10
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровье сберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, развитие физических качеств с помощью подвижных игр.
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата Проведения |
|
| Народные игры |
|
1 | «Вот мы и в школе». Русская народная игра «У медведя во бору» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
2 | Русская народная игра «Филин и пташка». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
|
3 | Русская народная игра «Горелки». | Правила игры. Проведение игры. |
|
4 | Русская народная игра «Кот и мышь». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
|
5 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. |
|
6 | Русская народная игра «Зарница» | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. |
|
|
| Игры на развитие психических процессов. |
|
7 | Игры на развитие восприятия. | Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». |
|
8 | «Моё здоровье в моих руках» Упражнения и игры на внимание | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». |
|
9 | Игры на развитие памяти. | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». |
|
10 | Игры на развитие воображения. | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». |
|
11 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». |
|
12 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Игры «Баба Яга», «Три характера». |
|
|
| Подвижные игры |
|
13 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. |
|
14 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. |
|
15 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. |
|
16 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. |
|
17 | «Чтоб забыть про докторов» Игра «Волк во рву» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. |
|
18 | Весёлые старты со скакалкой | Комплекс ОРУ со скакалкой. |
|
19 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | Правила игры. Проведение игры. |
|
20 | Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». | Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. |
|
21 | Игра «Белки, волки, лисы». | Правила игры. Проведение игры. |
|
22 | Игра «Совушка». | Правила игры. Проведение игры. |
|
23 | Игра «Удочка» | Игры со скакалкой, мячом. |
|
24 | Игра «Перемена мест» | Построение. Строевые упражнения, перемещение. |
|
25 | Игра «Салки с мячом». | Правила игры. Проведение игры. |
|
26 | Игра «Прыгай через ров» | Совершенствование координации движений. |
|
|
| Спортивные игры |
|
27 | Перестрелка | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
28 | Перестрелка | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
|
29 | «Вот и стали мы на год взрослей» Перестрелка | Мониторинг Проведение игры. |
|
30 | Спортивный праздник. | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. |
|
31 | «Мяч поднимай-мышцы укрепляй» | Игры, эстафеты |
|
32 | «Быстро мяч передавай-свою ловкость развивай» | Игры, эстафеты |
|
33 | «Я в руках её кручу и скачу, скачу, скачу» | Игра |
|