«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа кружковой работы: "Друзья Самоделкина"

Важнейшей задачей психолого- педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных возможностей и условий для интеллектуального и личностного развития ребёнка.

Оптимальное развитие детей осуществляется в школьных кружках, в частности в кружке прикладного творчества «Друзья Самоделкина», где занимаются дети 9-11лет с ограниченными возможностями здоровья. Выбор занятий по прикладному творчеству для детей с интеллектуальной недостаточностью неслучаен. У ребят слабо развита мелкая моторика, воображение, пространственное ориентирование. Значимость работы кружка прикладного творчества связана с тем, что изучение различных материалов развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и природе; развивать воображение и творческие способности, закладывать основы художественной культуры.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

   Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат   МОУ "С(К)ОШИ №4" 

  г.Магнитогорска     









Программа

кружковой работы:

"Друзья Самоделкина"







Составила:

Учитель и воспитатель 1 категории

Астафьева Т.В.









455026, обл. Челябинская,г. Магнитогорск, ул.Суворова, 110

e-mail: [email protected] сайт школы http://www.74203s037.edusite.ru/






Пояснительная записка.

Важнейшей задачей психолого- педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных возможностей и условий для интеллектуального и личностного развития ребёнка.

Оптимальное развитие детей осуществляется в школьных кружках, в частности в кружке прикладного творчества «Друзья Самоделкина», где занимаются дети 9-11лет с ограниченными возможностями здоровья. Выбор занятий по прикладному творчеству для детей с интеллектуальной недостаточностью неслучаен. У ребят слабо развита мелкая моторика, воображение, пространственное ориентирование. Значимость работы кружка прикладного творчества связана с тем, что изучение различных материалов развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и природе; развивать воображение и творческие способности, закладывать основы художественной культуры.

В кружке ребята занимаются с различными видами материала: бумагой, картоном, тканями, природным материалом. Эти занятия положительно воздействуют на учащихся, развивают эмоции и чувства, положительно влияют на поведение.

Основная работа в кружке ведётся по созданию культурной среды, творческого пространства вокруг ребёнка. Через творческий процесс, создание задуманного, у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, готовность к дальнейшему приобретению знаний и умений. Ребята учатся анализировать свою деятельность, оценивать работу, определять причины неудач, ошибок. Кроме того, занятия в кружке прикладного творчества позволяют ребятам раскрепоститься, снять зажатость, заторможенность, они начинают фантазировать, придумывать новое, творить самостоятельно.

Главный побудительный мотив, заставляющий детей с интеллектуальной недостаточностью стремиться к занятиям в кружке, это работа с различными материалами, умение увидеть в них будущую поделку, которая станет украшением комнаты, подарком маме или даже попадёт на школьную выставку.

Поскольку в кружке занимаются дети с интеллектуальной недостаточностью, необходимо осуществление коррекции различных психических характеристик: памяти, внимания, воображения, речи, наблюдательности, умения сравнивать, координации движений. На основании этого выработаны цели и задачи кружковой работы.

Цель кружковой работы:

Создание творческой среды, творческого пространства вокруг учащихся.

Задачи кружковой работы:

Образовательные.

1. Способствовать овладению учащимися умениями подбора материала, составления алгоритма работы.

2. Сформировать начальные навыки мастерства.

3. Формировать познавательные навыки.

4. Обучать правильной работе с инструментами, необходимыми для работы.

5.Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам работы с различными материалами.



Развивающие.

1. Развитие эмоциональных качеств формирование художественного вкуса у детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Развитие координации, гибкости, общей физической выносливости.4. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения.

Воспитательные.

1. Создание условий для самореализации и самоутверждения.

2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, позитивных взаимоотношений с окружением.

3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).

4. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.

5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии.

Условия реализации программы.


Программа предназначена для детей 9 – 11 лет и рассчитана на трехгодичное обучение.


Режим занятий

Программа предполагает групповые занятия с детьми.

1 группа – 2 классы - 2 раза

2 группа – 3 классы - 2 раза

3 группа – 4 классы - 2 раза

9 часов в неделю. 156 часов за год.



Используемый материал:

Цветная бумага и картон, клей, пластилин, краски, кусочки материи, пуговицы, проволока, природный материал (шишки, листья, веточки, плоды и семена, камешки, скорлупки, перья) пробки, бусины, бисер.

Через работу с материалами у детей воспитывается любовь к окружающей природе, художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление, развивается фантазия и внимание (придумывать различные композиции; подбирать природные материалы для поделок, сочетать между собой различные материалы; планировать последовательность действий и технологию изготовления). Развивается мелкая моторика пальцев (аккуратно и точно соединять друг с другом материалы разного размера и фактуры).Осваиваются разные способы и приёмы работы с материалом при изготовлении плоскостных, полу объёмных и объёмных поделок (наклеивать небольшие элементы на основу; соединять элементы поделок с помощью клея, использовать ножницы, работать с иголкой и ниткой, работать с пластилином, использовать стеку).

Основные методы обучения

Формы обучения

- групповых

- индивидуальных занятий.

Формы проведения занятий

Игры

Беседы

Работа в кружке построена как целостная модель творческого процесса, выраженная алгоритмом «Обращаю внимание – рассматриваю - думаю, как сделать - делаю – получаю результат». Ученик, усвоив эту модель, в дальнейшем сможет использовать её в различных видах творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

1) Желание самостоятельно заниматься творческой работой в свободное время.

2) Умение подбирать необходимый материал, подготавливать рабочее место, необходимый инструмент.

3) Умение выполнять работу последовательно, по инструкции педагога.

4) Умение пользоваться ножницами, клеем, красками и другими материалами.

5) Умение рационально использовать подобранный материал.

6) Развитие монологической речи при выполнении работы- умение описать выполненную работу.

7) Развитие эмоционально- волевой сферы









































План кружковой работы.

Месяц.

Число.

Тема.

Содержание занятий .

Количество часов

I четверть

Сентябрь.

































Октябрь.




























Ноябрь.
















01. 09. Вводное занятие, решение организационных вопросов.

02.09. К юбилею города Челябинска. Рассказ о городе и области. Аппликация «Герб Челябинской области». Работа с шаблонами.

05.09. «Золотая осень». Наблюдение за природой. Сбор природного материала.

06.09. «Осенняя мозаика». Аппликация из осенних листьев.

07.09. Деревья нашего края. Беседа о видах деревьев. Игра «Угадай дерево по его листьям». «Дерево». Аппликация из листьев с использованием акварели.

08.09. Перелётные птицы. Беседа и показ слайдов. «Птицы». Аппликация из растений и яичной скорлупы.

09.09. «Ваза с цветами». Аппликация из растений и яичной скорлупы. Организация выставки детских работ.

12.09. Плоды и семена растений. Игра «Угадай растение». Поделка «Бусы».

13.09. Животные наших лесов. Ёж-повадки, внешний вид. Сказки, загадки, стихи. Поделка «ёжик». Работа с пластилином и семенами подсолнечника.

14.09. Заяц. Поделка «Зайка». Работа с пластилином, семенами клёна и шишками.

15.09. Белка. Поделка «Бельчонок». Работа с пластилином, желудями и травой.

16.09. Создание общей композиции «Лесные жители». Организация выставки.

19.09. Осенние изменения в природе. Наблюдения. Приметы осени. Подготовка материала к композиции «Сельский двор».

20.09. Просмотр слайдов с изображением деревянных домов. Изготовление бумажного макета для дома.

21.09. Работа с веточками растений. Оклеивание стены дома «брёвнами».

22.09. Продолжение работы по оформлению стен.

23.09. Изготовление крыши домика.

26.09. Продолжение работы по оформлению крыши.

27.09. Оформление внешнего вида дома. Аппликация дверей, окон. Изготовление трубы и крыльца.

28.09. Оформление забора вокруг дома.

29.09. Продолжение работы над изготовлением забора.

30.09. Поделка «Дед». Работа с пластилином и желудями.

03.10. Поделка «Бабка». Работа с пластилином и шишками.

04.10. Оформление двора. Поделка «Огород и пугало».

05.10. Кто дом сторожит? Загадки и сказки про собаку. Поделка «Жучка и её конура».

06.10. Оформление двора. Поделка «Деревья и цветы».

07.10. Завершение работ по оформлению композиции «Сельский двор». Оценивание, выбор лучшей работы, оформление выставки.

10.10. Подготовка материала для аппликации из соломки. Работа с соломкой. Изготовление шаблонов для аппликации.

11.10. Аппликация из соломки «Ваза с цветами» на плотном картоне.

12.10. Стихи об осени. Аппликация «Осенний лист».

13.10. Грибы. Просмотр слайдов и беседа. Игра «Съедобные грибы и ядовитые». Аппликация «Гриб».

14.10 Аппликация «Яблоко». Оформление выставки.

17.10. Изготовление стилизованной фигурки человека из пучков соломы и травы.

18.10. Панно из засушенных листьев и соломки «Осенний букет».

19.10. Садовые и луговые цветы. Игра, «Какой цветок?» Композиция «Букет» из семян клёна и пластилина.

20.10. Изготовление аппликации «Рыбки» из сухих листьев на плотной бумаге.

21.10. Составление панорам из изготовленных поделок. Оформление выставки.

24.10 . Улицы нашего города. Просмотр слайдов, беседа, рассказы о своей улице. Рисование красками по образцу «Куранты».

25.10. Рисование красками с элементами аппликации «Цирк».

26.10. Рассказ о профессии сталевара. Рисование красками « Памятник Сталевару на привокзальной площади».

27.10. Рисование красками «Городская улица».

28.10. Рисование красками «Мой дом, мой двор». Оформление выставки.

31.10. Техника оригами. История оригами, особенности складывания. Оригами «Стакан».

01.11. Оригами «Кораблик».

02.11. Оригами «Голубь»

03.11. Подведение итогов , организация выставки для родителей.




1

0,5


1

1

1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1

1

1


1


0,5

1


1

1


1


0,5

1

1

1 Итого: 46 дней

Часов: 41,5.


II четверть

Ноябрь.

















Декабрь.

14.11. Работа с текстильным материалом. Виды тканей, подготовка материала.

15.11. Экскурсия в швейную мастерскую. Виды работ, швейные принадлежности.

16.11. Виды закладок для книг. Выполнение разметки закладки по шаблону, вырезание. Оклеивание картона тканью.

17.11. Нанесение на закладку узора. Прошивание узора цветной нитью.

18.11. Оформление краёв закладки бахромой. Подведение итогов.

21.11. Бабочки. Рассматривание рисунков и фотографий. Стихи и загадки о бабочках. Изготовление выкройки бабочки из ткани по шаблону.

22.11. Продолжение работы над выкройкой. Сшивание частей выкройки.

23.11. Набивание выкройки ватой. Выкраивание крыльев по шаблону.

24.11. Изготовление лапок и усиков бабочки, пришивание глаз из пуговиц.

25.11. Оформление игрушки бабочки. Подведение итогов.

28.11. Папье-маше. Рассказ о технологии изготовления. Подготовка материала.

29.11. Виды карнавальных масок. Изготовление маски для новогоднего праздника.

30.11. Продолжение работы над маской.

01.12. Продолжение работы над маской.

02.12. Оформление маски красками. Подведение итогов.

05.12. Приметы зимы. Стихи о зиме. Красота зимнего пейзажа. Рисование красками « Зимний пейзаж»

06.12. Рисование красками «Снеговик».

07.12. Панно «Деревья в снегу». Работа с природным материалом, красками и бумагой.

08.12. Продолжение работы над панно.

09.12. Окончание работы. Оформление выставки.

12.12. Виды новогодних украшений. Изготовление объёмной гирлянды.

13.12. Традиции нового года в нашей стране и за рубежом. Изготовление подвесной игрушки «Звездочка».

14.12. Изготовление игрушки с элементами движения «Медвежонок».

15.12. Вырезание снежинок. Сложные снежинки.

16.12. Изготовление игрушки «Фонарик».

19.12. Работа с пластиком. Изготовление игрушки «Осьминожка» из пластиковой бутылки.

20.12. Изготовление игрушки «Рыбка» из пластиковой бутылки.

21.12. Игрушки «Рыбка», «Клоун» из яичной скорлупы и бумаги.

22.12. Объёмные игрушки «Шар», «Шишка» из картона.

23.12. Оформление класса к новогодним праздникам.

26.12. Стихи и загадки о празднике. Поздравления к празднику. Изготовление открытки к Новому году.

27.12. Симметричное вырезание елочек для новогодней открытки. Оформление открытки.

28.12. Работа над коллективной открыткой к новому году.

29.12. Работа над коллективной открыткой к новому году.

30.12. Участие в школьной выставке. Подведение итогов.
















1


1


1


1

0,5

1



1

1

1


0,5

1


1

1

1

0,5

1


1

1


1

0,5

1

1


1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1


1

1

1


0,5


Итого: 35 дней.

Часов: 31,5.

III четверть.

Январь.
















Февраль.






















Март.

11.01. Животные зимой. Объёмная аппликация «Зайчик».

12.01. Объёмная аппликация «Медведь».

13.01. Объёмная аппликация «Лиса».

16.01. Экскурсия в столярную мастерскую. Знакомство с профессией столяра.

17.01. Мебель и её назначение. Изготовление мебели из коробков. «Диван для куклы».

18.01. Изготовление мебели из коробков. «Стол и стулья».

19.01. Изготовление мебели из коробков. «Шкаф и кровать».

20.01. Оформление комнаты для куклы. Подведение итогов.

23.01. Работа с пластическим материалом. Изготовление куклы.

24.01. Посуда и её назначение. Игра «Что для чего?» Лепка посуды из жгутиков.

25.01. Лепка посуды из пластилина, нанесение рисунка с помощью стеки.

26.01. Предметы быта. Лепка из пластилина.

27.01. Выставка «Кукольный дом». Подведение итогов.

30.01. Бумагопластика. Мозаика. Подготовка материала. Мозаика «Блюдо с фруктами».

31.01. Мозаика «Цыплёнок».

01.02. Мозаика «Снегирь».

02.02. Мозаика «Городская улица»

03.02. Завершение работы над мозаикой. Организация выставки.

06.02. Бумагопластика. Плетение из полосок бумаги. Поделка «Коврик».

07.02. Плетение из бумаги. Поделка «Бабочка».

08.02. Изготовление шкатулки способом плетения.

09.02. Продолжение работы над шкатулкой.

10.02. Окончание работы. Подведение итогов.

13.02. Бумагопластика. «Пушистые шарики».

14.02. Праздник «День святого Валентина». Изготовление сувенира «Сердце».

15.02. Поделка «Снеговик».

16.02. Поделка «Ёлочка».

17.02. Окончание работы. Подведение итогов. Организация выставки.

20.02. Наша Российская армия. Виды войск, их назначения. Поделка «Погоны для солдата».

21.02. Объёмная открытка для праздника.

22.02. Завершение работы над открыткой.

24.02. Рисование красками «Солдат».

27.02. Широкая Масленица. Традиции праздника. Изготовление фигуры масленицы из случайных материалов.

28.02. Изготовление куклы-закрутки.

29.02. Скоро мамин праздник. Подарок для мамы: «Игольница». Изготовление выкройки.

01.03. Рассказ «Цветы для мамы». Беседа. Сшивание деталей выкройки.

02.03. Оформление игольницы. Подведение итогов.

05.03. Объёмная открытка для праздника.

06.03. Завершение работы над открыткой.

07.03. Рисование красками «Букет для мамы». Участие в школьной выставке.

09.03. Рисование красками «Цветы».

12.03. Изменение в природе. Приметы весны.

13.03. Техника работы «Изонить». Работа «Котёнок».

14.03. Продолжение работы с нитками.

15.03. Продолжение работы с нитками.

16.03. Завершение работы над «Котёнком». Подведение итогов. Организация выставки.

19.03. Работа с пластическим материалом. Картинки из комочков пластилина. Выбор рисунка, подготовка материала.

20.03. Продолжение работы над картинкой.

21.03. Продолжение работы над картинкой.

22.03. Окончание работы над картинкой. Подведение итогов четверти. Организация выставки для родителей.




1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1

1


1


1

0,5

1


1

1

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1


1

1

1

0,5

1

1

1


0,5

1


1

1

1


0,5

1

1

1


0,5

1

1

1

1

0,5


1

1

1

1

Итого: 50 дней.

Часов: 45.

IV четверть.

Апрель.


























Май.





02.04. «Весна идёт- весне дорогу!» Наблюдения за природой. Рисование красками «Подснежник».

03.04.Рисование красками «Наш сад вокруг школы».

04.04. Рисование с элементами аппликации: «Весна».

05.04. Аппликация «Бабочка» с использованием элементов плетения бумажных полос.

06.04. Завершение аппликации. Оформление композиции.

09.04. Ко дню космонавтики. Просмотр слайдов по теме. Рисование по образцу «Планета Земля».

10.04. Аппликация «Космонавт».

11.04. Бумагопластика. Изготовление макета ракеты.

12.04. Стихи и песни о космосе и космонавтах. Юрий Гагарин – первый космонавт. Изготовление коллективного поздравительного плаката.

13.04. Завершение работы над плакатом. Участие в школьной выставке.

16.04. Работа с картоном и нитками. Изготовление коробки путём обшивания сторон. Технология изготовления. Подготовка шаблонов, начальная работа по обшиванию одной стороны.

17.04. Продолжение работы над изготовлением коробки.

18.04. Продолжение работы над изготовлением коробки. Сборка изделия.

19.04 Продолжение работы. Сборка изделия.

20.04. Оформление работы. Подведение итогов.

23.04. К празднику светлой Пасхи. Традиции праздника. Раскрашивание образцов пасхальных яиц.

24.04. Работа с нитяной «стружкой». Технология. Подготовка материала. Аппликация из ниток «Цыплёнок».

25.04. Украшение пасхальных яиц аппликацией.

26.04. Изготовление объёмной открытки к празднику.

27.04. Завершение работы над открыткой. Создание общей композиции.

30.04. Праздник весны и труда. Подготовка коллективного праздничного плаката.

02.05. Бумагопластика. Аппликация из бумажных комочков. Подготовка материала. Композиция «Сирень».

03.05. Игра: «Узнай цветок» - по описанию или загадке. Аппликация «Тюльпан».

04.05. Завершение работы над аппликацией. Подведение итогов.

07.05. Праздник Победы. История праздника. Стихи о Победе. Подготовка коллективного праздничного плаката. Участие в школьной выставке.

08.05. Открытка для ветерана.

10.05. Бумагопластика. «Гвоздика».

11.05. Рисование красками «Салют Победы».

14.05. Работа с пластическим материалом. Герои русских народных сказок. «Девочка Маша».

15.05. Загадки и стихи про волка и лису. Поделки «Волчок- серый бочок» и «Лисичка-сестричка».

16.05. Сказка «Серебряный колокольчик». Поделка «Мышка- норушка» и «Мишка косолапый».

17.05. Рисование иллюстрации к любимой сказке.

18.05. Оформление композиции «Герои сказок».

21.05. Работа с сыпучим материалом. Технология. Подготовка материала. Аппликация «Колокольчик».

22.05. Технология работы с двумя видами сыпучих материалов. Аппликация «Футбольный мяч».

23.05. Технология работы с несколькими видами сыпучих материалов. Аппликация «Бабочка».

24.05. Стихи про школу. Аппликация с элементами рисования «Наша школа».

25.05. Завершение аппликации. Оформление выставки. Подведение итогов.

28.05. Аппликация из «пушистых комочков» - «Яблоня в цвету».

29.05. Стихи и загадки о лете. Приметы лета. Изменения в природе. Рисование «Лето».

30.05. «Как я хочу провести каникулы». Рисунок.

31.05. Подведение итогов года. Праздник.



1


1

1

1


0,5


1

1

1

1



0,5


1


1

1

1

0,5


1

1


1

1

0,5


1


1

1


0,5

1


1

1

0,5


1

1


1

1

0,5


1


1

1


1


0,5

1

1


1

1

Итого: 42 дня.

Часов: 38.

Всего за год: 173 дня.

Часов: 156.



Список используемой литературы.



1) Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги». Ярославль. Академия развития. 2006 г.

2) М. Левина «365 весёлых уроков труда». Москва. Айрис пресс. 1999г.

3) Т.В. Городкова. М. И. Нагибина. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки». Ярославль. Академия развития. 2001г.

4) В. С. Горичева. М.И. Нагибина. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль. Академия развития. 1998г.

5) А.А. Анистратова. Н.И. Гришина. «Поделки из природных материалов». Москва. Оникс. 2010г.

6) А.Н.Малышева. Н.В. Ермолаева. «Аппликация в детском саду». Ярославль. Академия развития. 2004г.

7) «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов». Москва. Мой мир. 2006г.

8) М.И. Нагибина. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль. Академия развития.1997г.

9) В. Гуляева. Т. Геронимус. «Волшебная паутинка» Москва. Интербук. 1991г.

10) Н.Л. Ликсо. «Бисер». Минск. Харвест. 2009г.

11) Л. Коломеец. «Всё для мой любимой куклы» Москва. Айрис пресс. 2000г.

12) «Коллективное творчество дошкольников». Под ред. А.А. Грибовской. Москва. Творческий центр «Сфера». 2004.

13) «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий». Москва. «Теревинф». 2006.

14) Е.А. Стребелева. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Москва. «Владос». 2001.

15) А.А. Катаева. Е.А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва. «Бук-Мастер». 1993.



































Кружок «Друзья Самоделкина».Наш девиз:Мы команда Самоделкины,

Очень любим мы поделки.

 Смастерим мы все на свете,

Долетим к любой планете!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее