«Зимний фестиваль знаний 2025»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении

Методическая разработка по теме Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма может использоваться администрацией школы или классными руководителями при проведении совещаний и классных часов.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении»


Введение

В связи с нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, активности движения на улицах и дорогах, увеличением числа природных катаклизмов, обострением социально-экономических проблем все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль здесь отводится курсу основы безопасности жизнедеятельности.

Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранить свою жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных ситуациях, умения оказывать само и взаимопомощь. Безопасность дорожного движения – одно из приоритетных направлений работы преподавателя-организатора ОБЖ.

В настоящее время организационные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение данного направления работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально, стихийно и бессистемно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных дорожных ситуаций, мало уделяется времени проведению практических занятий по отработке и применению знаний правил дорожного движения. Не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. А это в свою очередь значительно влияет на результат работы. В данной методической разработке хотелось бы отразить систему работы по профилактике ДДТТ в целом, а также выделить основные направления работы, применяемые формы и методы.

Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в обобщении и систематизации опыта работы учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении. Цель конкретизирую в задачах.

Задачи:

  • определить основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и раскрыть их содержание;

  • выстроить формы сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений с заинтересованными структурами в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

  • проанализировать эффективность работы выстроенной системы по данному направлению.


Глава1. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении


1.1. Планирование профилактической работы


Любая работа в образовательном учреждении должна осуществляться согласно плану, так как педагогика не терпит стихийного подхода. Все планы начинаются с анализа работы или диагностики проблемы. Так и преподаватель – организатор ОБЖ совместно с заместителем директора по УВР планируют работу по профилактике ДДТТ на основе анализа работы предыдущего периода. Планирование профилактической работы осуществляется в соответствии с научными принципами. Планы строим конкретные, обоснованные и реальные для выполнения. Составляются они на основе статистических данных и факторного анализа причин и условий, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге. В планах определяем исполнителей, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы согласуются и утверждаются субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий.

Вся деятельность по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:

  • работа с обучающимися;

  • работа с родителями;

  • работа с педагогами.

Планируя свою работу по пропаганде правил дорожного движения и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, необходимо информировать детей о состоянии и проблемах детского дорожно-транспортного травматизма, как в своем городе, так и по всей России.

Следующее, что обязательно учитываю при планировании – это приобретение соответствующей учебно-методической литературы, наглядных пособий, технического оснащения кабинета и школьной автопощадки, «уголков безопасности». Хорошее методическое обеспечение помогает повысить качественный уровень усвоения знаний обучающихся по данной теме. А также в плане мы четко определяем проведение внеклассных мероприятий: тематических утренников, творческих смотров-конкурсов, викторин, соревнований, экскурсий, выступление агитбригад, профилактических акций и рейдов в микрорайоне школ совместно с инспекторами ГИБДД. При планировании работы, важное значение мы придаем работе кружка «Юных инспекторов дорожного движения», которые занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений.

В план работы по профилактике ДДТТ также входит взаимодействие с заинтересованными структурами - ГИБДД, ППДН, автошколой, автотранспортными предприятиями, средствами массовой информации, библиотекой, учреждениями дополнительного образования, центральной районной больницей, другими общеобразовательными учреждениями города.

Немаловажное значение придается и работе с родителями и педагогами. В план на текущий учебный год включаем проведение консультаций, семинаров, индивидуальных бесед для педагогов и родителей обучающихся.

По окончании срока действия планов мы анализируем результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляя положительный опыт и недостатки в организации этой работы.


1.2. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в рамках курса ОБЖ


Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении правил дорожного движения.

Министерством образования и науки Российской Федерации определен обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам: «Окружающий мир» (1-4классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (5-9 классы). В рамках этих предметов учащиеся в образовательном процессе изучают основы безопасного поведения на улицах и дорогах.

Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:

Целью обучения школьников правилам дорожного движения является: усвоение ими содержания правил и формирование у них умения использовать знания правил для принятия решений в реальных условиях дорожного движения, без чего не возможно обеспечение безопасности на дороге. Указанная цель может быть достигнута соответствующими формами, методами и приемами обучения и воспитания.

Образовательный процесс по основам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах входит в курс ОБЖ и проводится преподавателем-организатором ОБЖ, с учетом педагогических требований, направленных на решение следующих задач:

Изучение учениками правил дорожного движения и формирование навыка безопасного поведения на улицах и дорогах я, как преподаватель-организатор ОБЖ осуществляю:

  • на уроках ОБЖ;

  • интегрированных уроках;

  • в ходе внеклассных мероприятий;

  • деятельности отряда юных инспекторов движения.

Учебные занятия стараюсь проводить в специально оборудованном кабинете ОБЖ, а отработку практических навыков на школьнойавтоплощадке. Для качественного усвоения знаний я широко использую наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого важно, чтобы в кабинете имелись:

  • уголок безопасности,

  • технические средства обучения и медиатека,

  • разнообразный дидактический материал,

  • учебно-методическая литература,

  • макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т.д.

Обучение детей я веду по трем возрастным группам:

  • в начальном звене дети знакомятся с сигналами светофора, дорожными знаками, учатся правильно общественным транспортом, и в заключение проигрывают дорожные ситуации на школьной автоплощадке;

  • в среднем звене программа значительно шире и сложнее :дети изучают группы дорожных знаков, участвуют в различных соревнованиях и конкурсах;

  • в старшем звене обучающиеся изучают причины дорожно-транспортных происшествий, знакомятся с требованиями правил дорожного движения для велосипедистов, участвуют в эстафетах по фигурному вождению велосипеда.

1.2.1 Принципы, формы и методы обучения и воспитания


Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров к ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема.Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Для обучения школьников правилам дорожного движения реализуются следующие принципы:

  • развивающего обучения,

  • преемственности,

  • последовательности,

  • постепенности,

  • доступности,

  • наглядности,

  • единства воспитания и обучения.

При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий:

  • традиционный урок в классе;

  • интегрированный урок;

  • урок-игра(игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и т.д.);

  • экскурсия;

  • самостоятельная работа с наглядными средствами обучения (плакаты, иллюстрации в учебных рабочих тетрадях);

  • практические занятия на специально оборудованных для детей школьных автоплощадках, автодромах, автогородках, тренажерах.

Целесообразно использование устных методов изложения материала:

  • рассказ,

  • рассказ-объяснение,

  • беседа,

  • лекция.

При ведении учебных занятий я применяю все известные мне педагогические технологии и инновационные методы обучения. От моей инициативы и профессионального мастерства во многом зависит эффективность обучения правилам дорожного движения. Я как педагог должна знать их и уметь преломлять содержания правил, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую информацию в соответствии с возрастом учащихся. Особенность обучения правилам дорожного движения состоит в том, что в отличие от других учебных наук, учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.

Младшие школьники еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Потому их надо обучать безопасному поведению. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и ее последствия, способность правильно оценить свои возможности. Обучающимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность - личностные качества, которые помогут ему адаптироваться в дорожной среде.

Культура поведения детей на улице, дороге и транспорте во много зависит от ближайшего окружения и нравственной атмосферы в семье. Воспитание, как психолого-педагогическое воздействие, направлено на обеспечение дорожной безопасности ребенка и должно осуществляться одновременно в семье и школе. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании, необходимо учитывать педагогические закономерности.

Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между педагогом обучающимся, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на их поведение. Если педагог поддерживает правильные действия и вовремя устраняет ошибки, ребенок быстро научится безопасно вести себя на улицах и дорогах. Чтобы правила прочно усваивались, необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе эмоции, разум и действие. Если ребенок равнодушен, пассивен, не переживает того, что хочет привить ему педагог, то и результатов не будет. Понимание и сознание безопасных действий надо проверять в реальных условиях. Возможности школьников не всегда совпадают с требованиями преподавателя. Бывает так, что, свободно владея знаниями правил, ребенок неловок и неуклюж при выполнении определенных элементарных действий.

Таким образом, закономерности отражают главные связи между условиями дорожной среды и результатами воспитания. В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения.

Организация воспитательного процесса и проведение учебных занятий по безопасности дорожного движения строится на основе принципов и методов воспитания. Принципы воспитания - это основа действенного решения воспитательных задач.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития, Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот - приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность.

Увидев машину, ребенок не может определить, как быстро она приблизится к нему, Заметив один автомобиль, он не видит другой, Дети 7 лет замечают на дороге только то, что им известно, Если ребенок не знает особенностей движения транспорта, то ни как не реагирует на его появление.

На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характера, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине и культуре поведения в сфере дорожного движения.

При этом преподаватель в большей мере использует свой авторитет. Воспитание требует отношение к каждому ребенку, как к личности наделенной собственными чувствами, взглядами, мыслями и волей. Отношение к нему как к маленькому, постоянная и назойливая опека лишь тормозит его психическое развитие.

Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку неспособны в полной мере оценить изменения формы и положения движущегося автомобиля – скорость и расстояние до него. Кроме того у ребенка недостаточно развито боковое зрение. Поэтому воспитывая 7 летних детей, нельзя требовать от них осознанных и четких, безопасных действий на дороге. В этом ошибка стандартного подхода к ним, как к 10 летним. Даже хорошо зная правила перехода улиц и дорог и сигналы светофора, ребенок не может вполне безопасно вести себя, так как часто падает из-за несовершенства координации движений. Не рекомендуется приучать младших школьников самостоятельно переходить дороги с интенсивным движением и стоять посередине на осевой линии, где шаг назад или вперед может стоить жизни.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом и в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Вместе с тем нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во-первых, это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во-вторых, внушение страха может сделать ребенка неуверенным и беспомощным и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться и испугаться.

Преподаватель должен не только воспитывать детей, но и проводить профилактическую работу с родителями. То есть постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей по улицам и дорогам с интенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, дети попадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляются стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем – либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, еще до школы ребенку необходимо разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, показывать, например. Что машина не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому преподаватель доложен воспитывать вместе со школьниками и их родителей. Методы воспитания - это способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение обучающих.

1.2.2 Особенности организации обучения и воспитания в начальном звене


Занятия по правилам дорожного движения для детей проводятся и в детском саду. Мы в начальной школе продолжаем эту работу. При этом важно сохранить преемственность и помнить, что в этом возрасте у детей внимание неустойчивое, они легко отвлекаются на все интересное и необычное (непроизвольное внимание).

От детей данного возраста нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной им дорожной информацией. Самоконтроль запоминания происходит, например, у детей на уровне узнавания. Непроизвольное запоминание у них эффективнее произвольного. Вместо увеличения объема знаний (что как раз часто наблюдается в практике обучения детей ПДД) следует обращать внимание на точность образов и понятий, которыми пользуются дети. Дорожную лексику из правил дорожного движения необходимо вводить дозами и постепенно. Следует иметь ввиду, что знания у младших школьников всегда связаны с речью, ведь они знают только то, что могут объяснить своими словами.

О предметах, объектах и явлениях дорожной среды дети судят часто односторонне по единым внешним признакам. Умозаключения опираются на наглядные образы, данные в восприятии. Выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

В процессе обучения младшие школьники усваивают стереотипы безопасного поведения , которые действуют лишь в ситуациях, аналогичным изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивидуальностью личности ребенка.

Эффективность обучения состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились бы адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их на проезжей части дороги, во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из транспорта.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение жизни и здоровья. Если же запретов много, ребенок неизбежно начинает их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».

Младшие школьники очень подвижны. Поэтому для них я для занятий обязательно разрабатываю специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий и развития двигательной координации.

При обучении младших школьников принимаю во внимание, что они в силу своих возрастных и психических особенностей не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому применяя методы - внушение, убеждение, пример, формирую у них умение прогнозировать опасность, ее последствия и правильно оценивать свои способности. Стараюсь привить детям психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.

На уроках ОБЖ, при изучении тем безопасность на дорогах, успешно применяю игровые технологии(ролевые игры), так как игра –один из основных видов деятельности обучающихся первой ступени. Кроме того я использую разнообразный дидактический материал, имеющийся в кабинете ОБЖ: дорожные знаки, макеты безопасных маршрутов, вопросы викторин, загадки, кроссворды, ребусы и т. д.

Ошибка стандартного подхода в обучении младших школьников состоит в том, что от них требуются осознанные и четкие безопасные действия на дороге. Этого делать нельзя, так как ребенок, даже хорошо знающий правила перехода дорог, не сможет вполне безопасно вести себя из-за несовершенства у него координации движений.Перед началом занятий по дорожной тематике (для первичного ознакомления) и в конце образовательного процесса, для закрепления учебного материала я провожу экскурсии по городу, на которых дети знакомятся с дорожной средой, знаками регулирования, правилами поведения на дороге. В проведении экскурсий помощь оказывают родители.

1.2.3.Особенности организации обучения и воспитания в 5-7 классах


В 5-7 классах рекомендуется изучать правила дорожного движения с постоянным углублением и рассмотрением более сложных вопросов. В своей работе я стараюсь учебный материал распределять равномерно в течение учебного года.Некоторыезанятия провожу в конце четверти, в предканикулярное время в виде инструктажа о безопасном поведении подростков на улицах и дорогах во время каникул.

Наиболее распространенными формами, применяемыми мною на уроках, являются беседы и рассказ в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения.

В процессе обучения я использую видеотренинг: показываю клипы, отрывки из короткометражных, документальных и учебных фильмов, а затем отрабатываем умения и навыки безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др.

Рекомендуется на занятиях проводить разбор ДТП на конкретных примерах, для этого на уроках при изучении тем - «Основные причины дорожно-транспортных происшествий», «Опасности на дороге, связанные со сложными погодными условиями», «Тормозной путь автомобиля» я использую соответствующие материалы, предоставляемые Госавтоинспекцией.

Воспитание учащихся организуется одновременно с обучением. Школьники должны понимать, что такое правонарушение в области дорожного движения и осознавать, что ответственность за них несут родители.

1.2.4. Особенности организации обучения и воспитания в 8-11 классах


В старших классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров.

Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.

Учащиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно-принудительные меры воздействия.

На занятиях со старшеклассниками изучаем соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьях Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.

В образовательном процессе с обучающимися старших классов я реализую основные принципы: «Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания», «Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия» «Принцип социальной безопасности». А также на уроках со старшеклассниками использую соответствующие формы и методы воспитания правопослушному поведению в дорожной среде.

Для чтения лекций по правовым вопросам стараюсь приглашать специалистов - юристов и работников Госавтоинспекции, знающих законодательство и умеющих работать с учащимися старших классов. На занятия по разделу «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» при изучении тем, «Оказание первой помощи при автодорожном происшествии» беседы проводят специалисты –травматологи. Эффективность таких занятий на всех ступенях образования очевидна.

1.3 Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед, мы включаем в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, различные формы внеклассной деятельности.

Так, для учащихся начальной школы(1-4 классы) я применяю следующие формы работы:

  • викторины, олимпиады, соревнования с привлечением старшеклассников юношеских автомобильных школ (ЮАШ)

  • экскурсии по городу;

  • тематические классные часы;

  • утренники, Праздники;

  • творческие конкурсы(рисунков, плакатов, поделок, стихов, песен и др.);

  • посещение театрализованных и кукольных представлений;

  • участие в библиотечных часах;

  • практические занятия по отработке навыков перехода дорог и перекрестков на школьной автоплощадке.

Для обучающихся 5-8 классов проводим:

  • соревнования;

  • конкурсные программы(включающих инсценировки и музыкальные произведения соответствующей тематики)

  • театрализованные представления;

  • библиотечные часы;

  • организуем работу отряда ЮИД;

  • акции;

  • выступление агитбригад и членов отряда ЮИД в школе, в подшефных детских садах и на родительских собраниях; и т. д.

Активным участникам этих профилактических мероприятий мы вручаем удостоверения «Юный инспектор движения» и принимаем в отряд.

Для обучающихся 9-11 классов организуем:

  • углубленное изучение правил дорожного движения в процессе систематических работ по профориентации и подготовке специалистов транспортных профессий;

  • регулярные встречи с работниками Госавтоинспекции и юристами для проведения бесед, лекций по правилам дорожного движения и административной, уголовной и гражданской ответственности за их нарушения;

  • рассмотрение вопросов по дорожному праву на тематических мероприятиях;

  • соревнования велосипедистов в летних и зимних чемпионатах по юношескому многоборью и т. д.

Организация встреч с инспекторами ГИБДД проводится регулярно, в соответствии с планом. На них ребята повторяют правила, отрабатывают практические навыки перехода перекрестка по сигналам регулировщика, участвуют в различных играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, получают много новой, интересной и важной информации.

Польза в проведении мероприятий такого рода для детей, как в течение учебного года, так и в каникулярное время очевидна.

Таким образом, разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.


1.4 Организация и содержание профилактической работы с родителями


Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма –работа с родителями.

Исследования показывают, что подавляющее число родителей (в основном те, у кого нет автомобилей) не знают Правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологический особенности поведения детей в дорожной среде –основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям(ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися педагог начальной школы и классные руководители среднего звена совместно с преподавателем – организатором ОБЖ должны методически обеспечить и работу с родителями. В своей работе я применяю следующие основные формы занятий:

  • лекции;

  • проведение тематических бесед;

  • вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности);

  • индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска(слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях с родителями я даю следующие установки:

  • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

  • при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного перехода и др.

Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убедить их в необходимости оказывать помощь школьникам дома в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью при выполнении домашних заданий.

Даю советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и, находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участии родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).

Вывод:

  1. Постоянный рост активности движения на дорогах выдвигает проблему детского дорожно-транспортного травматизма на одно из первых мест по своей значимости. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения, тем самым придавая важное значение более углубленному изучению ПДД.

  2. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна осуществляться согласно плана.

  3. Обучение правилам дорожного движения необходимо вести с учет возрастных особенностей детей, используя различные принципы, формы и методы.

  4. Разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

  5. Эффект профилактической работы во много зависит от соединения процесса обучения и воспитания в единую систему, включающую в себя всех заинтересованных субъектов


Глава 2 Организация системы профилактической работы по дорожно-транспортному травматизму среди несовершеннолетних в МОУ средней общеобразовательной школе №2 г. Гаврилов-Яма


Безопасность человека – одна из глобальных проблем, которая выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников безопасному поведению на дорогах. Придавая важное, значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма я стараюсь вести эту работу в тесном контакте с педагогическим коллективом и родителями, взаимодействуя с работниками ГИБДД и другими заинтересованными структурами.

При ведении занятий я постоянно совершенствую формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

В школе обучается 277 учащихся, объединенных в общеобразовательные классы, специальные (коррекционные) классы VII вида и специальные (коррекционные) классы VIII вида. Расположена школа в центре города, на участке, где повышенная интенсивность движения транспортных средств. Вблизи находится перекресток, основная магистраль и второстепенные дороги, поэтому вопрос изучения правил дорожного движения и привития навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах является одним из основных в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ и в целом педагогического коллектива школы.

Преподавание курса ОБЖ и система работы в школе по профилактике ДДТТ способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретения навыка безопасного поведения на улицах и дорогах.

Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся школы.

Целью системы работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, соблюдение ими установленного порядка в области дорожного движения. Эта цель достигается решением следующих задач:

Организация работы по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:

  • работа с обучающимися,

  • работа с родителями,

  • работа с педагогами.


2.1 Обучение детей и подростков безопасному поведению на дорогах


Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении правил дорожного движения.

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, передаваемая педагогом);

  • самостоятельная работа(изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных книжках - тетрадях);

  • практическая отработка координации движений в играх-упражнениях(вводных, групповых, индивидуальных), умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте.

Учебные занятия имеют практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в условиях дороги. А для этого весь учебно-воспитательный процесс должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным(без пропусков или замен), построенным с учетом уровня психического и физического развития детей.

Приоритетом нашей системы деятельности по профилактике ДДТТ является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие. В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице и в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудничества.

Изучение правил дорожного движения и формирование навыка безопасного поведения на дорогах ведется: на уроках основ безопасности жизнедеятельности; интегрированных уроках – «Уроки безопасности по ПДД», в ходе внеклассных мероприятий. А также находит свое отражение в деятельности отряда ЮИД.



2.1.1 Уроки основ безопасности жизнедеятельности


Обучение основам безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется по рабочим программам курса Основы безопасности жизнедеятельности, составленным на основе стандартов образования и программ для общеобразовательных школ под ред. А. Т.Смирнова рекомендованным Министерством образования РФ.

Целью обучения школьников Правилам дорожного движения является: усвоение ими содержания Правил дорожного движения и формирование у них умения использовать знания правил для принятия решений в реальных условиях дорожного движения, без чего невозможно обеспечение безопасности на дороге.

Указанная цель может быть достигнута должным образом лишь соответствующими методами обучения. Дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя походить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание.

Для обучения правилам дорожного движения приоритетным, а по сути, обязательным способом, проведения занятий я считаю метод максимально приближающий условия урока, проводимого в классе, к реальным требования на дороге. Достигнуть этого можно только путем демонстрации и использования средств наглядности и практических занятий.

Для проведения уроков я использую кабинет ОБЖ и школьнуюавтоплощадку (Приложение№1), в которых сосредоточены дидактический материал, учебно-методическая литература(Приложение), технические средства обучения (Приложение), подготовлены и обобщены методические рекомендации для учителей, классных руководителей, родителей по проведению профилактических бесед с обучающимися.

Все занятия я стараюсь проводить с широким использованием наглядных пособий, которые:

  • отображают средства регулирования движения - дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения;

  • иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования;

  • наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.

Для организации работы по безопасности дорожного движения кабинет ОБЖ имеются:

  • уголок безопасности;

  • медиатека;

  • плакаты;

  • разнообразный дидактический материал (карточки с алгоритмами действий, карточки-задания с ситуационными задачами, тестовые задания);

  • учебно-методическая литература;

  • макеты дорожных знаков и светофоров, которые применяются на уроках для отработки практических навыков Безопасных маршрутов и изучения дорожной грамоты.

Систематическое использование наглядных пособий позволяет: сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений Правил, выработать умения принимать решения в соответствии с требованиями ПДД и требованиями личной безопасности и безопасности других участников движения.

Одним из важнейших условий успешного овладения изучаемым материалом является активизация познавательной деятельности обучающихся на каждом занятии с обязательным использованием УМК и применения ИКТ. (Приложение 4)

Так я выделяю следующие основные формы самостоятельной работы учащихся по изучению ПДД:

  • участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций (решение ситуационных задач);

  • анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний;

  • решение тестовых заданий по изученной теме (для этого у нас есть специальные карточки, и диагностика игра-тренажер «Изучаем ПДД» в электронном варианте)

  • использование интерактивных обучающих компьютерных игр («Не игра»)(Приложение 5), видеофильмов «Безопасные дороги детства», презентаций выполненных членами отряда ЮИД по проведенным акциям и рейдам и др.

  • практические занятия по отработке навыков перехода дороги и выполнение тренировочных упражнений по сигналам регулирования, согласно правил дорожного движения, на перекрестке отрабатываются на школьной автоплощадке (Приложение).

В преподавании стараюсь широко использовать ИКТ. Совместно с учащимися среднего и старшего звена на уроках и занятиях кружка ЮИД мы создаем тематические презентации по разделам Безопасность дорожного движения и Основы медицинских знаний. Для изучения правил дорожного движения создаем буклеты (Приложение№7) Для просмотра учебных фильмов, презентаций, интерактивных игр кабинет оснащен техническими средствами обучения: телевизором, DVD проигрывателем, Ноутбуком, мультимедийной установкой. Особенно эффективным является использование на уроках проектора, который увеличивает и передает компьютерное изображение на большой экран, обеспечивая широкий обзор.

Классныеи общешкольные уголки безопасности предназначены для привлечения внимания школьников начального и среднего звена на предмет профилактики детского травматизма на дорогах. Размещаются они в классных кабинетах и рекреации школы.

Благодаря применяемым средствам, формам и методам ведения учебных занятий мне удается прогнозировать и добиваться качественного уровня знаний обучающихся и выходить на ожидаемый результат.

Результаты уровня учебных достижений обучающихся по итогам контрольных работ за учебный год по предмету ОБЖ представлены в таблице:

Предмет

Класс

Кол-во уч-ся

Итоговая оценка

Качество знаний

Уровень обученности


5

4

3

2




ОБЖ

6

16

6

8

2

0

88%

100%

10

10

4

5

1

0

90%

100%


11

14

2

8

4

0

71%

100%



Качество знаний по предмету основы безопасности жизнедеятельности

Класс

учебный год

%

учебный год

%

учебный год

%





5

63

80

84

6

71

65

81

7

80

76

65

8

73

85

75

10

82

71

100

11

73

85

71


2.1.2 Интегрированные уроки


Одной из успешных форм изучения ПДД стало в школе проведение интегрированных уроков, в рамках недели безопасности (Приложение ). На них ребята получают дополнительные знания по правилам дорожного движения и закрепляют полученные ранее, применяя их на разных предметах.

Эти уроки я провожу совместно с учителями – предметниками. Для написания плана урока обсуждаем тему по предмету и совмещаем ее с темой « Правила дорожного движения». При проведении таких уроков применяем современные технологии обучения такие, как ИКТ, проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо и др. Имеющийся по предмету учебно-методический комплекс позволяет применять накопленный дидактический материал, наглядные пособия, презентации, интерактивные игры, а также в ходе интегрированных уроков широко используем возможности школьной автоплощадки, компьютерный кабинет и ТСО.

Так на уроках русского языка они выполняют контрольное списывание, диктанты, сочинения дорожной тематики, тем самым повторяя правила еще раз. На уроках математики решают задачи, строят сравнительные графики на основе статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям, выполняют расчеты расхода топлива автомобиля и тормозного пути при различных погодных условиях. На физике изучают устройство двигателя автомобиля, действующих моделей светофоров, делают расчеты скорости транспортных средств ит. д. Интересно и увлекательно проходя уроки музыки, на которых ребята слушают музыку дорог и исполняют песни на дорожную тематику. А на уроках литературы учащиеся готовят и показывают литературные инсценировки, подчеркивая важность знаний правил дорожного движения.

Эффективность интегрированных уроков очевидна. Дети с желанием работают на уроках и выполняют различные задания и решения, получают знания по предмету и одновременно еще раз убеждаются в необходимости знаний правил дорожного движения.


2.2 Внеклассная работа с обучающимися по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


Вопросы изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма нашли свое отражение в планах воспитательной работы школы. Формы внеклассной работы, применяемые в школе разнообразны:

  • творческие конкурсы, конкурсные программы, КВНы;

  • игры и викторины;

  • тематические праздники и утренники для учащихся начального звена;

  • театрализованные представления и постановки кукольных спектаклей дорожной тематики;

  • соревнования и велоэстафеты;

  • дни здоровья;

  • экскурсии;

  • тематические классные часы;

  • профилактические беседы:

  • деятельность отряда ЮИД;

  • акции и рейды;

  • библиотечные часы;

  • встречи с ветеранами и работниками ГИБДД.

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, дороге и в транспорте лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных тематических разработок по правилам дорожного движения, составлении буклетов, вопросов для кроссвордов и загадок учитываются интересы, возможности и способности детей, тот объем знаний по правилам дорожного движения и культуре поведения, которые они получили на занятиях.

2.2.1.Конкурсы, игры, КВНы, викторины, соревнования


Ребята с интересом принимают участие в творческих конкурсах, (За безопасность дорожного движения, конкурсах отрядных плакатов и рисунков на асфальте летнего оздоровительного лагеря) (Приложение 11)

Традиционно в школе проводятся различные тематические мероприятия:

  • конкурсные программы: Закон и порядок, Азбука пешехода, Безопасный маршрут, Посвящение в пешеходы, Уважайте светофор (Приложение№12),

  • КВНы,

  • игры, викторины, в которых учащиеся с удовольствием принимают участие, получая при этом новые знания и закрепляя изученное ранее.

  • тематические классные часы.

Команда учащихся школы ежегодно участвует в районном смотре-конкурсе «Безопасное колесо». В состав команды входят ЮИДовцы. Подготовка к конкурсу требует серьезной работы, поэтому готовятся они постепенно практически в течение всего учебного года. На занятиях отряда ЮИД:

  • ребята решают билеты по ПДД, основам медицинских знаний, страхованию;

  • отрабатывают фигурное вождение на велосипеде,

  • готовятся к творческому конкурсу.

2.2.2.Профилактические акции, рейды


Профилактические акции – пользуются большой популярностью среди других наиболее значимых форм самостоятельной и творческой работы детей.

К ним ребята готовятся заранее: составляют тексты обращений к водителям листовок, памяток пешеходам (Приложение ), пишут письма водителям. Весь материал красочно оформляют, широко используя, возможности компьютерной техники, знания, приобретенные на уроках основ безопасности жизнедеятельности по правилам дорожного движения и знания, полученные на уроках информатики.

2.2.3.Экскурсии


Одна из форм внеклассной работы – экскурсии по городу, в ходе которых ребята знакомятся с улицами, переходами и перекрестками города, дорожными знаками и светофорами. Учатся умению при этом видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся автомобилей, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.

В ходе экскурсий обращается внимание детей на время года. Объясняются изменения дорожной обстановки в связи с изменениями погодных условий. Внимание детей акцентируется на соблюдении правил дорожного движения при переходе улицы, перекрестков, движению по тротуару. Обращается внимание на нарушителей правил дорожного движения, объясняется, какой опасности подвергают они свою жизнь и жизнь окружающих. Внушается ребятам, что дисциплинированность должна стать их привычкой.

Учащиеся среднего звена и ЮИДовцы совершают экскурсии на местные автопредприятия. Беседы с водителями автобусов о профессии шофера проходят в интересной деловой обстановке. Ребята задают много вопросов, касающихся получения специальности , условий работы, а также интересуются проблемами, с которыми встречаются водители. По окончании встреч учащиеся выступают с концертом агитбригады и вручают письма водителям.


2.2.4.Профилактические беседы


С целью закрепления знаний правил дорожного движения и формирования уобучающихся мотивации безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, согласно плана, регулярно проводятся профилактические беседы.

Для преподавателя очень важна способность понятно и просто выражать свои мысли, разговаривать с детьми, обмениваться мыслями и идеями, а также уметь слушать. Умение слушать - как известно, нелегкая задача. В среднем говорящий произносит 125 слов в минуту, тогда, как обучаемый думает почти в 4 раза быстрее. Поэтому слушающий имеет возможность мысленно отвлекаться от того, что он слышит, и этим объясняется то, почему недостаточно внимательные дети делают поспешные выводы и заключения.

Для создания благоприятной атмосферы во время беседы с обучающимися, я всегда стараюсь дать разъяснения, если у ребят возникают сомнения. По возможности делюсь личными примерами или «историями из жизни», так как рассказы о реальных ситуациях, позволяют формировать правильное отношение к ситуации. Оценивая усвоение материала в ходе беседы, по мере продвижения вперед возвращаюсь к ранее полученной информации.

В свободном диалоге учитель-ученик, есть много положительных моментов. Педагог узнает, как данную проблему видит ребенок, может ее скорректировать.

Важно отметить, что профилактические беседы мы проводим в системе как плановые, так и ситуационные по необходимости.

2.2.5.Деятельность отряда ЮИД


Немаловажную роль в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма играет деятельность профильного отряда юных инспекторов движения.

Данный отряд работает в школе с 2002 года по соответствующему тематическому плану.

В настоящее время 18 учащихся школы входят в отряд ЮИД, это в основном учащиеся5- 6-7 классов.

Членами отряда на общем Совете разработаны и утверждены Обязанности и права юного инспектора движения. Отряд имеет свою клятву, комплекты специальной формы, жезлы, эмблемы.

Отряд работает по ряду основных направлений:

Теоретическое – обучение дошкольников и младших школьников правилам дорожного движения;

Практическое освоение ПДД – отработка навыков поведения учащихся на дорогах, входе практических занятий на школьной автоплощадке, акции

Агитационно-просветительское - повышение уровня знаний школьников о поведении на дорогах.

Члены отряда занимаются углубленным изучением правил дорожного движения и отработкой навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при автодорожных происшествиях.

Ребята активно принимают участие в организации и проведении общешкольных и классных мероприятий по безопасности дорожного движения. Занимаются подбором материалов для проведения тематических классных часов. Для этого в кабинете ОБЖ имеются печатные издания газет «Добрая дорога детства», «Дорога, транспорт, пешеход», «Stop», а также различная литература.

ЮИДовцы оказывают помощь в организации утренников для учащихся начального звена и воспитанников подшефных детских садов. Участвуют в проведении для них практических занятий на школьнойавтоплощадке.

Совместно с учащимися классов члены отряда принимают участие в оформлении общешкольных Уголков безопасности, предоставляют сменный материал для их разделов.

Традиционно в апреле члены отряда ЮИД защищают честь школы на районных соревнованиях «Безопасное колесо». Так за последние 3 года команда МОУ СОШ №2 становилась призером муниципального этапа соревнований.

Ежегодно, в ноябре, ЮИДовцы принимают участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти жертв ДТП. Проводят совместно с работниками ГИБДД акции, в ходе которых раздают листовки с обращением к водителям. В этот день они присутствуют на утренней молитве в местной церкви, а затем выступают с агитбригадой перед ребятами церковно - приходской школы.

Юидовцы поддерживают тесную связь с районным отделом ГИБДД. Проводят совместно с инспекторами профилактические рейды и акции на улицах города.

Так при содействии работников ОГИБДД регулярно 2-3 раза в год проводятся профилактические акции на дорогах города и района: «Внимание, водитель!», «Главная дорога детям», «Внимание, пешеход!», «Мы выбираем – жизнь!» и др. К ним ребята готовятся заранее: проводят заседания отряда, на которых определяют цели и задачи акций и решают какие материалы подготовить, а также утверждают сроки проведения, назначают ответственных за подготовку и проведение акций на отдельных этапах работы. (Приложение ).

Под моим руководством, членами отряда ЮИД, на школьном сайте создана страничка «Школа безопасности». На ней размещена информация о деятельности отряда, его успехах и проблемах.

Принцип детского самоуправления, используемый в деятельности отряда ЮИД, благоприятно влияет на специализацию обучающихся и способствует воспитанию правопослушного гражданина.

2.2.6.Взаимодействие с другими структурами


Эффективность и качество профилактической работы во многом зависит от взаимодействия школы с заинтересованными структурами.

Координирующая роль в системе работы по ПДДТТ принадлежит ОГИБДД, взаимодействие с которым осуществляется согласно совместного плана работы по следующим направлениям:

Под моим руководством учащиеся школы и члены отряда ЮИД широко взаимодействуют с другими образовательными учреждениями - обмениваемся опытом. Участвуем в совместных мероприятиях: конкурсах, слетах отрядов ЮИД и др. мероприятиях.

Мы стараемся поддерживать тесную связь с Дворцом детского творчества. В ходе внеклассной работы с детьми, я провожу подготовкукоманды школы для участия в игровых и конкурсных программах, проводимых на базе ДДТ. Ребята соревнуются в знаниях теории правил дорожного движения, разбираются в жестах регулировщиков, показывают свою эрудированность в дорожной тематике, проявляют творческие способности, а также узнают от сверстников новую информацию.

С дошкольниками подшефных образовательных учреждений: детского сада №10, «Родничок», «Ленок», я организую и провожу занятия по изучению правил дорожного движения в игровой форме, с привлечением ребят из отряда ЮИД. Отработка практических навыков поведения на дорогах и знакомство с дорожными знаками и светофором проводится на школьнойавтопощадке.

Интересно и с пользой проходят тематические библиотечные часы и игровые программы, подготовленные сотрудниками библиотеки, которые я организую совместно с классными руководителями начального и среднего звена в течение учебного года.

Согласно плана работы по ПДДТТ, с учащимися среднего и старшего звена планирую экскурсии в автошколу. Там работают неравнодушные и увлеченные своим делом люди, которые для наших детей проводят познавательные экскурсии.

Информация о деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма отражается в школьной газете «Родник». А также мы поддерживаем тесную связь с местными средствами массовой информации - редакцией районной газеты «Гаврилов-Ямский вестник» и редакцией городского телеканала и телеканала «Ярославия». Периодически информируем читателей и зрителей о той работе, которая ведется в школе по воспитанию грамотного пешехода. Статьи о деятельности отряда ЮИД публикуются и в областной газете «ДТП».


2.3.Индивидуальная работа с детьми «группы риска»


Индивидуальная работа с детьми «группы риска» строится на основе анализа данных о детях, относящихся к так называемой «группе риска» - это, прежде всего дети, нарушающие ПДД, есть у нас и такие.Они составляют 1,5% от общего количества обучающихся, а также слишком активные, подвижные, непредсказуемые и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность. Вот с ними я провожу индивидуальную работу: профилактические беседы и закрепление знаний учащихся и отработка практических навыков поведения на дорогах

2.4.Работа с родителями


Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого родителя обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении правил дорожного движения. Известно, что пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье, а самое главное – жизнь.

Особое внимание в школе я уделяю работе с родителями, которая начинается с планирования. Ежемесячно проходят консультации психологов для родителей и детей с ослабленным вниманием и памятью. Организуются лектории для родителей, тематические родительские собрания, которые проводим по соответствующему тематическому плану работы, деловые игры с участием работников ГИБДД, психологов. Ежегодно на первом родительском собрании родители вместе с детьми, под руководством классных руководителей и работников ГИБДД разрабатывают безопасные маршруты в школу. Эти маршрутные листы хранятся в дневниках детей в течение всего учебного года. Традиционно на школьных родительских собраниях вручаются памятки. Периодически осуществляем контроль знаний правил дорожного движения с использованием анкет и тестовых заданий

На лекциях используем аналитический материал, предоставляемый ОГИБДД по нашей школе, и совместно разбираем конкретные примеры нарушений правил дорожного движения и их основные причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на дороге нужна для того, чтобы родители сами могли ориентироваться в дорожных условиях. На занятиях даем некоторые установки родителям, например: при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей, показывать пример ребенку перехода дороги в установленном месте, на зеленый сигнал светофора. И конечно же не нарушать самим ПДД, напоминаем о том, что на велосипеде ребенок может выезжать на дорогу только с 14 лет и др. моменты.

Одним из обязательных условий при проведении массовых мероприятий является сопровождение родителями групп детей к местам отдыха и экскурсий. Активно привлекаются родители к созданию вместе с детьми классных уголков безопасности. Совместно с родителями организуются изготовление и обновление учебных пособий по правилам дорожного движения(плакатов, макет дорожных знаков, светофоров и т. д.), устройство школьной автопощадки для проведения практических занятий, регулярно участвуют в конкурсах по безопасности дорожного движения для семейных команд, оформляются выставки плакатов, рисунков, поделок, фотографий, участвуют в составлении буклетов по безопасности дорожного движения.

С родителями детей «группы риска» проводим профилактические индивидуальные беседы.

Члены родительских комитетов помогают в организации и проведении внеклассных мероприятий проводят индивидуальные беседы с детьми «группы риска».

Эти мероприятия рассматриваются как результат усилий по созданию условий для создания положительного социального фона в школе, без чего не возможно обеспечения социального благополучия обучающихся.

2.5.Работа с педагогами

Для того, чтобы научить, самим тоже нужно учиться. В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится методическая работа с педагогами по проведению занятий по правилам дорожного движения. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на научно-методическом совете школы, методическом объединении классных руководителей, учителей – предметников. По результатам обсуждения принимаются конкретные решения, выполнение которых контролируется методическим советом школы.

В целях координации работы научно - методическим советом школы разработаны локальные акты по охране здоровья и жизни детей:

  • должностные инструкции педагогического работника по профилактике ДДТТ;

  • по организации работы в пришкольных детских оздоровительных лагерях;

  • рекомендации по оформлению классных уголков безопасности;

  • номенклатура дел профильного отряда ЮИД.

Мною разработаны методические рекомендации для учителей, классных руководителей по проведению профилактических бесед с младшими школьниками в пред - и послеканикулярное время.

Согласно общешкольному плану работы с педагогическим коллективом проводятся: тематические и организационные педагогические советы; совещания при директоре; семинары для учителей начального звена и классных руководителей по профилактике ДДТТ.

Одна из форм работы с педагогами –индивидуальные беседы. Методическая помощь оказывается при составлении плана работы в классе по ПДДТТ. Даются рекомендации по созданию УМК в классах, материалы которых используют для проведения классных часов.

Вывод:

  1. Система работы в школе по профилактике ДДТТ и преподавание курса ОБЖ способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретения навыка безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся школы;

  2. При реализации этого направления работы приоритетом системы является личность каждого ребенка, ее защита и развитие;

  3. принцип детского самоуправления, используемый в деятельности отряда ЮИД, благоприятно влияет на специализацию обучающихся и способствует воспитанию правопослушного гражданина;

  4. шефская помощь при проведении обучающих занятий по правилам дорожного движения с дошкольниками на базе школьной автоплощадки, способствует формированию самостоятельности и ответственности детей;

  5. отражение деятельности отряда ЮИД средствами массовой информации повышает мотивацию участия детей в акциях и рейдах;

  6. повысилась активность классных руководителей при подготовке и проведении тематических внеклассных мероприятий, наблюдается систематическое обновление уголков безопасности;

  7. освещение вопросов профилактики среди родителей, с привлечением работников ГИБДД, способствует повышению ответственности их за жизнь и здоровье детей.


Заключение


Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики - научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения.

Изучение правил дорожного движения на уроках ОБЖ, в ходе классных часов, лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, театрализованные представления, соревнования, экскурсии и другие формы профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. При этом эффективность профилактики ДТТТ, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий.

Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы

1. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Методическое пособие под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерала-лейтенанта милиции В. Н.Кирьянова Москва Третий Рим 2007.

2. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Система работы в образовательном учреждении авторы-составители Т. А.Кузьмина, В. В.Шумилова Волгоград Издательство Учи

3. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» Допущено Министерством образования в качестве методического пособия для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерала-лейтенанта милиции В. Н.Кирьянова Москва Третий Рим 2007

4. «Обучение правилам дорожного движения» 5-9 классы Методическое пособие Под общей редакцией А, Т. Смирнова Москва Просвещение 2008

5. «Обучение правилам дорожного движения» 10-11 классы Методическое пособие Под общей редакцией А, Т. Смирнова Москва Просвещение 2008

6. «Изучение правил дорожного движения» Внеклассная работа в начальной школе автор-составитель Е. А.Гальцова Издательство Учитель Волгоград 2008

7. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Ярославской области» Сборник нормативных и методических материалов Департамент образования Ярославской области Ярославский региональный методический центр г. Ярославль 2007 выпуск 19 Формат СD

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее