МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы
___________________Б.А. Ешеев
«______»__________________2023год
Утверждаю:__________________
«_____»_______________2023г.
Зам. директора по НМР П.Л. Бадмаева
Утверждаю:__________________
Программа факультативного курса
«Формирование ЗОЖ (здорового образа жизни)»
(2023 - 2024 учебный год, 5-8 классы)
34 часа
Составила: С.И. Калинина
социальный педагог - психолог
п. Саган – Нур, 2023год
Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения. С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем, это отсутствие вредных привычек – алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Активные формы реализации данной программы, через классные часы, мастерские, деловые игры, тренинги, конференции, «круглые столы».
Данная программа способна помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни – это значит не только формирование у него адекватных механизмов адаптации к природной и социокультурной среде, но и развитие у него готовности к самостоятельному позитивному жизнеопределению.
Программа разработана в соответствии с Законом №273 «Об образовании в РФ» и программой развития МАОУ «Саган –Нурская средняя общеобразовательная школа».
Срок реализации программы: 2023 - 2024 г.
Возраст участников программы: 11-14 лет
Цели программы: 1. формирование осознанного отношения школьников к
своему физическому и психическому здоровью на основе
передачи знаний, необходимых для развития
здоровьесберегающего мышления и ориентации на
здоровый образ жизни
формирование важнейших социальных навыков,
способствующих успешной социальной адаптации, а также
профилактике вредных привычек и девиантного поведения
формирование представлений и системы необходимых
минимальных навыков поведения в ситуациях,
представляющих опасность
Задачи программы:
создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса.
формирование у учащихся потребности в физическом и
психическом саморазвитии.
совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы с подростками с целью
профилактики вредных привычек, безнадзорности и беспризорности
пропаганда среди учащихся здорового образа жизни, профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.
воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представления о здоровье как ценности
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья
учащихся;
- самореализация личности;
- социальная адаптация;
- повышение уровня профилактической работы;
- осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору
успеха на последующих этапах жизни;
Методы работы в программе:
v Лекционные занятия;
v Тренинги;
v Индивидуальные и групповые консультации;
v Тесты и анкетирование;
v «Мозговые штурмы»;
v Родительские лектории;
v Ролевые игры;
v Рефераты;
v Выпуск газет; листовок;
v Просмотр учебных фильмов;
v Личностный тренинг
v Элементы групповой психотерапии
Аспекты программы:
- Курение и статистика;
- Алкоголь - яд и обман;
- Наркомания - дело не личное;
- Проблема здоровья детей;
- Как сохранить здоровье ребенка?
- Режим дня и его значение;
- Путь к здоровью, силе, бодрости;
- Физкультура и спорт в жизни школьника;
- СПИД – реальность или миф;
- Наркомания. Что о ней нужно знать?
- Профилактика заболеваний: контроль массы тела;
- Повышение иммунитета;
- Питание и здоровье;
- Сложные отношения в переходном возрасте;
- Вред телевизора и компьютерных игр;
- Сохраняем остроту зрения;
Условия внедрения программы:
Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов
- диалогичности;
- эмпатического понимания;
- доверия к возможностям ребенка;
- безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности
- конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных
убеждений, личных ценностей, интересов учителя).
Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.
Создавать воспитывающие ситуации в учебной, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
Способствовать выстраиванию учащимися собственной системы ценностей, целей и установок в условиях формирования ЗОЖ;
Учить детей контролировать свое поведение и изменять свою жизнь.
Развивать личностные ресурсы подростков, способствующих формированию здорового жизненного стиля
Требования к знаниям и умениям:
I. Учащиеся научатся:
считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.
формировать свое мнение.
поддерживать отношения, взаимодействовать с другими
людьми.
самостоятельно, конструктивно выстраивать свое поведение.
предвидеть возможные последствия своих действий и поведения.
коммуникативной деятельности в незнакомой среде.
II. Признают:
ценность собственного здоровья.
ценность своей и чужой жизни.
Функциональные обязанности руководителя факультативного курса:
Организует годовое планирование и анализ воспитательного процесса.
Совместно с заместителем директора по воспитательной работе разрабатывает план работы с учащимися.
Организует жизнедеятельность детского коллектива.
Работает с классами, организует коллективное творчество.
Отслеживает и обобщает воспитательные результаты и достижения.
Осуществляет сотрудничество с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач.
Тематическое планирование мероприятий в рамках программы
№ | Мероприятия | Содержание деятельности | Количество часов |
1 | Наука о здоровье. Что такое здоровье? | Викторина «Здоровье», ответы на вопросы об аспектах здоровья: отсутствие заболеваний, вес, рост, питание, физические нагрузки, спорт, отсутствие вредных привычек | 1 |
2 | Беседа «Физиологические нормы существования организма. Рост, вес, температура тела, частота пульса, выносливость, координация, осанка. | Беседа о нормах здорового образа жизни; практическая работа: измерение роста, веса, температуры тела, пульса человека | 1 |
3 | Дискуссия: «Режим дня, режим нагрузок, питание, отдых, двигательная активность, значение закаливания» | Написание мини – проектов: «Книга здоровья» о том, что полезно для человека: чередование нагрузки и отдыха, правильное питание, выполнение зарядки, закаливание, уход за кожей, волосами | 1 |
4 | Тренинг «Мы все такие разные» | Развитие у детей умения видеть в людях их разные стороны; выработка толерантного отношения к различным социальным группам | 2 |
5 | Беседа «Правила личной гигиены, уход за телом, косметика «за» и «против» | Олимпиада «Мое здоровье в моих руках» (по блокам: «Гигиена и здоровье», «Здоровье в саду и огороде», «Спорт и здоровье») | 1 |
6 | Тренинг «Слагаемые здоровья» | Выработка творческих способностей посредством игр и упражнений: (1задание – собери аптечку; 2- инспекция домашней аптечки – подбор соответствий названий и назначений; 3- объясни специализации врачей; 4- придумай вывеску для поликлиники; 5- продолжи предложение: авитаминоз это; ангина это, бронхит это, близорукость это; 6- назови вредные советы; 7- дай толкование словам: арома, терапия, фито, гирудо, апи, гидро; 8- карточки использования лекарственных растений; 9-рефлексия) | 1 |
7 | Деловая игра «Секреты здорового питания» | Дать учащимся представление о роли правильного питания (1 задание – назови какие витамины содержатся в каких продуктах; 2- информационный блок о факторах заболеваний; 3- создание анти-рекламы газированных напитков, чипсов, фаст – фуда, алкоголю, табачным изделиям; 4- мини – проект магазин «Здоровое питание»; 5- рефлексия ) | 1 |
8 | Занятие – мастерская «Спорт и здоровье» | Помочь учащимся осознать значение спорта в жизни человека (1 задание информационный блок о спорте; 2- сделай вывод почему вредно есть на ночь; 3- назови пословицы и поговорки о пользе спорта и труда; 4- подготовь программу «Спорт – дело семейное», «Спорт и ваше здоровье», «В ритме танца»; 5 – придумай 10 заповедей долгожителю и 10 заповедей здоровья; 6- рефлексия) | 2 |
9 | Информационный блок: «По страницам ОБЖ», безопасность на улице, действия при пожаре | Актуализация знаний, умений и навыков детей: индивидуальные карточки о чрезвычайных ситуациях: как оказать экстренную помощь при обморожении, обмороке, ожоге, пищевом отравлении, солнечном ударе, переломе; как вести себя при пожаре; наводнении; землетрясении; ДТП | 1 |
10 | Тренинг «Эмоции правят мною или я ими?», конфликты и способы их решения, влияние на здоровье | Развитие способности оценивать собственное состояние и умение управлять собой посредством следующих упражнений: «Подари подарок», «Вред и польза», «Скульптур и глина», «Интервью», «Установка контакта», «Комплимент» | 2 |
11 | Лекторий «Оказание первой помощи при простых травмах: ссадины, царапины, поверхностные раны. | Развитие способности сострадания и оказания первой помощи близким; назначение антисептиков (йод, бактерицидный пластырь, ) | 2 |
12 | Занятие – практикум (обучение способам снятия напряжения, утомления) | Открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации посредством следующих упражнений: «Самокомплимент», «Словарь хороших качеств» | 1 |
13 | Беседа о профилактике заболеваний. Иммунитет и способы его повышения. | Дать знания учащимся о свойствах иммунитета. Рассказать о наличии витаминов в тех или иных продуктах: молоко, яйца, ягоды, фрукты, орехи, мед, рыба. | 1 |
14 | Тренинг« Как не поддаться стрессу» | Актуализировать знания учащихся о влиянии стресса на организм человека посредством игр и упражнений: 1 задание – составить программу вечеринки для людей, ведущих ЗОЖ; 2 – игра «Комиссионный магазин» в который принимаются такие качества лень, занудство, безответственность; 3- необходимо разработать проекты и защитить их «Аромотерапия и ее влияние», «Цветотерапия и ее влияние», «Арттерапия и ее влияние »; 4 – игра «Комплимент»; 5 – игра «Я могу, я умею»; 6 - рефлексия | 2 |
15 | Беседа «Красота и здоровье» | Информационный блок об аспектах красоты: рост, вес, одежда, обувь, мода. | 1 |
16 | ТОК – ШОУ «Курение: дань моде, привычка, болезнь» | Работа в группах по выработке рекомендаций курящим людям с точки зрения: историков, социологов, медиков, химиков, ботаников, молодежи | 1 |
17 | Тренинг «Есть выбор – жизнь без наркотиков» | Выявление уровня осведомленности учащихся о проблемах наркомании; предоставление знания о вреде наркотиков: 1. из истории; 2. жертвы дурмана, 3. мифы о наркомании, 4. душевные признания оступившихся, 5. за здоровый образ жизни, 6. рефлексия | 2 |
18 | Тренинг «Ступени, ведущие вниз», влияние алкоголя на организм | Цель занятия доказать пагубность вредных привычек; 1). конкурс рисунков (курильщик со стажем 1 год, 5 лет, 10 лет); 2). задание по группам: обозначить зоны проблем подростков, которые склонны к употреблению ПАВ: общение, подражание, конфликты, стрессы 3). игра – упражнение «Марионетка» 4). Мини – проекты, альтернатива вредным привычкам 5). Рефлексия | 2 |
19 | Тренинг «Как принимать решение», цель формировать умение ориентироваться в разных ситуациях | Цель занятия – выработка навыков самовоспитания, самодисциплины, формирование полезных навыков. 1) тест работоспособности и трудолюбия 2) Игра «Творческий шарж»: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих, указать на проблемы поведения и принятия ответственных решений 3) Игра Три – Д: придумать задание для соседей по ряду, в которых они могут проявить себя (например при катастрофе, кораблекрушении, наводнении и т.д.), цель – умение принять нужное решение в сложной ситуации 4) Рефлексия | 2 |
20 | Беседа «Наркотики и закон» | Предоставление информации об ответственности за распространение наркотических и токсических веществ. | 1 |
21 | Игра – дискуссия «Я отвечаю за себя» | Цель: развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения 1) создание доброжелательной атмосферы, актуализация знаний о бесконфликтном общении 2) упражнение «Эффекты восприятия» обманчивая внешность, стереотипы поведения 3) ошибки при взаимодействии: барьеры общения, ошибки восприятия, ошибки привлекательности, ошибки отношения к вам 4) ролевая игра «Барьеры общения» (роли: лидер, игнорируемый человек, конфликтный человек, слушатель и т.д.) 5) упражнение «Условия бесконфликтного общении»: управление эмоциями, умение говорить, безоценочное обсуждение, умение располагать к себе 6) упражнение «Договоритесь» | 1 |
22 | Беседа «СПИД – чума 21 века» (8 класс) | Цель – ознакомить учащихся с опасностью заражения ВИЧ, создать условия для формирования сознательного отношения к здоровью 1) информационная часть о заболевании: вызывается вирусом, разрушающим защитные силы организма, появилось в 70-х годах 2)ВИЧ и СПИД в чем отличие 3) каким образом не передается, передается 4) изменения в организме после заражения 5) как обнаружить ВИЧ, лечение | 2 |
23 | Беседа «Здравствуйте, или Что значит здоровый образ жизни» | Цель: актуализировать знания о понятии ЗОЖ, формировать представление о качествах здорового образа жизни 1) повторение понятий – трезвость, ЗОЖ, ценности 2) повторение факторов культуры здоровья: общественный труд, отсутствие болезней, образование и развитие, спорт, питание, образ жизни 3) психологические аспекты здоровья – любовь, радость, интерес, положительные эмоции, активность, ответственность, самоограничение. | 1 |
24 | Ответственное поведение (нормы, законы). Представление о риске. | Цель: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в обществе, повторить условия возникновения административной, уголовной, дисциплинарной ответственности. Тест «Склонность к риску » | 1 |
25 | Итоговый тренинг, мозговой штурм, рефлексия: я узнала, я понял… | Цель: выявить уровень полученных знаний на занятиях элективного курса 1. Упражнение «Интервью - презентация» о жизни, интересах, планах 2. Упражнение «Эмоции» состояние, эмоции на проведенных занятиях тренингах 3. Упражнение «Рисунок жестов» изображение качеств, состояний 4. Упражнение «Разговор» | 2 |
Список использованной литературы:
Нимаева Д.В., Хандирова С.Г., Хамаганов Ч.А., Дуренкова Т.А. «Я создаю здоровое сообщество». У-У., 2006
Михеева А.А., Шалаева Д.А., Величкина Ю.В. . «Правильный выбор». М.,2007
Виценовская Т.В., Савина Е.А., Абдрахманов Р.Р.. «Сказка о тебе и других». М., 2005
Брагина С.А., Авдощенко Л.В. «Диалоги о здоровье». В., 2009.
Кучегашева П.П., Науменко Ю.В., Федоскина И.В. «Мое здоровье». М., 2010
Науменко Ю.В. «Мое здоровье». М., 2010
Рудякова О.Н. «Развитие культуры общения в подростковой среде». В., 2011
Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. «Психологическая поддержка учащихся». Волгоград, 2008
Фопель К.А. «Психологические игры и упражнения». М., 200
Петрусинский В.В. «Игры, обучение, тренинг». М., 2004.
Безух К.Е., Калинина Н.А., Артеменко В.П., Назаркова Н.В., Калаус Е.Д. «Культура здоровья школьников». В., 2011
Ресурсы Интернет:
http:// Olympiad.hl.ru
http:// ru.wikipedia.org /wiki/
http://s99 – omsk.narod. ru
http://supercook.. ru
http://www.fictionbook. ru