Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10
Проект
«От лазоревых степей к шахтерскому городу»
Вид проекта:
по доминирующей деятельности: познавательный
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный (4 недели).
Заявитель: дети старшей группы №15, воспитатели,
родители, музыкальный руководитель.
Подготовили : воспитатель 1 квалификационной категории В.А.Коваленко
г.Донецк Ростовской области 2017 год
Пояснительная записка.
Развитие патриотических чувств – одна из задач воспитания детей дошкольного возраста. Наш детский сад имеет статус «казачий» и поэтому,работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей в изучении истории родного края и своей родословной, развивает интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родному краю, гордость и уважение к своей стране, интерес к окружающему. Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием. В последнее время были утеряны общечеловеческие ценности. Но, как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордость за неё, уважение – нужны всегда!
Актуальность проекта:Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности.
Что мы знаем? | Мы живет в Донском крае. Наш город называется Донецк. У нас проживают смелые казаки. |
Что мы хотим узнать? | Как образовался город Донецк? Какие были раньше казаки, их быт и традиции? |
С помощью чего узнаем? | Из бесед, знакомясь с художественными, музыкальными произведениями, просматривания презентаций, играя в игры. |
Цель:
-Воспитание чувства патриотизма, привитие чувства ответственности за сохранение и развитие казачьих традиций, пробуждение интереса к истории своего края, семьи, Отечества.
Задачи:
-Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.
-Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных произведений искусства родного края.
-Развитие творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности, пространственно-предметной среды.
-Овладение специфическим языком искусства, знаками исимволами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения.
Формы и методы:беседы, рассматривание картин и иллюстраций ,чтение литературныхпроизведений, загадывание загадок, дидактические игры , пение , слушание , театральная деятельность, подвижные игры , творческая деятельность , просмотр презентаций.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей будут сформированы и обогащены представление о малой Родине.
Дети узнают об обычаях и традициях, о казачьем быте и фольклоре.
Станут воспринимать себя, как часть общества , желающее поддерживать, любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература)
Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап.
День недели, дата | Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта (Совместная работа педагога с детьми) | Свободная творческая деятельность |
1 неделя «Край, в котором мы живем» 07.02.2017г.
| Беседа на тему:«Где начиналась история города» Цель: Дать детям представление о казачьей вольнице. Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширить кругозор детей, обогатить словарный запас лит-ра: Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», стр. 37 «Край в котором мы живём»; - Накопительная папка Рисование : «Ой –ты, Дон широкий». Цель: воспитывать любовь к малой Родине – своему краю; Продолжать учить рисовать аккуратно. Развивать эмоциональное восприятие красоты, умение эстетически оценивать свои работы - Накопительная папка Чтение литературного произведения: И.Федоров "Откуда Дон берет начало". Цель: развивать устную речь детей, побуждать детей выразительно читать стихи, развивать творческое мышление.
| Рассматривание картин : Пейзажи И.И.Крылова "Степь ковыльная", "Зима». Цель: воспитывать любовь к родному краю его историческому прошлому. Слушание народных песен: "По над Тихим Доном","Посею лебеду".Цель: закреплять и расширять знания детей о культуре казачества. Подвижные игры«Строительство снежных городков», «Доскачи на коне до цели». Цель: формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе. - Накопительная папка
|
2 неделя 14.02.2017г. «Казаки – люди вольные»
| Беседа на тему:«Казаки – люди вольные» Цель; познакомить детей с возникновением казачества на Дону, дать представление о жизни казаков. Развивать у детей представление о прошлом, образное мышление.Развивать патриотических чувств посредством приобщения их к культуре донского казачества. Лит-ра : «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края.» Н.В.Елжова. - Накопительная папка Чтение литературного произведения: Б.Куликов "Прекрасен мой казачий край" Цель ; учить детей слушать внимательно, отвечать на вопросы воспитателя, показать детям красоту родного края , через произведение. - Накопительная папка Презентация «Казаки – люди вольные». | Рисование «Конь – верный друг казака». Цель: учить передавать внешний облик, некоторые движения, строение, окружающую природу, обогащать словарный запас детей. - Накопительная папка Рассматривание иллюстраций : «Блюда Казаков» Слушанье Гимна (донского казачества) Всевеликого Войска Донского. Дидактическая игра «Одень казака и казачку» Цель: Учить различать одежду донских казаков, её назначение, название, разные её части; Воспитывать интерес у детей к национальным костюмам. - Накопительная папка
|
3 неделя 21.02.2017г. «Обычаи и традиции казаков»
| Беседа на тему: «Обычаи и традиции казаков» Цель: познакомить с истоками русского народного искусства, предметами быта прошлого времени. - Накопительная папка
Экскурсия в мини-музей детского сада «Казачья комната». Цель: познакомить детей с жилищем донских казаков, дать представление о предметах быта. Развивать у детей эстетические чувства, любознательность, бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю. Чтение литературного произведения: «Сказки Тихого Дона» Петра Лебеденко. - Накопительная папка Презентация : «Одежда казаков» Цель:расширить кругозор через предметы казачьего быта, казачьих костюмов, обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов. | Рассматривание картин Б. Спорыхина "Весна на Дону", "Голубые курени" Лепка «В гостях у тётушки Аксиньи». Дидактическая игра:«Дополни предложение….», Пение народных песен: "Атаманец молодой" , «Разудалые казаки", «Пчелочка златая». Цель: петь без напряжения, спокойным естественным голосом, согласно ритма и темпа, выразительно.,координировать свои движения с речью при исполнении народных песен, четко произносить слова, своевременно и самостоятельно начинать и заканчивать песни Подвижные игры : «Зимние забавы на Дону», «Золотые ворота». - Накопительная папка
|
4 неделя 28.02.2017г. «Праздники казаков».
