МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы
____________________Б.А. Ешеев
«_______»_________________2019г.
Программа
Индивидуальных коррекционных занятий
со слабоуспевающими учащимися
(2019 – 2020 учебный год, 1-7 классы)
Подготовил:
педагог – психолог
Калинина С.И.
п. Саган – Нур, 2019г.
Пояснительная записка.
Психологическое сопровождение слабоуспевающих учащихся является важным направлением деятельности педагога-психолога. Познавательные процессы некоторых учащихся в период обучения практически не развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей.
Учащиеся 4,5-х классов – младшие подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.
Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения.
Цель программы: оказание помощи слабоуспевающим детям 1-5 классов, коррекция развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в школе.
Задачи программы:
Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.
Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий
Принципы:
- Уважительное и доброжелательное отношение к слабоуспевающим учащимся и их потребностям;
- Внимательное отношение, доброжелательный тон;
- Создание «Ситуации успеха».
Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении, один раз в неделю по 30 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Тематическое планирование
№ | Мероприятия | Форма | Количество часов |
1 | Вводное.
| - информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения; - игры и упражнения на групповое взаимодействие | 1 |
2 | Диагностика познавательной сферы (в начале и в конце учебного года). | диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения.
| 4 |
3 | Диагностика эмоционально-личностной сферы (в начале и в конце учебного года) | - диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения; - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения.
| 4 |
4 | Знакомство с методами тренировки внимания.
| - игры и упражнения на развитие объема внимания; - игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;
| 4 |
5 | Знакомство с методами эффективного запоминания. | - игры и упражнения на развитие разных видов памяти; - игры и упражнения на развитие точности запоминания; - игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения | 4 |
6 | Знакомство с методами тренировки мышления
| - игры-загадки и ребусы; - игры и упражнения на развитие операций мышления; - игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения | 5 |
7 | Диагностика и развитие творческого мышления | - изучение особенностей творческого мышления школьников; игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. | 4 |
8 | Развитие самопознания и рефлексии. Что со мной происходит, анализ собственного состояния. Обучение методам расслабления, снятия напряжения, неблагоприятных состояний | - информирование; - беседа; - мозговой штурм; - групповая дискуссия; - психогимнастические упражнения; - игры на групповое взаимодействие; -метод «Переключение»; - сказкотерапия; - релаксационные упражнения.
| 3 |
9 | Коррекция и развитие логики | - игры и упражнения на выстраивание логических цепочек - обобщения, аналогии, исключения | 3 |
10 | Заключительное занятие | - информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения; - игры на групповое взаимодействие; - релаксационные упражнения | 3 |
Итого: 35 часов
Список использованной литературы:
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
4. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
6. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.