Программа по русскому языку для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) составлена на основе
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 год.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03. 2004 №1089)
3. Рабочей программы по русскому языку 5-11 классы (по программам М.М. Разумовской)
4. Учебник «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской и др.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
2. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
3. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания русского языка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить учащихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Научить учащихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества учащихся.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
Коррекция и развитие памяти;
Коррекция и развитие внимания;
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
Развитие умения сравнивать, анализировать;
Развитие умения выделять сходство и различие понятий;
Умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
Умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
Развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
Формирование умения преодолевать трудности;
Воспитание самостоятельности принятия решения;
Формирование адекватности чувств;
Формирование устойчивой и адекватной самооценки;
Формирование умения анализировать свою деятельность;
Воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
Развитие фонематического восприятия;
Коррекция нарушений устной и письменной речи;
Коррекция монологической речи;
Коррекция диалогической речи;
Развитие лексико-грамматических средств языка.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Содержание тем учебного курса.
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие. гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ
знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных. Сложносокращённые слова.
Части речи
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400, 90,100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространённые, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Повторение пройденного за год.
Требования к уровню подготовки.
К концу учебного года
· учащиеся должны знать:
· Части речи, использовать их в речи;
· Морфемный состав слова;
· Предложение и его типы;
· Наиболее распространённые правила правописания слов.
· учащиеся должны уметь:
· Читать текст в соответствии с нормами выразительного чтения.
· Пересказывать текст.
· Пользоваться орфографическим и толковым словарями.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Учебник «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2010 г
Тематический план
(34 час)
Темы | Кол-во часов | Развитие речи |
Повторение пройденного в 5 классах 1-2 урок. Правописание гласных в корне слова. Однокоренные слова. Подбор проверочных слов. Работа с орфографическим словарем. 3-4 урок. Правописание согласных в корне слова. Подбор проверочных слов. 5-6 урок. Правописание приставок. 7 урок. Работа с текстом. Чтение. Пересказ. Монологический ответ. 8 урок. Изложение повествовательного характера | 8
| 2
|
9 урок. Фонетика. Звуки и буквы. Буквы Е,Ё, Ю, Я 10 урок. Раздельное написание предлогов. Ъ и Ь 11 урок. Части слова. Орфограммы 12 урок. Сочинение по картине | 4 | 1
|
13-14 урок. Правописание существительных. Приставки 15-16 урок. Правописание существительных. Корни 17-19 урок. Правописание существительных. Суффиксы и окончания 20 урок. Правописание прилагательных 21 урок. Сочинение | 9 | 1 сочинение |
22-23 урок. Глагол и его правописание 24 – 25 урок. Морфологические признаки глагола | 4 | |
26 урок. Правописание числительных 27 урок. Правописание числительных 28 урок. Правописание числительных 29 урок. Правописание местоимений 30 урок. Правописание местоимений 31 урок. Правописание местоимений 32 урок. Правописание наречий 33 урок. Правописание наречий 34 урок. Синтаксический разбор предложения | 9 | |
ИТОГО | 34 | 4 |