| Беседа на тему: «Праздники казаков». «Широкая масленица» (православный праздник) Цель:Формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества. Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа.Познакомить детей с традиционными масленичными обычаями и обрядами: выпекание блинов, игры и забавы со снегом, катание на лошадях, изготовление соломенного масленичного чучела – символа праздника, круговые хороводы. Воспитывать любовь и уважение к традиционной культуре своего края. Лит-ра : - Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», стр. 126 «Широкая масленица»; - Накопительная папка Презентация: «Праздники казаков». Цель: расширять представления детей о характерных особенностях казачьего фольклора, казачьего быта и народного костюма.
Чтение стихов Ирины Гусевой - Накопительная папка
| Рассматривание папок с иллюстрациями «Праздники казаков». Дидактическая игра:«Хорошо -плохо» Конструирование «Дом в котором я живу» Цель: развивать мелкую моторику рук, создать благоприятную атмосферу для творческого выполнения работы. Слушание А.М.Листопадов: "Песни донских казаков", "Донские исторические песни", "Старинная казачья свадьба на Дону". Разучивание стихов Н.Арефьевой «Дон-батюшка» - Накопительная папка Аппликация и рисование «Загородный дом»
|
Работа с родителями:
Февраль | Консультация: «Расскажите об истории города», |
«Экскурсия в музей». Сбор экспонатов для мини-музея в детском саду, из предметов казачьей утвари и семейных реликвий. | |
«Экскурсия в церковь» | |
Консультация: « Воспитание детей в казачьих семьях». «Экскурсия к казачьему памятнику» |
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:
Нравственно-патриотический уголок | Пополнили материалом патриотический уголок в группе |
Оформили макет «Казачье подворье» | |
Создали альбом рисунков по казачьим пословицам |
Заключительный этап.
Работая над проектом, мы сродителями старались приобщить детей ,к истокам и познанию своего рода, своего наследия, через знакомство со своей малой Родиной , через развитие творческого воображения, через различные виды продуктивной деятельности.
Развлечение «Игры казачат»,
Праздник «Масленица»
Игру «Сто к одному»
Конкурс рисунков по казачьим пословицам.
Коллективная работа макета «Казачье подворье»
Фотоальбом «Слава тебе, Господи, что мы казаки»
Литература:
Н.В. Елжова «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» (авторская региональная программа) , Волгодонск 2000г.
Р.М. Чумичева«Родники Дона» ( региональная программа)
О.Л.Ведмедь,Н.А.Платохина «Ценностное смысловое развитие дошкольников»(на материале истории и культуры Донского края) 2005.
«Край Донецкий – край родной». Сергей Сполох. Книга первая. История станицы Гундоровской Донецкого округа Области Войска Донского. – Ростов-на-Дону: Издательство Фонд науки и образования, 2014 г.
Чёрная А.В. Традиционные игры Дона, описанные в литературных источниках 19 века, Ростов-на -Дону.(интернет источник)
Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края (интернет источник)
Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории.(интернет источник)
Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона».(интернет источник)
Программа-план «Лазоревый цветок. Автор Кирилова И .Х. (интернет источник)
Материалы журнала «Дошкольное воспитание» , газеты «Казачий Круг», ресурсы интернет сайтов.
- Л.О.Тимофеева, Н.Н.Волохова «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края».
- Накопительная папка