«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа коррекционных занятий со слабоуспевающими учащимися

Программа мероприятий, направленных на коррекцию психических функций слабоуспевающих учащихся.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»



Утверждаю:

Директор школы

____________________Б.А. Ешеев

«_______»_________________2019г.





Программа

Индивидуальных коррекционных занятий

со слабоуспевающими учащимися

(2019 – 2020 учебный год, 1-7 классы)









Подготовил:

педагог – психолог

Калинина С.И.





п. Саган – Нур, 2019г.

Пояснительная записка.

Психологическое сопровождение слабоуспевающих учащихся является важным направлением деятельности педагога-психолога. Познавательные процессы некоторых учащихся в период обучения практически не развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей.

Учащиеся 4,5-х классов – младшие подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.

Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения.

Цель программы: оказание помощи слабоуспевающим детям 1-5 классов, коррекция развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в школе.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.

  2. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.

  3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.

  4. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.

  5. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.

  6. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий

Принципы:

- Уважительное и доброжелательное отношение к слабоуспевающим учащимся и их потребностям;

- Внимательное отношение, доброжелательный тон;

- Создание «Ситуации успеха».

Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 30 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

Тематическое планирование

Мероприятия

Форма

Количество

часов

1

Вводное.


- информирование;

- беседа;

- психогимнастические упражнения;

- игры и упражнения на групповое взаимодействие

1

2

Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года).

диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.


4

3

Диагностика эмоционально-личностной сферы (в начале и в конце учебного года)

- диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.


4

4

Знакомство с методами тренировки внимания.


- игры и упражнения на развитие объема внимания;

- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;


4

5

Знакомство с методами эффективного запоминания.

- игры и упражнения на развитие разных видов памяти;

- игры и упражнения на развитие точности запоминания;

- игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения

4

6

Знакомство с методами тренировки мышления


- игры-загадки и ребусы;

- игры и упражнения на развитие операций мышления;

- игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения

5

7

Диагностика и развитие творческого мышления

- изучение особенностей творческого мышления школьников;

игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п.

4

8

Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления, снятия напряжения, неблагоприятных состояний

- информирование;

- беседа;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

-метод «Переключение»;

- сказкотерапия;

- релаксационные упражнения.


3

9

Коррекция и развитие логики

- игры и упражнения на выстраивание логических цепочек

- обобщения, аналогии, исключения

3

10

Заключительное занятие

- информирование;

- беседа;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

- релаксационные упражнения

3

Итого: 35 часов





Список использованной литературы:

1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

4. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

6. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее