Проект: «Организация проектной и исследовательской работы в МАОУ №СОШ №55 г. Перми»
Идея: Все учащиеся 10-11 классов школы №55 г.Перми смогут успешно разработать и защитить собственный проект по любому направлению , если для них будут созданы необходимые условия
Актуальность: подтверждается целевыми ориентирами современного образования, согласно которым у школьников необходимо формировать универсальные умения, необходимые для решения жизненных задач. В 2020/21 учебном году во всех школах страны появился обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект. Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с ФГОС среднего общего образования должен изучаться в 10-11 классах. Одновременно в понятие «индивидуальный проект» включается самостоятельная работа ученика — проект или исследование, который он выполняет в течение двух лет и затем представляет на защиту. Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС и примерная основная образовательная программа. Предмет вводится локальным актом образовательной организации. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Презентацию результатов можно проводить не только в школе, но и в том социально-культурном пространстве, где проект разворачивается, — например, в сообществе деловых людей.
Проблема: Учащиеся 11 классов должны защитить индивидуальный проект, но при этом в школе не созданы условия для его разработки и защиты
Гипотеза При создании условий, 100% учащиеся защитят проекты с первого раза
Цель создания проекта заключается в изучении условий в школе для ведения курса ИУП в 10-11 классе, обеспечивающих разработку и защиту собственных проектов.
Задачи :
Провести анализ наличия условий для ведения курса ИУП в 10-11 классе;
На основе SWOT- анализа слабые стороны и угрозы при введении курса ИУП в инвариантную часть базисного учебного плана старшей школы;
Разработать план реализации проекта ;
Представить результаты внедрения курса ИУП в учебную часть и на педагогическом совете;
Объект исследования: условия для введения курса ИУП в 10-11 классе
Предмет исследования: комплекс условий для введения курса ИУП в 10-11 классе
Методы исследования, которые применялись для решения поставленных задач: анализ психолого- педагогической, научной и учебно- методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного педагогического опыта работы в школе; проведение эксперимента по проверке гипотезы исследования.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что в нем дано концептуальное обоснование необходимости внедрения курса в учебно - воспитательный процесс школы №55
Практическая значимость состоит в том, что разработанный план реализации будет использован при обучении учащихся 10-11 классов при реализации курса ИУП
Основные этапы работы:
№ п\п | Выполняемый этап работы | Сроки выполнения | Ответственный за данный этап | Материальные ресурсы, оборудование |
|
|
|
|
|
1. | анализ условий и итогов защиты проектов в 11 классах.
| 2021-2022 уч.г. | Новикова Т.А., руководитель проекта2021-2022 уч.г. | компьютер |
2. | введение курса в учебный план и итоги его реализации.
| 2022- 2023 уч.г. | Гуляева Г.И., заместитель директора | компьютер |
3. | анализ результатов внедрения курса в учебный процесс
| 2023- 2024 уч.г. | Гуляева Г.И., заместитель директора Новикова Т.А., руководитель проекта2021-2022 уч.г. | компьютер |
4. | оформление результатов защиты за три года, корректировка ранее представленного материала, формулирование выводов | 2024- 2025уч.г. | Новикова Т.А., руководитель проекта2021-2022 уч.г. | компьютер |
Реализация проекта
I этап (2021-2022 уч.г.)
- проведение SWOT- aнализа
SWOT – анализ
S (сильные стороны) | O (возможности) |
1.Наличие учебного плана, предусматривающего аудиторные часы (по 1 часу в неделю в10 и 11 классах). | 1.Пропедевтика к защите курсовых и дипломных работ. |
2.Есть педагоги и тьюторы, готовые сопровождать проекты учащихся. | 2.Конкурентные преимущества учащихся школы при обучении в ВУЗах. |
3.Педагоги, имеющие профессиональную подготовку по данному курсу (3 человека). |
|
W (слабые стороны)
| Т (угрозы) |
1.В 2020-2021 учебном году учащиеся 11 классов разрабатывали проекты самостоятельно, тьюторское сопровождение осуществлялось эпизодически. |
|
2.Недостаточная методическая база для сопровождения курса. | 1.Дополнительная нагрузка учащихся, негативно влияющая на состояние здоровья. |
3.Отсутствие УМК по курсу. | 2.Изменение учебного плана в старшей школе. |
4.Низкая мотивация на изучение данного курса. | 3.Отказ подготовленных педагогов заниматься данным видом деятельности. |
5.Всего 25% учащихся владеют навыками публичной защиты на НПК разного уровня. |
|
6.Низкая мотивация педагогов на сопровождение проектов учащихся |
|
- анализ имеющихся ресурсов
Материально - технические: свободный учебный кабинет, принтер, бумага, электронная доска;
Информационные: свободный доступ в интернет, наличие компьютера,
Кадровые: есть 3 педагога и 3 тьютора, готовых сопровождать учащихся;
II этап 2022- 2023 уч.г.
Введение курса в учебный план
1. Подготовлен руководитель проекта ;
2. Разработаны локальные нормативные акты, регулирующие организацию проектной деятельности в школе;
- Положение (порядок, иное) о проектной деятельности, регламентирующее осуществление проектно-исследовательской деятельности, в котором определены основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности его оценки; отмечено, что индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы согласно ФГОС СОО, а его выполнение является обязательным для каждого учащегося; определены цели и задачи индивидуального проекта для обучающихся и для педагогов, типы работ и формы представления, требования к содержанию и оформлению индивидуального. Необходимо осветить общие критерии оценки проектной деятельности (возможно с учетом уровней - базового или углубленного). В отдельном разделе определить требования к защите проекта (основные критерии защиты, работу экспертной комиссии, процедуру допуска к защите, иное). Определить регламент взаимодействия руководителя и исполнителя индивидуального проекта, их права и ответственность. Сформировать перечень документации руководителя проекта и обучающегося, членов экспертной комиссии.
- Приказ «Об организации проектной деятельности обучающихся 10 (11) классов школе в 20_ / 20_ учебном году», который определяет план организации проектной деятельности;
-Приказ «О тьюторском сопровождении индивидуальных проектов на ступени СОО в 20_/20_ учебном году»;
-Приказ «Об утверждении тем индивидуальных итоговых проектов обучающихся в 20_/20_ учебном году»;
- пояснительная записка к учебному плану в ООП СОО, определяющая место и время изучения предмета «Индивидуальный проект» и пр.;
3.Разработана и утвердждена рабочая программа по данному учебному курсу на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и структуре, определенными ФГОС СОО (п. 18.2.2 ФГОГС СОО):
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
IIIи IV этапы 2023- 2025 уч.г.
(находятся в процессе реализации)
Желаемый результат
В ходе реализации проекта проанализированы условия для его внедрения.Проект внедрён в образовательное пространство школы. 100% учащихся в 11 классов защищают собственные проекты с первого раза.
Приложеие1
1.Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «СОШ №55» г. Перми предполагает реализацию 1 учебного часа в год по выполнению индивидуального проекта или учебно – исследовательской работы в 10 и 11 классах. Возникает необходимость организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера. Организация процесса предполагает свободный выбор учащимися направления деятельности и формы работы. Проект реализуется лично самим старшеклассником, под руководством педагога и сопровождается тьютером, до момента защиты работы. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» предназначена для обучающихся 10 и 11 классов МАОУ «СОШ №55» г. Перми, осуществляющих проектную и учебно - исследовательскую деятельность, и для учителей, выступающих в роли консультантов. Работа над проектом обеспечивает преемственность обучения по программам основного общего образования и реализацию индивидуального учебного плана. . Защита выполненной работы осуществляется в соответствие с календарным планом работы школы, не реже 3 раз за один учебный год. По приказу директора школы в состав комиссии по защите проектов назначаются педагоги профильных дисциплин и тьютюры. Учащийся имеет право повторной защиты при получении низкой оценки, выставленной комиссией. Сроки реализации программы – 2 года, 10 - 11 классы (68 часов; продолжительность занятия – 40 минут).
Основная концепция программы «Индивидуальный проект» - подготовить самостоятельно мыслящего исследователя, поднять авторитет науки, научить учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (с изм., внесенными Приказами Минобрнауки России о 29.12. 2014№1645, 31.12.2015 №1578, 7.08.2017 №613). • Примерными программами, созданными на основе Федерального государственного образовательного стандарта, входящими в государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования, • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682).
1.1. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Универсальные учебные действия, сформированные на I и II ступенях обучения, являются платформой для работы в старшей школе и в будущем станут основой для участия в научно-исследовательской деятельности в ВУЗах, колледжах и т.д.
1.2 Цель программы— создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию личности обучающихся.
В ходе реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Обучение правилам постановки проблемы (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); 2. Обучение приёмам работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка полученной из разных источников информации по изучаемому вопросу, анализ, интерпретация и оценка достоверности
3. Развитие навыков целеполагания, планирования деятельности и контроля; 4. Обучение выбору, освоению и использованию технологии изготовления продукта проектирования;
5.Обучение комплексного использования методов теоретических, практических и эмпирических для решения поставленных задач •развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
6. Формирование умений представления результатов работы в различных формах;
7.Организация тайминга выполнения работы;
8.Формирование навыков публичного выступления;
Для управления учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:
-доступность –предполагает освоение материала за рамками школьного учебника на высоком уровне трудности.
- естественность – тема исследования или проекта не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему или реализовать проект самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого.
- экспериментальность- позволит учащемуся выходить за рамки созерцательной стороны, экспериментировать с теми предметами и явлениями, которые он изучает;
- осмысленность – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться;
-культуросообразность – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи.
- самостоятельность – ученик сможет овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» представляет собой документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, планируемые результаты изучения курса, содержание учебного предмета, тематическое планирование курса. Особенностью проектов и учебно- исследовательских работ на старшей ступени образования является их исследовательский, прикладной характер. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. 1.4 Планируемые результаты освоения данной программы Личностные результаты: – ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы,готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Повышение личной ответственности за свою работу. Метапредметные результаты 1. Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - грамотно оформить работу в соответствии с установленными требованиями; - логично изложить и построить доклад. 2. Познавательные универсальные учебные действия - выявить и поставить проблему; - показать актуальность и значимость темы проекта; - обосновать полезность и востребованность продукта; - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; 3. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений; - отвечать на вопросы. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление: – о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; – о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; – о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; – об истории науки; – о новейших разработках в области науки и технологий; – о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); – о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов; Обучающиеся смогут: – решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; – использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно- познавательных задач; – использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; – использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; – использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся: – формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов; - осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 1.5 Формы организации деятельности Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса. Возможными приемами организации деятельности могут быть: лекции, семинары, практические работы, работа с различными источниками информации, выполнение творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов. При организации проектной деятельности возможна индивидуальная и групповая работа, которая проводится в форме занятия исследования, творческого отчёта, экспертизы, учебного эксперимента, коллективного обсуждения промежуточных и итоговых результатов работы обучающихся, круглого стола, дебатов, интеллектуальной игры, публичной защиты, Организация учебно- исследовательской и проектной деятельности в школе строится на основе взаимосвязи предметного содержания и с учётом деятельности на уроках и внеурочных занятиях.
1.6 Методы преподавания данного курса определяются целями и задачами, направленными на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в метапредметных областях. Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса. 1.7 Система отслеживания результатов Критерии оценивания индивидуального проекта Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. В соответствии с требованиями ФГОС результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: 1. Сформированность навыков коммуникативной деятельности, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления. 2. Способность к инновационной деятельности, аналитической деятельности, творческой деятельности, интеллектуальной деятельности. 3. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов и предметных областей. Общие критерии оценки проектной работы представлены в оценочном листе, который содержит критерии, параметры каждого критерия, бальную шкалу оценивания от 0 до3.
Критерии оценки проекта/учебного исследования
Критерии | Параметры | Баллы (0-3) |
Тема проекта/ учебного исследования | Тема проекта/учебного исследования актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающихся |
|
Тема отражает ключевую идею проекта/учебного исследования и ожидаемый продукт проектной деятельности |
| |
Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории |
| |
Разработанность проекта учебного исследования | Структура проекта/учебного исследования соответствует его теме |
|
Разделы проект/учебного исследования а отражают его основные этапы |
| |
Актуальность и перечень задач проектной/ исследовательской деятельности согласованы |
| |
Ход проекта/учебного исследования по решению поставленных задач представлен |
| |
Выводы по результатам проектной/исследовательской деятельности зафиксированы |
| |
Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной/исследовательской деятельности, включены в текст проектной работы |
| |
Значимость проекта/ учебного исследования для учащегося | Содержание проекта/учебного исследования отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы |
|
Идея проекта/учебного исследования значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования |
| |
В тексте проектной/ исследовательской работы и (или) в ходе презентации проекта/учебного исследования учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта |
| |
Оформление текста проектной/ исследовательской работы | Текст проектной/исследовательской работы (включая приложения) оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями |
|
В оформлении текста проектной/исследовательской работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию |
| |
Презентация проекта/ учебного исследования | Проектная/исследовательская работа сопровождается компьютерной презентацией |
|
Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта/учебного исследования без чтения текста проектной работы |
| |
Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта |
| |
Процедура защиты проекта/ учебного исследования | Защита проекта/учебного исследования сопровождается компьютерной презентацией |
|
В ходе защиты проекта/учебного исследования учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров |
| |
Учащийся уверенно отвечает на вопросы по существу проекта/учебного исследования |
| |
Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта /учебного исследования; дает развернутые комментарии по отдельным этапам проектной/исследовательской деятельности |
| |
Этичность поведения учащегося |
| |
ИТОГО: |
| Макс. балл – 66 |
Шкала перевода в отметки1:
66-60 баллов – 5
59-45 баллов – 4
44-25 баллов – 3
24 балла и менее – 2
Заключение экспертов:
Проект/ учебное исследование считается (выбрать нужное и отметить знаком «V»):
- выполненным полностью. Обучающийся достоин отметки 5 («отлично») по итогам освоения курса «Индивидуальный проект»;
- выполненным с незначительными замечаниями. Обучающийся достоин отметки 4 («хорошо») по итогам освоения курса «Индивидуальный проект»;
- выполненным с существенными замечаниями. Обучающийся достоин отметки 3 («удовлетворительно») по итогам освоения курса «Индивидуальный проект»;
- невыполненным в соответствии с требованиями. Обучающийся не освоил курс «Индивидуальный проект» в должном объеме. Рекомендуется отметка 2 («неудовлетворительно»).
ФИО, должность экспертов ………………. Дата, подпись
ФИО, должность экспертов ………………. Дата, подпись
ФИО, должность экспертов ………………. Дата, подпись
2. Содержание программы «Индивидуальный проект» В основе содержания данной программы положена логика научного исследования: от определения проблемы до публичной презентации её решения. Учебный материал отобран с учётом изложенных выше целей и задач. Отбор и систематизация материала программы в значительной степени ориентируются на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания учебного предмета «Индивидуальный учебный проект», подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
10 класс
Тема 1. Введение в проектную культуру Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль. Навыки скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта. Тема 2. Инициализация проекта Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Тема 3. Базовое проектирование и исследование Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Тема 4. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и 8 каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей, или визуальных заметок. Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Тренинг по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося. 11 класс
Тема 1. Презентация результатов проектной деятельности Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Тема 2. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Тема 3. Коммуникативные навыки Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Практическое занятие: Дискуссия. Практическое занятие: Дебаты. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления. Практическое занятии: Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Тема 4. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс Анализ рекомендаций и указанных ошибок. Исправление недочетов. Поиск аналогичных проектов, сравнение, выявление сильных и слабых сторон. Самоанализ сильных сторон и «зоны роста». Список литературы, которая поможет выйти на новый уровень.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
10 класс | ||
1 | Место учебного проекта в ИУП, выбор и обоснование темы | 1 |
2 | Технология проектной деятельности и исследовательской деятельности | 1 |
3 | Технология проектной деятельности и исследовательской деятельности | 1 |
4 | Структура проекта и исследовательской работы | 1 |
5 | Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел | 1 |
6 | Целесообразность выбранного проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность | 1 |
7 | Постановка цели и декомпозиция на задачи, проверка цели на соответствие теме. | 1 |
8 | Обзор основных материалов по теме | 1 |
9 | Переработка чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование | 1 |
10 | Критерии оценки проектной и исследовательской работы | 1 |
11 | Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза | 1 |
12 | Методы проверки гипотезы. Методы исследования | 1 |
13 | Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 |
14 | Работа с информацией– обзор, анализ | 1 |
15 | Работа с массивом материала – обзор, анализ | 1 |
16 | Работа с массивом материала – обзор, анализ | 1 |
17 | Работа с массивом материала – обзор, анализ | 1 |
18 | Создание мини проекта (практическая работа) | 1 |
19 | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 |
20 | Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 |
21 | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление работ | 1 |
22 | Эскизы и модели, макеты проектов, оформление работ | 1 |
23 | Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования | 1 |
24 | Библиография, справочная литература, каталоги | 1 |
25 | Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы | 1 |
26 | Сбор и систематизация материалов | 1 |
27 | Публичная предзащита собственного проекта | 1 |
28 | Публичная предзащита | 1 |
29 | Публичная предзащита | 1 |
30 | Публичная предзащита | 1 |
31 | Публичная предзащита | 1 |
32 | Публичная предзащита | 1 |
33 | Рефлексия, обратная связь, корректировка | 1 |
34 | Рефлексия, обратная связь, корректировка | 1 |
Итого | | 34 |
11 класс | ||
1 | Компьютерная обработка данных исследования | 1 |
2 | Оформление таблиц, рисунков | 1 |
3 | Оформление таблиц, рисунков | 1 |
4 | Оформление ссылок, сносок, списка литературы | 1 |
5 | Оформление ссылок, сносок, списка литературы | 1 |
6 | Сбор и систематизация материалов | 1 |
7 | Сбор и систематизация материалов | 1 |
8 | Оформление проектных работ | 1 |
9 | Оформление проектных работ | 1 |
10 | Оформление проектных работ | 1 |
11 | Оформление проектных работ | 1 |
12 | Оформление проектных работ | 1 |
13 | Оформление проектных работ | 1 |
14 | Формулирование выводов | 1 |
15 | Формулирование выводов | 1 |
16 | Объяснение полученных результатов | 1 |
17 | Объяснение полученных результатов | 1 |
18 | Вариативные формы представления результатов | 1 |
19 | Составление конспекта выступления на защите. | 1 |
20 | Составление конспекта выступления на защите. | 1 |
21 | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов | 1 |
22 | Отработка техник монолога | 1 |
23 | Отработка техник монолога | 1 |
24 | Коммуникации в профессиональной среде | 1 |
25 | Техники аргументации | 1 |
26 | Правила ведения спора | 1 |
27 | Дискуссия | 1 |
28 | Дебаты | 1 |
29 | Привлечение внимания аудитории | 1 |
30 | Использование наглядных средств | 1 |
31 | Защита индивидуального проекта | 1 |
32 | Рефлексия проектной деятельности | 1 |
33 | Список литературы, которая поможет выйти на новый уровень | 1 |
34 | | 1 |
итого | | 34 |
4. Список литературы 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009. 2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М.: ИОСО РАО, 2003. - 26 с. 3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: методические рекомендации. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2003. - 176 с. 4. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебноисследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001. 5. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся// Завуч. -2001. -№1. - С.93-119. 6. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. -М.: Русское слово, 2011. - 112 с. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся». 8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. 9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010. – 44 с. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М., 2012. 11. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001. 12. Г.Б. Голуб и О.В. ЧураковА «Основы проектной деятельности»– Самара: Издательство «Пофи», 2010. – 132с. 13. М.М. НовожиловА, С.Г. Воровщикова, И.В. Таврель «Научная монография «Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию– М.: 5 за знания, 2007, 160 с
1