ПРОЕКТ « От Лазоревых степей к шахтерскому городу »

Проект был подготовлен для ознакомления детей с историей своей малой родины

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Проект

«От лазоревых степей к шахтерскому городу»

Вид проекта:

по доминирующей деятельности: познавательный

По количеству участников: групповой

По продолжительности: среднесрочный (4 недели).

Заявитель: дети старшей группы №15, воспитатели,

родители, музыкальный руководитель.

Подготовили : воспитатель 1 квалификационной категории В.А.Коваленко

г.Донецк Ростовской области 2017 год







Пояснительная записка.

Развитие патриотических чувств – одна из задач воспитания детей дошкольного возраста. Наш детский сад имеет статус «казачий» и поэтому,работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей в изучении истории родного края и своей родословной, развивает интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родному краю, гордость и уважение к своей стране, интерес к окружающему. Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием. В последнее время были утеряны общечеловеческие ценности. Но, как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордость за неё, уважение – нужны всегда!



Актуальность проекта:Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности.



Что мы знаем?

Мы живет в Донском крае. Наш город называется Донецк. У нас проживают смелые казаки.

Что мы хотим узнать?

Как образовался город Донецк? Какие были раньше казаки, их быт и традиции?

С помощью чего узнаем?

Из бесед, знакомясь с художественными, музыкальными произведениями, просматривания презентаций, играя в игры.



Цель: 

-Воспитание чувства патриотизма, привитие чувства ответственности за сохранение и развитие казачьих традиций, пробуждение интереса к истории своего края, семьи, Отечества.

Задачи:

-Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.

-Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных произведений искусства родного края.

-Развитие творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности, пространственно-предметной среды.

-Овладение специфическим языком искусства, знаками исимволами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения.

Формы и методы:беседы, рассматривание картин и иллюстраций ,чтение литературныхпроизведений, загадывание загадок, дидактические игры , пение , слушание , театральная деятельность, подвижные игры , творческая деятельность , просмотр презентаций.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей будут сформированы и обогащены представление о малой Родине.

Дети узнают об обычаях и традициях, о казачьем быте и фольклоре.

Станут воспринимать себя, как часть общества , желающее поддерживать, любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.



Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап:

  • Разработка проекта.

  • Постановка цели и задачи.

  • Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература)

  • Разработка конспектов образовательной деятельности.


Основной этап.

День недели, дата

Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта (Совместная работа педагога с детьми)

Свободная творческая деятельность

1 неделя

«Край, в котором мы живем»

07.02.2017г.


Беседа на тему:«Где начиналась история города»

Цель: Дать детям представление о казачьей вольнице. Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширить кругозор детей, обогатить словарный запас

лит-ра: Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», стр. 37 «Край в котором мы живём»;

- Накопительная папка

Рисование : «Ой –ты, Дон широкий».

Цель: воспитывать любовь к малой Родине – своему краю; Продолжать учить рисовать аккуратно. Развивать эмоциональное восприятие красоты, умение эстетически оценивать свои работы

- Накопительная папка



Чтение литературного произведения: И.Федоров "Откуда Дон бе­рет начало".

Цель: развивать устную речь детей, побуждать детей выразительно читать стихи, развивать творческое мышление.
- Накопительная папка


Рассматривание картин : Пейзажи И.И.Крылова "Степь ковыльная", "Зима».

Цель: воспитывать любовь к родному краю его историческому прошлому.

Слушание народных песен:

"По над Тихим Доном","Посею лебеду".Цель: закреплять и расширять знания детей о культуре казачества.

Подвижные игры«Строительство снежных городков», «Доскачи на коне до цели».

Цель: формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

- Накопительная папка




2 неделя

14.02.2017г.

«Казаки – люди вольные»


Беседа на тему:«Казаки – люди вольные»

Цель; познакомить детей с возникновением казачества на Дону, дать представление о жизни казаков. Развивать у детей представление о прошлом, образное мышление.Развивать патриотических чувств посредством приобщения их к культуре донского казачества.

Лит-ра : «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края.» Н.В.Елжова.

- Накопительная папка

Чтение литературного произведения: Б.Куликов "Прекрасен мой казачий край"

Цель ; учить детей слушать внимательно, отвечать на вопросы воспитателя, показать детям красоту родного края , через произведение.

- Накопительная папка

Презентация «Казаки – люди вольные».

Рисование «Конь – верный друг казака». Цель: учить передавать внешний облик, некоторые движения, строение, окружающую природу,  обогащать словарный запас детей.

- Накопительная папка

Рассматривание иллюстраций :

«Блюда Казаков»

Слушанье Гимна (донского казачества) Всевеликого Войска Донского.

Дидактическая игра «Одень казака и казачку»

Цель: Учить различать одежду донских казаков, её назначение, название, разные её части; Воспитывать интерес у детей к национальным костюмам.

- Накопительная папка


3 неделя

21.02.2017г.

«Обычаи и традиции казаков»


Беседа на тему: «Обычаи и традиции казаков»

Цель: познакомить с истоками русского народного искусства, предметами быта прошлого времени.

- Накопительная папка



Экскурсия в мини-музей детского сада «Казачья комната».

Цель: познакомить детей с жилищем донских казаков, дать представление о предметах быта. Развивать у детей эстетические чувства, любознательность, бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю.

Чтение литературного произведения: «Сказки Тихого Дона» Петра Лебеденко.

- Накопительная папка

Презентация : «Одежда казаков»

Цель:расширить кругозор через предметы казачьего быта, казачьих костюмов, обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов.

Рассматривание картин Б. Спорыхина "Весна на Дону", "Голубые курени"

Лепка «В гостях у тётушки Аксиньи».

Дидактическая игра:«Дополни предложение….»,

Пение народных песен:

"Атаманец молодой" , «Разудалые казаки", «Пчелочка златая».

Цель: петь без напряжения, спокойным естественным голосом, согласно ритма и темпа, выразительно.,координировать свои движения с речью при исполнении народных песен, четко произносить слова, своевременно и самостоятельно начинать и заканчивать песни

Подвижные игры : «Зимние забавы на Дону», «Золотые ворота».

- Накопительная папка








4 неделя

28.02.2017г.

«Праздники казаков».


Беседа на тему: «Праздники казаков».

«Широкая масленица»

(православный праздник)

Цель:Формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с

культурно-историческим наследием донского казачества. Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа.Познакомить детей с традиционными масленичными обычаями и обрядами: выпекание блинов, игры и забавы со снегом, катание на лошадях, изготовление соломенного масленичного чучела – символа праздника, круговые хороводы. Воспитывать любовь и уважение к традиционной культуре своего края.

Лит-ра : - Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», стр. 126 «Широкая масленица»;

- Накопительная папка

Презентация: «Праздники казаков».

Цель: расширять представления детей о характерных особенностях казачьего фольклора, казачьего быта и народного костюма.



Чтение стихов Ирины Гусевой

- Накопительная папка


Рассматривание папок с иллюстрациями

«Праздники казаков».

Дидактическая игра:«Хорошо -плохо»

Конструирование «Дом в котором я живу»

Цель: развивать мелкую моторику рук, создать благоприятную атмосферу для творческого выполнения работы.

Слушание А.М.Листопадов: "Песни донских казаков", "Донские исторические песни", "Старинная казачья свадьба на Дону".

Разучивание стихов

Н.Арефьевой «Дон-батюшка»

- Накопительная папка

Аппликация и рисование «Загородный дом»




Работа с родителями:

Февраль

Консультация: «Расскажите об истории города»,

«Экскурсия в музей».

Сбор экспонатов для мини-музея в детском саду, из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.

«Экскурсия в церковь»

Консультация: « Воспитание детей в казачьих семьях».

«Экскурсия к казачьему памятнику»



Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:

Нравственно-патриотический уголок

Пополнили материалом патриотический уголок в группе

Оформили макет «Казачье подворье»

Создали альбом рисунков по казачьим пословицам



Заключительный этап.

Работая над проектом, мы сродителями старались приобщить детей ,к истокам и познанию своего рода, своего наследия, через знакомство со своей малой Родиной , через развитие творческого воображения, через различные виды продуктивной деятельности.

  • Развлечение «Игры казачат»,

  • Праздник «Масленица»

  • Игру «Сто к одному»

  • Конкурс рисунков по казачьим пословицам.

  • Коллективная работа макета «Казачье подворье»

  • Фотоальбом «Слава тебе, Господи, что мы казаки»

Литература:

  1. Н.В. Елжова «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» (авторская региональная программа) , Волгодонск 2000г.

  2. Р.М. Чумичева«Родники Дона» ( региональная программа)

  3. О.Л.Ведмедь,Н.А.Платохина «Ценностное смысловое развитие дошкольников»(на материале истории и культуры Донского края) 2005.

  4. «Край Донецкий – край родной». Сергей Сполох. Книга первая. История станицы Гундоровской Донецкого округа Области Войска Донского. – Ростов-на-Дону: Издательство Фонд науки и образования, 2014 г.

  5. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона, описанные в литературных источниках 19 века, Ростов-на -Дону.(интернет источник)

  6. Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края (интернет источник)

  7. Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.(интернет источник)

  8. Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».(интернет источник)

  9. Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кирилова И .Х. (интернет источник)

  10. Материалы журнала «Дошкольное  воспитание» , газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.

  11. - Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края».

  12. - Накопительная папка










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее