2. Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1.

Вводное занятие.

«Встречи с музыкой»

1



2.

Занятие – постановка.

«Радуга песен»


1


3.

Концертная программа

«Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»


1


4.

Занятие – путешествие.

«Мульти – пульти – чудесная страна»


2


5.

Занятие – викторина

«Мульти – пульти – чудесная страна»


1


6.

Занятие – репетиция

«Счастливое детство»


2


7.

Занятие – викторина «В лесу прифронтовом».

«Помним. Чтим. Благодарим…»


1


8.

Занятие – викторина

«Музыкальная страна»


1


9

Занятие – репетиция.

«Песенный остров»


1


10

Концертная программа.

«До свидания, лагерь!»


1



Всего часов:

1

11

12



1.3.3 Содержание учебно- тематического плана.

Раздел 1. «Встречи с музыкой»

Вводное занятие.

Теория. ТБ. Беседа «Давайте, познакомимся!» (игры на сплочение:«Солнечный зайчик», «Дерево дружбы»)

Практическая работа. «В гостях у Джина» (упр. на развитие голоса). Исполнение «Гимна России» муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова. Разучивание «Большой хоровод» муз. Б. Савельева, сл. Е. Семеновой, «Хорошо, что есть каникулы» муз. Д.Львов-Компанеец, сл. С.Богомазов.


Раздел 2. «Радуга песен»

Практическая работа. Музыкальное занятие – постановка по подготовке к открытию лагерной смены. Вокально – хоровая работа. Работа с текстами песен. Закрепление «Большой хоровод» муз. Б. Савельева, сл. Е. Семеновой, «Хорошо, что есть каникулы» муз. Д.Львов-Компанеец, сл. С.Богомазов. Отработка сольных и ансамблевых номеров.


Раздел 3. «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!»

Практическая работа. Подготовка к концертной программе. Разучивание песни, работа над чистотой интонации и ритмом «Ты, да я, да мы с тобой» муз. В. Иванова, сл. В. Потоцкого их к/ф «Тихие троечники».


Раздел 4. «Мульти – пульти – чудесная страна»

Практическая работа. Занятие – путешествие в страну детских песен, песен из мультфильмов и сказок. Разучивание песен измультфильмом и фильмов.





Раздел 5. Занятие – викторина

Практическая работа. «Мульти – пульти – чудесная страна» задания по песням.


Раздел 6. Счастливое детство

Практическая работа. Занятие – репетиция. Игры – распевки. Знакомство и разучивание песни «Семь дорожек» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.

Вокально – хоровая работа по разучиванию песен для мероприятия (фестиваль «Пусть всегда будет солнце»). Работа над хоровыми и сольными номерами, выразительностью исполнения, развитием хореографических навыков. Разучивание песен на военную тематику:

«Три танкиста» муз. Братья Покрасс, сл. Борис Ласкин

«Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

«Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

«Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина


Раздел 7. «Помним. Чтим. Благодарим…»

Практическая работа. Занятие - музыкальная викторина «В лесу прифронтовом»

Исполнение песен на военную тематику

«Три танкиста» муз. Братья Покрасс, сл. Борис Ласкин

«Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

«Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

«Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина

Слушание песен.

«От героев былых времен» муз. Р. Хозака, сл. Е Аграновича

«Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача



Раздел 8. «Музыкальная страна»

Практическая работа. Проведение викторины на знание музыкальной азбуки, музыкальной грамоты.


Раздел 9. Песенный остров

Практическая работа. Занятие – репетиция. Музыкальная разминка. Упражнения – творческие импровизации. Подготовка номеров для заключительного концерта. Знакомство, разучивание «Песни о дружбе» муз. Любаши из репертуарагр. «Барбарики».


Раздел 10. До свидания, лагерь!

Практическая работа. Подготовка концертной программы. Разучивание «Фестивальная», муз.сл. О. Митяев, «Песня о лете». Подготовка хоровых, сольных и ансамблевых номеров. Исполнение песен выученных в рамках программы.


1.4. Планируемые результаты.

1.4.1. Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки

Обучение вокалу обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие детей. У обучающихся обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Для педагогов:

  • Совершенствование содержания и форм отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • Самореализация, оценка творческого потенциала участников программы;

  • Обобщение опыта использования эффективных форм работы с детьми в каникулярное время;

  • Практическая помощь детям в адаптации к социуму

Для детей:

  • Здоровьесберегающие навыки: разумное сочетание разных видов деятельности;

  • Умения и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях;

  • умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

  • умение анализировать свои действия;

  • Знакомство с разнообразными видами игровой деятельности;

  • Приобретение умений и навыков проведения музыкальных игр;

  • Приобретение способностей и навыков индивидуального и коллективного творчества

За смену ребята выучат новые песни и закрепят уже изученные песни, познакомятся с музыкальными играми. Подведение итогов реализации программы.


1.4.2. Результаты программы.

По окончании курса обучения по программе, планируется достижение учащимися следующих результатов.



Образовательные:

- владение вокально-певческими навыками: чистое интонирование, певческая дикция, артикуляция и дыхание.

- определение творческого потенциала ребенка;

Предметные результаты:

· Закрепление у учащихся знаний, полученных в течение учебного года: – о певческой установке, – о разном характере певческого дыхания, – мягкой атаке звука, – высокой певческой позиции, – о строении певческого аппарата и принципах его работы, – о средствах музыкальной выразительности, – правил гигиены певческого голоса.

· Развитие и закрепление следующих навыков и умений: – навыков певческого дыхания, – навыков раскрепощения и работы певческого аппарата, – навыков сохранения певческой позиции, – исполнительских навыков, – умением создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения, – испытывать потребность к певческой деятельности.

Личностные результаты:

-Владеть культурой общения и поведения в социуме.

- Мотивация на здоровый образ жизни.

- Навыки творческой деятельности и умение сочетать различные виды деятельности.

- Навыков самоконтроля.

Метапредметные:

· - Уметь передать зрителям своё понимание красоты, добра, радости с помощью вокала, пластики, эмоциональной выразительности.

-Потребность в саморазвитии, проявлять самостоятельность, ответственность, творческую активность.

-Инициативность в вокальном творчестве, уметь анализировать свою работу и исполнение других вокалистов.

- Знание и уважение государственных символов Российской Федерации и Оренбургской области, истории гражданско-патриотических ритуалов;

-Умение организовать досуг.


2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Паспорт образовательной программы

Название программы

«Поющее настроение»

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное образовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Оренбурга, Оренбургской области

Составитель программы

Грабовская Евгения Витальевна

Аннотация

Программа рассчитана для детей 7 – 11 лет, посещающих лагерь с дневным пребыванием. Программа является средством музыкального воспитания и образования обучающихся, что способствует развитию творческой фантазии и самовыражения. Направлена на духовное развитие обучающихся. Разработана с учетом запросов детей, педагогов и учреждения, доступности, необходимости художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий)

Год разработки программы

2022 год

Кем и когда утверждена программа


Направленность программы

художественно - эстетическая

Направление (вид) деятельности

  1. Художественно – эстетическое: музыкальные занятия (вокальная работа)

  2. Развлекательно – игровое:

  3. Воспитательные мероприятия (игровые, конкурсные программы, творческие игры)

  4. Концертные и познавательно – развлекательные программы

Вид программы по степени авторства

авторская

Охват детей по возрастам

7– 11 лет

Вид программы по способу организации содержания

Занятия очные, групповые, индивидуальные, занятия по подгруппам, занятия – постановки, репетиции, игры, упражнения, викторины, концерты

Срок реализации программы

1 месяц

Вид программы в зависимости от территориальных особенностей

локальная


2.2. Условия реализации программы.

Реализация задач программы осуществляется через различные виды вокальной деятельности, одним из которых является ансамблевое пение. На занятиях вокального ансамбля у учащихся формируется комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для ансамблевого исполнительства.


2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.

Наблюдения, в процессе практических занятий, игр и прослушиваний. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Формой подведения итогов работы по программе, формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является концерт на сцене.

За смену ребята выучат 5 новых песен и закрепят уже изученные песни, познакомятся с музыкальными играми. Подведение итогов реализации программы


2.4. Методическое обеспечение программы

Оборудование и материалы, необходимые для занятий

Наличие специального кабинета (кабинет музыки). Наличие репетиционного зала (спортивный зал).Фортепиано, синтезатор. Компьютер, музыкальный центр. Записи фонограмм в режиме «+», « -«.Звуковая аппаратура, микрофоны. Нотный материал

Записи аудио, видео, формат avi, мp3. Информационное обеспечение представлено различными интернет источниками, необходимыми для поиска музыкального и видео материала для занятий.


3. Список литературы.

Литература для педагога:

  1. Арзаманов Ф.Г. Воспитание музыкой.- М: Просвещение, 1991г.

  2. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н., Путь к музицированию.- М: Советский композитор, 1981г.

  3. Журавленко Н.И. Уроки пения. – М: Полиграфмаркет, 1998г.

  4. Металлиди Ж., Берцовская А. Мы играем, сочиняем и поем.- М: Советский композитор, 1989г..

  5. Струве Г. Школьный хор. - М: Советский композитор, 1981г.

  6. Афанасенко, Е.Х. Детский музыкальный театр . - Волгоград: учитель,2009. – 190 с.

  7. Берестова, Н.М. Программа курса «Музыкальная грамота» для студии эстрадного искусства // Методист, 2005 № 6

  8. Воспитание музыкой: из опыта работы/сост. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В.. –

  9. Дьюхерст – Мэддок О. Целительный звук . – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - С.112-113

  10. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса.

  11. Зимина А.Н. Народные игры с пением . – М.: издательство ГНОМ и Д, 2000 .- 64 с.

  12. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие \ М.С. Осенеева, В.А.Самарин, Л.И. Уколова . – М., 1999

  13. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки / М.: Музыка, 1998

  14. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. 1 – 4 классы .программа, разработки занятий, методические рекомендации . – Волгоград: Учитель,2008 . – 138 с.

  15. Учите детей петь / сост. ОрловаТ.М., Бекина С.И.

  16. Эстрадное пение. Программа / сост.: Г.В. Палашкина . – М.: министерство культуры российской федерации, 2002

  17. Школяр Р. Теория и методика музыкального образования детей / М.,1998


4. Приложение.

4.1. Нормативные документы.

1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Конвенция по правам ребенка в РФ.

3. Конституция РФ.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее