«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа кружка 1 класс

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.

Каллиграфия так же применима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей, помогающий ребёнку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач.

Научившись выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Каллиграфия незаметно помогает человеку научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

11



Пояснительная записка.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, воспитанию патриотизма. Практическим аспектом является освоение каллиграфии букв кириллицы, тренировка мелкой моторики руки, развитие оптического контроля, привитие аккуратности, воспитание усидчивости.

Каллиграфия так же применима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей, помогающий ребёнку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач.

Научившись выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Каллиграфия незаметно помогает человеку научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей. В процессе письма активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм анализа причинно-следственных связей, трёхмерное видение.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная программа актуальна, так как в Российской Федерации, наряду с интеллектуальным развитием, уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников, их психоэмоциональному здоровью, становлению национального самосознания и патриотизма, формированию гражданской идентичности.

Программа разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, на основе программы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.


Режим занятий


Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса.


Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:


- возраст детей и их психологические особенности: 7-8 лет;

- особенности набора детей: набор в группу свободный (предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов);

- число обучающихся: 1 класс – 8-15 человек;


Формы проведения занятий


• практические занятия по каллиграфии с элементами игры;

• интерактивные экскурсии в музей каллиграфии, библиотеку

В каждом занятии прослеживаются две части:

• игровая

• практическая.


Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология;


Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Учебно - тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Деятельность

аудиторных

внеаудиторных

1

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

0,5

0,5

• планировать свои действия;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

• самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте.

• планировать свои действия;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

• самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.



2

Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.

0,5

0,5

3

Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания

0,5

0,5

4

По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)

0,5

0,5

5

Юный строитель (вертикальная штриховка)

0,5

0,5

6

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)

0,5

0,5

7

С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

0,5

0,5

8

Сказочный город (все виды штриховок и обводок)

0,5

0,5

9

Делай как я (повторение заданных фигур, узора)

0,5

0,5

10

Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)

0,5

0,5

11

В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)

0,5

0,5

12

Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)

0,5

0,5

13

Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)

0,5

0,5

14

В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)

0,5

0,5

15

Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

0,5

0,5

16

Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)

0,5

0,5

17

А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)

0,5

0,5

18

Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)

0,5

0,5

19

Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

0,5

0,5

20

Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)

0,5

0,5

21

Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)

0,5

0,5

22

Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)

0,5

0,5

23

Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)

0,5

0,5

24

Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)

0,5

0,5

25

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв.

0,5

0,5

26

Весёлая азбука

0,5

0,5

27

Весёлая азбука

0,5

0,5

28

Алфавит.

0,5

0,5

29

Упражнение в письме под диктовку.

0,5

0,5

30

Списывание с печатного текста.

0,5

0,5

31

Письмо под диктовку.

0,5

0,5

32

Списывание с печатного текста.

0,5

0,5

33

Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)

0,5

0,5

Итого

16,5

16,5



Литература


Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:


  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

  • Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

  • Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.

  • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

  • Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

  • Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.

  • Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.

  • Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.

  • Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2002 г.

  • Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

  • Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

  • Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Письмо для малышей. Изд. центр “Март” 2005 г.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее