«Зимний фестиваль знаний 2026»

Криотерапия - игровая современная педагогическая технология в работе с детьми с ОВЗ

Криотерапия — одна из современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающая использование игр со льдом.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Криотерапия - игровая современная педагогическая технология в работе с детьми с ОВЗ»



Система работы по внедрению элементов криотерапии на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Использование игровых технологий на занятиях не только вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует интерес к занятию, но и способствует повышение работоспособности, переходящей в творчество.

Для проведения криотерапии необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное

взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая

определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на

коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Примеры игр со льдом:

1. «Разноцветные камушки».

Цель: закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости) льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает льдинку нужного цвета.

Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.

2. «Зашифруй слово».

Цель: формирование фонематического анализа.

Ход игры: На дне емкости с водой льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Педагог показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне емкости из цветных льдинок.

3. «Достань игрушку, скажи какая она»

Цель: формирование словаря прилагательных

Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

4. «Выложи узор»

Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Оборудование: ёмкость со льдом.

Ход игры: выложи рисунок из льдинок.

5. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».

Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку

6. «Графический диктант».

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: емкость со льдом, заламинированный разлинованный лист на клеточки.

Ход игры: Педагог дает устные задания типа: Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол.

Необходимо помнить и о противопоказаниях для проведения криотерапии.

Нельзя проводить криотерапию детям с:

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание).

Осторожно применять криотерапию с:

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

В заключение можно сказать, что игры со льдом вызывают у воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.

Использование упражнений на развитие мелкой моторики играет

положительную роль в коррекционном обучении детей с ограниченными

возможностями здоровья, что позволяет:

- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее