«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проектная работа "Забытое село"

В работе описана история старинного села Курень Даровского района, Кировской области

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Забытое село

(Из истории села Порели)





Деревенька, русская деревня,

Видеть смерть твою безумно жаль

Ты в сердцах людей, как чудо - песня,

Как безумно горькая печаль.








Авторы сборника:


Кузнецова Ирина - ученица 7 класса

МКОУ ООШ д. Первые Бобровы


Чемоданова Юлия – ученица 4 класса

МКОУ ООШ с. Кобра



Большое спасибо за помощь


Бушуевой Ольге Николаевн

Бушуеву Михаилу Николаевичу

Зорину Николаю Алексеевичу

Зяблых Светлане Алексеевне

Кузнецовой Зое Алексеевне

Кузнецовой Надежде Николаевне

Кузнецовой Людмиле Геннадьевне

Кузнецовой Галине Васильевне

Мезенцевой Елизавете Ивановне

Шубиной Елене Васильевне

Шубиной Любовь Николаевне

Ященко Валентине Алексеевне

Чемодановой Ираиде Ефимовне











Оглавление







1.Введение

2.История возникновения села Порели


3. Жизнь до революции


4. Советская власть


5. Старинные праздники


6. Военное лихолетье


7. Жизнь после войны

8. Порельская школа


9. Церковь Божьей Матери

«Скоропослушницы» (с. Порели)















Введение



- Откуда вы, вятичи? - Издалека.
Когда-то большое и сильное племя,
Нас гнало тяжелое смутное время,
В глуши повстречалась нам эта река.

Несла она воды свои широко,
Неспешно и вольно в лесах потаенных.
В огромных укромных чащобах зеленых
Жилось без опаски, дышалось легко.

- Какие вы, вятичи, были тогда?
- Славяне от самых корней изначальных.
Уже не осталось преданий печальных,
Все чистая вятская смыла вода.

Мы избы рубили, пахали поля,
Здесь сказки родились, и песни, и дети.
Здесь шли мы по тяжким ступеням столетий,
И нашим трудом расцветала земля.

Маргарита Чебышева



Чем дальше время уходит вперёд, тем меньше молодежь знает о событиях прошлого. Незнание истории малой Родины ведёт к потере невидимых нитей, связывающих поколения. Поэтому мы считаем, что наша работа будет интересна многим.



Когда-то на селе бурно кипела жизнь. Наша вятская земля всегда славилась своими селами, деревнями и их традициями. Но постепенно и незаметно они стали исчезать с карты Кировской области. Самые яркие, даже чем-то знаменитые сёла, стали почти забытыми. Такая участь постигла и село Порели. Эти края всегда привлекали своей красотой, богатством природы, добрыми, работящими людьми. Давайте будем помнить об этих местах, рассказывать своим детям, внукам и правнукам.







История возникновения села Порели

Село Порелье (Порели): дата основания села – 1669, прежнее название – Скортня. Название происходит от словосочетания














«село, расположенное по рели», «рель» означает – «мыс, вдающийся в реку».

Первые достоверные сведения о существовании церкви на Порельском (Пореском) погосте мы находим в писцовой книге М. П. Войкова и Д. Прокофьева 1678 года «В Котельническом уезде над рекою Моломою погост вново Пореской, а на погосте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. У той церкви: поп Иосиф Иванов Шипулин, у него дети: той церкви поном арь Ивашко 12 лет, Нифанко 7 лет, … дьячок Федка Обросимов Мочалов,… Просфирница Марфица Петрова Шабалиных … ». Всего указано на погосте 6 дворов, в которых проживало более 40 жителей. Данная перепись красноречиво свидетельствует о том, что погост был основан еще до переписи 1678 года. Согласно данным переписи 1763 года, в 1669 году в с.Порели крестьянских дворов еще не существовало, вся земля на погосте принадлежала священнослужителям, на которой находились одни лишь принадлежавшие церкви строения.

В одной из вятских храмозданных грамот, датированных 1768 годом, упоминается «села Порельского Богородицкой церкви» пономарь Степан Арбузов. Данный документ имеет особое значение, так как Порельский погост уже назван селом.

23 ноября 1783 года Преосвященным Лаврентием «выборному» - выбранному из числа жителей с. Порельского Алексею Тимофееву сыну Перминову была выдана храмозданная грамота «устройство в трапезе рождество – Богородицкой церкви села» придела в честь Святого Пророка Илии.

Церковь была сначала деревянная, затем полудеревянная. Позднее обе сгорели.

В селе было три дома, в них жили поп, дьякон и прислуга.

На основании сведений епархиальных источников, в 1822 году в Порелях по просьбе жителей приступили к постройке каменного храма, окончательное строительство которого, по всей вероятности, было завершено в 1893 году. В большей степени он строился на народные средства. Кирпичи для строительства церкви делали на местных котельных заводах. В глиняный раствор для крепости добавляли яйца и соль, которые собирали со всего прихода. Благодетелем строительства был крупный помещик Кокорин Назар Степанович. С 1894 года до конца 1930-х в храме совершались богослужения. В конце тридцатых годов 20 века закрыли церковь, с колокольни были сброшены колокола. Храм превратился в зернохранилище. После войны в церкви сняли иконы с иконостаса и вывезли в храм села Пиксур.

Жизнь до революции

Согласно описанию приходов Вятской епархии за 1912 года: «Прихожан русских православных: 1737 мужского пола, 1837 женского пола; приход состоит из 74 селений. Занятие прихожан преимущественно земледелие; в зимнее время некоторые крестьяне занимаются выработкою леса, а весной сплавляют лес в город Котельнич. Село стоит в полуверсте от Великоустюжского и Орловского тракта».

В то время у единоличников насчитывалось 504 лошади и было 500 дворов. До революции мельниц вообще не было, позднее были построены три водяные мельницы – две на Рубке-речке и одна в Курени на речке Кораблихе. Бунтов в Порелях не было, но революционные отряды здесь стояли, особенно когда ждали на Вятку Колчака. В 19 веке население Вятской губернии было неграмотным. В тех краях первым грамотным человеком был ссыльный переселенец Костя-поляк. Был высокого роста, широкоплечий, с длинной бородой. Постоянного жительства он не имел, а ходил по деревням и обучал детей крестьян, которые хотели учиться. Со слов старожилов, его приезд в Порели относят примерно к 1813 году. Процент грамотности был очень мал. Девочки вообще не учились, занимались прядением кудели, нянчили маленьких детей.

В селе Порели была церковно-приходская школа. Она открылась в 1875 году, в ней обучалось 38 детей. Закону Божьему крестьянских детей обучал отец Василий (Путинцев). Со слов очевидца Кузнецова Гаврила Христофоровича: «Я ушел в школу 6 лет 5 месяцев, нас учил батюшка Порельской церкви Василий. Водил нас на Богослужение, на колокольню, учил закону Божьему».

Затем образовалась начально-приходская школа, она была трехклассной. Первая учительница - Юферева Павла Ивановна. Затем ввели раздельное обучение: мальчики и девочки стали учиться отдельно. В 1916 году женская школа сгорела. Вместе со школой сгорело еще 7 домов. Пожар возник из-за шалости малолетних поповских ребят. В селе осталась одна мужская школа.

В 1914 году уездное собрание утвердило решение об открытии библиотеки второго типа в селе Порелях и выделило на эти цели 580 рублей. Заведовал избой-читальней избач Усачев. Медицинских учреждений до революции не было.

Местное население занималось кустарными промыслами: выделкой шкур, изготовлением кадок, кос, плели берестяные корзины и плетюхи.

В селе Порели проживал помещик Кокорин Матвей Назарович. Его поместье и село Порели разделяло озеро, устроенное в овраге в лесу для ловли рыбы. Усадьба была большая, ухоженная. Высокий дом с мезонином, огромным подвалом. Рядом стоял дом прислуги, хозяйственные дворы, магазин, конюшня, отапливаемые теплицы, вырытые в земле, фруктовый сад. Помещик имел около 150 гектаров сенокосов. Те крестьяне, которые были победнее, трудились на него.



Советская власть

Советская власть установилась в 1918 году. Первым председателем Совета крестьянских депутатов был Зорин Григорий Игнатьевич. В крупных деревнях избирались члены Совета, которые помогали проводить законы Советской власти на местах.

2 февраля 1918 году Совнарком принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. После раскулачивания Кокорина Матвея Назаровича его дом передали под школу, где было 2 класса. Учителями в то время были Корнилова Надежда Степановна и Вершинина Анастасия Ивановна. В 1920 году случился очередной пожар, сгорели школа, магазин, здание сельского Совета и много других построек. После пожара в селе началось активное строительство. Были построены школьное здание с интернатом, магазин, четыре жилых дома для учителей. В 30-е годы образовалась пионерская организация, первыми пионерами стали ученики 3-4 классов, а первыми вожатыми - учителя. В 1934 году в Порелях было шесть начальных классов, в них обучалось 246 учащихся.

В 1929 году началась коллективизация сельского хозяйства в Порелях. В мае 1930 года организовалась сельхозартель «Новая Курень». Председателем ее был Кузнецов Кирилл Никанорович. Сначала в колхоз вступили всего 10 человек, а в 1933 году и остальные жители. В 1938 году председателем колхоза стал Кузнецов Гаврил Христофорович. Это был умный и интеллигентный человек, несмотря на небольшое образование.

Техники в колхозах было еще мало, она только начинала появляться на полях. Работали больше на лошадях. Пахали однолемешными плугами. Рядовых сеялок не хватало, поэтому сеяли по старинке – ручным способом из лукошка. Жали в основном серпом. Жизнь сельского труженика была трудной: питались со своего хозяйства, одевались в домотканую одежду, ходили в лаптях. Свободных денег не было, так как работали за трудодни, на которые начисляли потом зерно, крупу, муку, масло и так далее. Но никто не унывал, потому что так в то время жили все. Дети были приучены к труду с малолетства. Ведь пока родители на работе, они ухаживали за огородом, скотиной, заботились о младших братьях и сестрах. Первые годы Советской власти были трудными, но люди жили, трудились и радовались каждому дню. Весело справляли праздники всем селом с песнями, плясками, частушками под гармошку. Но, по рассказам старожилов, во время праздников алкоголем не увлекались, так как после праздника нужно было выходить на работу.




























Старинные праздники

21 сентября (8 сентября по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. День рождения Пресвятой Богородицы – храмовый праздник церкви в с.Порели. В этот день совершались богослужения, славили Пресвятую Богородицу.

Михайловская - праздник, который местные жители почитали особенно. В предвоенные тридцатые годы и в военные сороковые он был самым многолюдным в нашей округе. В этот день в селе после молебна устраивались ярмарки, развлечения с играми, с песнями, массовые гулянья дотемна. Михайловская обходила более десятка сел Даровского, Опаринского, Мурашинского, бывших Макарьевского и Черновского районов. Начиналась Михайловская в селе Курино 20 июня (8 июня по старому стилю) и заканчивалась в Макарье. В Порелях праздник проходил 28 июня. Просуществовал он ни много, ни мало - около 200 лет. Крестный ход с иконой Михаила Архангела шел из Боровицы. Местные жители встречали его, разметая дорогу веником и устилая её еловыми лапками. На Михайловскую в Порели народ съезжался со всей округи. Строились временные торговые ряды, ставились палатки. Первую половину дня шла бойкая торговля, а во второй - начиналось гулянье. На ярмарку привозили карусели, медведей, бродячий цирк. Плясали барабушку, пели частушки. Крестные ходы были запрещены с 1936 года, когда началось гонение на церковь. Михайловская ярмарка, не подкрепленная духовной верой, просуществовала недолго - до 1950-х годов, угасая раз за разом. В настоящее время Михайловская не забыта. На этот праздник в Порели съезжаются бывшие жители, их дети и внуки, чтобы встретиться и посетить могилы родных




























Военное лихолетье

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На фронт ушли более 300 жителей села Порели и близлежащих деревень, из них восемь женщин - Клепова Валентина Тимофеевна, Комарицына Клавдия Кузьмовна, Полякова Анфисия Никандровна, Полякова Дарья Алексеевна, Зорина Анна Ивановна, Зайцева Анна Алексеевна, Шубина Татьяна Алексеевна, Шубина Анна Иосифовна. Мои прадедушки, Бовыкин Алексей Петрович и Матвеев Аркадий Трофимович – участники Великой Отечественной войны. Не вернулись с войны на родную землю более 200 человек. На полях остались работать только женщины, подростки и старики. В годы войны мелкими колхозами ежегодно выполнялся план хлебозаготовок в 1,5 – 2 раза. Был организован пункт сбора теплых вещей населения, ежегодно более 50 посылок отправлялось на фронт. Тридцать человек награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»































Жизнь после войны

В послевоенное время все жители трудились на восстановлении сельского хозяйства. В 1949 году село радиофицировали. В 1950 году все мелкие колхозы, расположенные на территории сельского совета, были объединены в один колхоз им. Кирова. Председателем избран Береснев Дмитрий Александрович. До 1956 года в селе электричества не было, затем установили передвижную электростанцию (ПЭС) и в Порелях загорается лампочка Ильича. В 1958 году колхоз им. Кирова укрупнился с колхозом «Свет» Гаревского сельского совета и колхозом им. Ленина Вонданского сельского совета. Председателем избран Женихов Леонид Павлович. Из года в год росла экономика колхоза. В эти годы была построена животноводческая ферма и зерноток. В 1968 году произошло разукрупнение колхоза им. Ленина, где был выделен отдельно колхоз им. Кирова. Председателем избран Глубоковских Александр Леонтьевич – молодой грамотный специалист с высшим агрономическим образованием. В марте 1975 года на этой должности его сменил Максимов Иван Петрович. В этот период высокими темпами велось строительство жилых домов и производственных объектов в соседней деревне Курень. Были построены клуб, молочно-товарная ферма, отделение связи, колхозная столовая, школа. В колхозе улучшилось благосостояние людей, культурный уровень.

В 1950 году Порельская начальная школа была реорганизована в семилетнюю, ею руководил Клобуков Василий Архипович. В это же время организуется первая местная комсомольская организация. В 1954 году директором школы назначен Солодовников Геннадий Васильевич, который руководил школой 13 лет. В 1960 году Порельская школа становится восьмилетней. В это время учащиеся школы занимаются опытнической работой на пришкольном участке, полностью обеспечивают школьную столовую продуктами питания. Имелась своя пасека, выращивали кроликов и кур. Активно работала пионерская организация школы: пионеры участвовали в фестивалях, организовывали праздничные шествия, оформляли комнаты боевой и ленинской славы, тематические стенды. Силами учащихся школы была заложена аллея в честь погибших порельчан. В 1964 году построено новое здание интерната, столовая. В 1969 году при школе открыта группа продленного дня. В 1976 году школа переехала в новое здание в д. Курень. В связи с переводом школы село объявили неперспективным. Жители покинули Порели.

В настоящее время село стало просто неузнаваемым. Оно полностью заросло. Только величественный храм ещё напоминает о том, что когда-то здесь жили люди. Что будет дальше неизвестно…



Порельская школа

Зоя Алексеевна Кузнецова и Валентина Алексеевна Ященко, жительницы с. Кобры вспоминают: «Наша Порельская 8-летняя школа находилась в с. Порели. Начальная школа с 1 по 4 класс размещалась в двух двухквартирных бревенчатых домах с печным отоплением. Эти дома стояли на высоком берегу р. Моломы. Тут же находилась и школьная столовая, и дома для учителей, небольшой интернат. В начале прошлого века в 200-300 метрах от села было поместье помещика Кокорина. Когда помещика раскулачили, его большой 2-х этажный дом с балконом отдали под школу. На первом этаже жили техслужащие, на втором размещались две классных, учительская и пионерская комнаты. В другом здании, рядом, учились еще два класса.

Каждый понедельник до уроков проходила школьная линейка, где подводились итоги успеваемости за неделю. Тех, кто имел двойки по предметам, выставляли перед всеми на шаг вперед. Спрашивали и за поведение с тех учеников, которые получили замечания в течение недели. В школе работала редколлегия, каждую неделю ребята выпускали стенгазету с частушками, стихами, карикатурами. Высмеивали в рисунках, как парни стоят с сигаретами, курят, пуская дым во все стороны, как толкают девчонок, как дергают за косички.

К праздникам традиционно школьники готовили концерты, к Новому году делали костюмы, водили хороводы вокруг елки, пели песни, рассказывали новогодние стихи.



Первомайская демонстрация

В первый день мая всегда была демонстрация. Она проходила на спортивной площадке около школы, там сооружали трибуну для руководства школы, колхоза. К демонстрации готовились долго: из цветной бумаги делали цветочки,вырезали голубей, печатали лозунги «Да здравствует 1 Мая!»

Из школьной летописи: «Ласковое весеннее солнце сделало еще краше и праздничнее колонну пионеров. Много труда и умения вложили они в оформление колонны своего отряда. Цветы, голуби мира, портреты вождей, рамки для которых ребята сделали в мастерских своими руками. Праздничное шествие начинается. Один за другим проходят отряды, исполняя любимые песни. На праздник приглашены руководители сельсовета и колхоза. Они тепло поздравляют ребят, когда пионеры проходят мимо трибуны. После торжественного шествия – концерт на сцене, подготовленной ребятами накануне».

Иван Иванович Росляков, бывший ученик Порельской школы, житель п. Суборь, говорит: «Этот праздник мы ждали и долго готовились. В апреле, как только таял снег, мы ходили в лес, собирали вечнозеленый стелющийся вьюн (плаун булавовидный), чтобы украсить портреты вождей. Построение на демонстрацию было перед церковью. Мы с братом шли впереди всех: я отстукивал на барабане, а он трубил на горне. Вслед за нами строем шли все классы. На демонстрации школьники проходили по площади несколько кругов.Еще в школе обязательно отмечали день рождения Ленина, день пионерии. Кто хорошо учился и участвовал в общественной жизни школы, тех поощряли поездкой на теплоходе «Ждановец» - от Порелей до Красного. Раз плавал и я в составе группы из 15 человек».

Пришкольный участок

Михаил Федорович Шубин, бывший ученик, житель п. Даровской, вспоминает: «В школе был большой приусадебный участок, на котором выращивали овощи: огурцы, помидоры, капусту, морковь, свеклу, лук, картофель. Овощами обеспечивали школьную столовую, а излишки продавали населению. Также росли плодово-ягодные культуры, собирали ягоды смородины, крыжовника, варили варенье, которым угощали ребят после линейки 1 сентября.Раньше в школе было и подсобное хозяйство, держали кроликов, кур, гусей, пчел. И всем этим занимался учитель труда Яков Максимович Курдюков. Я навсегда запомнил его компосты. Компостная яма была из закопанного в землю сруба. В нее убирали всю ботву с огорода. Летом мы черпали оттуда жижу, которая была как деготь, разводили литр на ведро воды и поливали ею все овощные культуры. Воду брали из колодца, журавль находился в центре площади. Чтобы далеко не таскать воду ведрами была сделана «оросительная система»: колоды из выдолбленных деревьев, по которым вода текла до самого огорода. Как у Якова Максимовича все росло, ужас прямо! Он академии не заканчивал, но в своем деле был ас. Вот такую капусту выращивал! (показывает обхват руками). А какая она была вкусная! Я дома делаю вроде бы это же самое, ну нет этой сладости в капусте, хоть застрели, хоть песком посыпь! Помню, если мы учениками пололи на огороде, и какой кочан созрел, Яков Максимович разрезал его и всем нам давал. До сих пор на губах этот вкус. И огурцы вкусные у него росли. Сейчас все не то!»

Валентина Ивановна Осипова, бывшая пионервожатая и учитель физкультуры Даровской средней школы №2, рассказывает: «Яков Максимович Курдюков был нам родственником и часто заезжал в гости. Как-то, помню, он рассказывал: «Приезжали принимать школу, зашли к нам на огород. Иван Сергеевич Холманских, заведующий РОНО, даже поплясал на кочане капусты». Видимо, капустный кочан был достаточно тугим, скорее всего, зимнего сорта. Кочаны у Якова Максимовича вырастали на удивление здоровенными. На учительской конференции раньше всегда проводилась выставка цветов, овощей со школьных огородов. Помню, раз он приехал и привез куст помидоров, вырванный с корнями. Больше я таких кустов в жизни не видела, и никогда его не забуду: весь обсыпанный помидорами, почти без листьев.

Яков Максимович хорошо знал агротехнику, знал сроки подкормок, причем применял органические удобрения, а не минеральные. У него был образцовый фруктовый сад и ухоженный огород».

И.И. Росляков: «Яков Максимович был человечный, любил землю, природу. Он был деревенским Мичуриным, требовательным к ученикам, справедливым. Никогдане забуду, какая крепкая на школьном огороде росла репа! Все овощи выращивались для школьной столовой. Яблони в саду росли рядками, чистота идеальная. Под руководством учителя дети работали старательно, следили за деревьями. Яков Максимович скрещивал яблони, обновлял новыми сортами. Яблоки никто не воровал, их снимали для школьной столовой, а также выдавали на проведение различных мероприятий».

Из школьной летописи: «Благодаря двухъярусной корневой системе, помидоры, посаженные в теплице 1 марта, дали бутоны к 20 апреля. Звеньевая держит куст помидоров с 2-х ярусной корневой системой. На одном кусту 218 помидоров весом 13,7 кг. Урожай помидор в 1962 году составил 612 центнера с гектара». «Выращено огурцов 588 ц с гектара, помидор 601 ц с га, капусты 816 ц с га, картошки 302 ц с га». (За какой год данные неизвестно)

Ираида Васильевна Береснева, бывшая учительница начальных классов, жительница с. Красное: «Благодаря урожаю, собранному со школьного огорода и плодового сада, наша школа имела неплохой доход. Было организовано дежурство учителей на огороде. Мы много продавали овощей и фруктов на лесоучастки. Торговали честно, по ведомости, под роспись. Тогда на школу денег выделяли немного, поэтому мы всю прибыль тратили на нужды: на покупку краски для ремонта, на спортинвентарь и др.»



Невозможно забыть

И.И. Росляков: «…В кокоринском здании на каждой переменке проводились то совет дружины, то линейки, на большой переменке танцевали под пластинки. Школьная жизнь была интересной, работали различные кружки. Директором работал Геннадий Васильевич Солодовников. Его жена Надежда Романовна была у нас классным руководителем. Однажды в апреле мы уже сидели за партами, Надежда Романовна пришла из учительской со слезами на глазах. Мы замерли в ожидании. Она объявила, что сегодня первый в мире советский космонавт на космическом корабле облетел вокруг земли и вернулся обратно. Мы закричали: «Ура!» Этот день я запомнил на всю жизнь.

…В интернате мы жили дружно, чем могли друг друга угощали. Помню, мальчишки из д. Ельцовы привезли рыбные пироги, испеченные из мелкой рыбешки – кузнечиков. Для нас это было в диковинку, чтобы зимой есть пироги, да еще и из кузнечиков. Запомнил, что в интернате светили две керосиновые лампы (электричества тогда не было). Эти лампы почему-то называли «луна», свет от них напоминал электрический.

…В соседнем селе Курень был клуб, каждую субботу школьники любили туда ходить на танцы. Играли на гармошке, плясали кадриль и медленные - «Березку», пели песни. Бывало, что вечеринки затягивались до утра. Весело жили».

Интересные случаи

Галина Петровна Мочалова, учитель начальных классов:

«…В конце лета, когда я только приехала работать в Порели, к нам в школу с проверкой приехал заведующий РОНО Глазырин. А мы, молодые учителя, в тот момент топили для себя баню по-черному… Потом на учительской конференции Глазырин выступил с критикой нашего школьного руководства, что не создали условия для молодых учителей, вышла, говорит, учительница на встречу - вся в саже, что не моги узнать.

…Еще такой случай был, раз я проспала на уроки. Стыдно как! Побежала со всех ног, а дети всем классом на крыльце школы стоят, меня ждут. Тогда я решила с зарплаты купить себе будильник».

М.Ф. Шубин:

«…Перед закрытием школы в начальном звене работала Ираида Васильевна Береснева, у нее учился ученик Ваня.

- Ну, Ванечка, рассказывай, что приготовил, - спрашивала Ираида Васильевна,

- А я сегодня не учил, думал, не спросят.

- Ну, кого же я спрошу, Ванечка, если ты у меня один в классе?»

…Сам я не пробовал, мне рассказывали ребята постарше, как они на уроках «рыбачили» мышей. В углах классных комнат школы были небольшие дырки, прогрызенные мышами. Обычно на контрольной работе или на диктанте в дырку закидывали леску с приманкой на крючке, и… если повезет, вытаскивали мышиный улов».

Любовь Сергеевна Кокоулина (Ечеина), бывшая ученица, г. Котельнич:

«…Каждый год осенью ученики убирали с поля картофель. Это было здорово! На костре пекли картошку в ведре, она была такая вкусная! Помню в 8 классе на картошке, Вася Кокорин посадил мне за шиворот мышонка. Я так испугалась, что сбросила фуфайку, в которой работала, и убежала!

…При школе была мастерская, под руководством учителя труда Алексея Петровича Зорина мы там колотили стулья. Зимой одна девчонка, ожидая, когда откроют мастерскую, каталась по ступенькам и укатала крыльцо так, что когда пришел учитель, он чуть не упал, хорошо, что мы его успели поддержать».



Церковь Божьей Матери «Скоропослушницы» (с. Порели)

Описание: Церковь Божьей Матери «Скоропослушницы» - это интереснейший в районе, один из неплохо сохранившихся крупных культовых объектов, принадлежащий к кругу памятников периода поздней эклиптики с самобытным стилевым оттенком, который по отдельным признакам можно отнести к творчеству инженера-архитектора В.М. Дружинина.

Объемная композиция строится на сочетании разновысоких частей, собранных по вытянутой продольной оси. Массивный четверик завершен крупным пятиглавием, к нему примыкает сильно выступающий алтарь. Трехъярусная колокольня соединена с храмовой частью крытым коридором. Эффектно смотрятся 8 вазонов, установленных над карнизом на продолжении полуколонн. Сохранившиеся иконы – два ростовых образа Иисуса Христа и Божьей Матери, написанные по золотому фону. Основные размеры церкви: длина – 63 м, ширина (по четверику) - 19 м.

История возникновения. В переписной книге Воейкова за 1678 год значится над рекой Моломою погост стал внове Порельской, а на погосте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Сколько было еще церквей на погосте неизвестно, но в 1749 г. в июне месяце вновь построенная теплая деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела от громового запаления.

7 июля 1749 г. разрешено вместо сгоревшей церкви построить новую деревянную церковь. Эта церковь построена и освящена 7 сентября 1752 г. 23 ноября 1822 г. дана храмозданная грамота на построение вместо ветхой деревянной церкви, нового каменного храма. В построенной каменной церкви было устроено два пристола: в холодной Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой пророка Ильи.

(По материалам О.Н. Виноградова).

В 1678 году в селе Порели было зарегистрировано только 6 дворов, в которых проживали семьи церковников. (Причины, по которым был разобран первый каменный храм Рождества Богородицы 1822-1848 годов, остались не выясненными).

В конце девятнадцатого века, в 1893 году, «тщанием прихожан» была построена каменная церковь в три престола в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Благодетелем строительства был крупный помещик Кокорин. Его поместье и село Порели разделяло озеро, устроенное в овраге для ловли рыбы. Усадьба была большая, ухоженная. Высокий дом с мезонином, огромным подвалом, рядом, наискосок, стоял дом прислуги, были хозяйственные дворы, конюшня, отапливаемые теплицы, вырытые в земле, фруктовый сад. Кирпичи для строительства церкви делали на местных заводах. В глиняный раствор для крепости добавляли яйца и соль, которые собирали со всего прихода.

Главный престол освятили в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушницы». Правый – в 1908 году во имя святителя Алексия Московского. Сведения об освящении северного придела неизвестны, однако отсутствие иконостаса может говорить о неподготовленности левого придела. Возведение храма продолжалось на протяжении нескольких десятилетий.

Священники: «Примерно с 1921 года в церкви с. Порели служил о. Михаил. Он был участником трех войн, но ни разу в жизни не стрелял. После гражданской войны М. Подлесских стал псаломщиком, одновременно учился на священника. После учебы был рукоположен в диакона, а затем - в священника. У батюшки Михаила и матушки Риммы Михайловны было 17 детей! 7 сыновей воевали на фронтах Великой Отечественной войны, из них вернулся живым только один. Умер о. Михаил на Пасху в 1946 году».

«О. Александр служил при о. Михаиле, был псаломщиком, потом диаконом, а затем священником. У батюшки Александра с матушкой Марией Ивановной было пять детей, жили они в Порелях. В 1948 году семья Огородниковых уехала в Нижний Тагил».

Н. Чемоданов, «Последние порельские батюшки», газета «Слава труду», №114,2005 г.

Воспоминания:

«В школьной тетрадке у Эммы, исписанной бесподобно красивым, редчайшим почерком, собраны истории, связанные с церковью. Есть в тетрадочке воспоминания очевидцев, как закрывали церковь. Иконы и другую церковную утварь повезли в Пиксур в тамошнюю действующую церковь, но машина возле магазина в Курени перевернулась. Когда стали иконы обратно в машину грузить, их почему-то оказалось много меньше. Куда делись остальные, никто не понял. А вот еще одно воспоминание, как наезжали в Порели шефы с одного кировского завода и тоже внесли свой вклад в разрушение церкви: выпиливали лепнину, обдирали иконостас и вывозили все это в неизвестном направлении.
Вот история о том, как в конце девяностых, колхозный механизатор по прозвищу Тюбик тракторным тросом пытался выдрать для своих надобностей чугунные решетки из окон и дверей церкви, да не смог, но храм покалечил: по стенам возле окон пошли трещины. По убеждению самой Эммы, наказанными до седьмого колена окажутся все, кто приложил руки к разрушению церкви. Истории о горемычной судьбе осквернителей храма также записаны в ее тетрадочке. Да и семья самой Эммы, как она считает, отнюдь не исключение: ее отец-старик - инвалид без обеих ног. У Эммы личная жизнь не сложилась, получила инвалидность, у детей тоже не все благополучно, хотя жить только начинают. Покаяние через ее личную лепту в восстановление храма в Порелях - единственный выход из порочного круга».

«В Порельской церкви было два звонаря. Одного из них звали Сергием. В ХIХ веке книзу от д. Мезенцевы изготовляли местный кирпич, из которого выстроена церковь. До войны в Порелях еще жил один из строителей церкви Николай Егорович Кокоулин. Во время возведения церкви он носил на себе кирпич наверх. С 1894 до конца 1930-х годов в ней совершались богослужения. В 1936 году церковь еще работала, а потом ее закрыли. С колокольни были сброшены колокола. Храм превратили в зернохранилище. После войны в церкви были сняты иконы с иконостаса. Часть их была вывезена в Пиксур, в единственный открытый после войны храм в Даровском районе. В Порельской же церкви были развалены подпольные печи и выбран кирпич. После закрытия церкви верующие стали ездить на богослужение в Пиксурский храм. Правда, таких поездок было немного. Ехали через Знаменку и Столбовы – всего около 28 км». Н. Чемоданов, «Престольный праздник в Порелях», газета «Слава труду», №114, 2005г.







Заключение

Время проходит, исчезают деревни и села, умирают старожилы, но пожилые люди с любовью вспоминают свои маленькие, затерянные в лесах, деревушки.

Деревенька моя умирает,

И уроны ее велики,

Силу жизни бурьян набирает,

А не кряжистые мужики.


А когда-то плясала и пела

И влюбленно по тропке брела,

Если надо, сжав зубы терпела,

Если надо, шинельку брала.


Шла в окопы, бросалась в атаку

На повергнутый пламенем дым.

Приноравливаясь к плакату

С криком красным

« А мы победим!»

Кто тебя так смертельно поранил?

Кто низвел, деревенька моя?

Кто заставил молчать за дворами

Неуемного соловья?


Ветер травку зеленую клонит,

Из омета солома торчит,

Тучи темные по небу гонит,

И последняя хата молчит.


История села Порели – это частичка истории Вятского края и в частности Даровского района. Для некоторых людей с. Порели – это малая родина, которую они не забудут никогда. Надеемся, что вас заинтересовал наш рассказ о селе. Память о своей родной земле жива в сердцах людей, и её необходимо сберечь









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее