«Криотерапия - игровая современная педагогическая технология в работе с детьми с ОВЗ»
Система работы по внедрению элементов криотерапии на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
Использование игровых технологий на занятиях не только вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует интерес к занятию, но и способствует повышение работоспособности, переходящей в творчество.
Для проведения криотерапии необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное
взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая
определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на
коррекционных занятиях педагога.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Примеры игр со льдом:
1. «Разноцветные камушки».
Цель: закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости) льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает льдинку нужного цвета.
Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.
2. «Зашифруй слово».
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне емкости с водой льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Педагог показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне емкости из цветных льдинок.
3. «Достань игрушку, скажи какая она»
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
4. «Выложи узор»
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: выложи рисунок из льдинок.
5. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».
Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
6. «Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: емкость со льдом, заламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа: Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол.
Необходимо помнить и о противопоказаниях для проведения криотерапии.
Нельзя проводить криотерапию детям с:
- эписиндромом;
- миопатией (наследственное заболевание).
Осторожно применять криотерапию с:
- длительно и часто болеющими детьми;
- гипервозбудимыми детьми.
В заключение можно сказать, что игры со льдом вызывают у воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.
Использование упражнений на развитие мелкой моторики играет
положительную роль в коррекционном обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья, что позволяет:
- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.


