«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проблемы социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ в рамках индивидуального обучения

Понятие социально - педагогическая адаптация неразрывно связано с понятием социализации. Более того, оно является его составной частью, предполагает сформированность определенных коммуникативных навыков.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Проблемы социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ в рамках индивидуального обучения  Орловская Т.С. , учитель индивидуального обучения

Проблемы социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ в рамках индивидуального обучения

Орловская Т.С. ,

учитель индивидуального обучения

Понятие социально - педагогическая адаптация неразрывно связано с понятием социализации. Более того, оно является его составной частью, предполагает сформированность определенных коммуникативных навыков. 2 2

Понятие социально - педагогическая адаптация неразрывно связано с понятием социализации. Более того, оно является его составной частью, предполагает сформированность определенных коммуникативных навыков.

2

2

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная адаптация — это один из механизмов социализации, проявляющийся в усвоении моральных, социальных, правовых норм и требований, предъявляемых индивиду при определенном типе деятельности. 3 3

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная адаптация — это один из механизмов социализации, проявляющийся в усвоении моральных, социальных, правовых норм и требований, предъявляемых индивиду при определенном типе деятельности.

3

3

Социализация  –  это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.  4 4

Социализация

это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

4

4

У детей, обучающихся индивидуально(на дому,) беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.  Дети имеют множество отклонений в развитии и здоровье.  У них снижена познавательная активность, наблюдается отставание в развитии речи, отсутствуют навыки общения, умение управлять собой.  У подростков заметны трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхность чувств. Они испытывают сложность в сфере самосознания. 5 5

У детей, обучающихся индивидуально(на дому,) беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.

Дети имеют множество отклонений в развитии и здоровье.

У них снижена познавательная активность, наблюдается отставание в развитии речи, отсутствуют навыки общения, умение управлять собой.

У подростков заметны трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхность чувств. Они испытывают сложность в сфере самосознания.

5

5

Таким образом, встаёт задача создания особых условий для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и т.п., которые способствовали бы успешной социализации детей, находящихся на индивидуальном обучении. 6 6

Таким образом, встаёт задача создания особых условий для развития коммуникативных навыков через систему коррекционных занятий, специальных игр, упражнений и т.п., которые способствовали бы успешной социализации детей, находящихся на индивидуальном обучении.

6

6

В своей работе по развитию коммуникативных навыков реализую следующие задачи: - помогаю ребенку быть в контакте с реальностью, развиваю его социальный и коммуникативный опыт. - учу выходить из ситуаций социальных травм и конфликтов. - формирую адекватную самооценку и отношение к окружающему миру. - развиваю самостоятельность, учу самому организовывать свою работу. - учу проводить анализ конкретных дел и проблем, возникающих в жизни ребенка. Указанные задачи помогают в развитии коммуникативных навыков учащихся, а значит и в их дальнейшей адаптации и социализации и включении в систему общественных отношений. 7 7

В своей работе по развитию коммуникативных навыков реализую следующие задачи:

- помогаю ребенку быть в контакте с реальностью, развиваю его социальный и коммуникативный опыт.

- учу выходить из ситуаций социальных травм и конфликтов.

- формирую адекватную самооценку и отношение к окружающему миру.

- развиваю самостоятельность, учу самому организовывать свою работу.

- учу проводить анализ конкретных дел и проблем, возникающих в жизни ребенка.

Указанные задачи помогают в развитии коммуникативных навыков учащихся, а значит и в их дальнейшей адаптации и социализации и включении в систему общественных отношений.

7

7

Работа ведется по следующим направлениям: Личностное воспитание – диагностика уровня воспитанности учащегося, определение слабых сторон развития, знакомство с моделями общепринятого поведения, формирование убеждений. Развитие познавательной сферы  – активизация познавательного интереса, расширение кругозора, развитие психических процессов. Эстетическое воспитание  – развитие творческих способностей, знакомство с произведениями искусства, формирование чувства прекрасного. Физическое воспитание и ЗОЖ  – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к нему, формирование понятия о ЗОЖ, развитие навыков. Основы социализации и общения  – подготовка ребенка к жизни, формирование навыков социально-эстетического поведения. Трудовое воспитание и ОБЖ  – привитие трудолюбия, формирование и развитие навыка самообслуживания, знакомство с навыками трудовой безопасности. 8 8

Работа ведется по следующим направлениям:

Личностное воспитание – диагностика уровня воспитанности учащегося, определение слабых сторон развития, знакомство с моделями общепринятого поведения, формирование убеждений.

Развитие познавательной сферы – активизация познавательного интереса, расширение кругозора, развитие психических процессов.

Эстетическое воспитание – развитие творческих способностей, знакомство с произведениями искусства, формирование чувства прекрасного.

Физическое воспитание и ЗОЖ – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к нему, формирование понятия о ЗОЖ, развитие навыков.

Основы социализации и общения – подготовка ребенка к жизни, формирование навыков социально-эстетического поведения.

Трудовое воспитание и ОБЖ – привитие трудолюбия, формирование и развитие навыка самообслуживания, знакомство с навыками трудовой безопасности.

8

8

Учащимся, находящимся на индивидуальном обучении, как и всем умственно-отсталым детям, свойственна повышенная конфликтность, агрессивность, несдержанность в поступках и словах. Поэтому для развития коммуникативных навыков у ребенка со взрослыми и сверстниками полезны тренировки, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях  Обсуждение реально случившихся ссор, драк происходит не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на сторону другого, принять его точку зрения. 9 9

Учащимся, находящимся на индивидуальном обучении, как и всем умственно-отсталым детям, свойственна повышенная конфликтность, агрессивность, несдержанность в поступках и словах. Поэтому для развития коммуникативных навыков у ребенка со взрослыми и сверстниками полезны тренировки, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях

Обсуждение реально случившихся ссор, драк происходит не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на сторону другого, принять его точку зрения.

9

9

Умение работать с реальными жизненными ситуациями, использовать любое событие в жизни учащегося для его развития, изменение стереотипных установок является одним из наиболее эффективных способов работы детьми, находящимися на индивидуальном обучении.  Во время проведения уроков, бесед, учу ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и выходить за пределы актуальной жизненной ситуации.  Для этого проводятся игры, в которых ученик должен представить себе, что будет делать их сверстник, чем может закончиться тот или иной его поступок: например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. В этом очень большую помощь оказывают средства ТСО: просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением, прослушивание аудио кассет, например, «Занимательные уроки Радионяни. Как себя вести.», «Уроки тетушки Совы. Азбука общения.

Умение работать с реальными жизненными ситуациями, использовать любое событие в жизни учащегося для его развития, изменение стереотипных установок является одним из наиболее эффективных способов работы детьми, находящимися на индивидуальном обучении.

Во время проведения уроков, бесед, учу ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и выходить за пределы актуальной жизненной ситуации.

Для этого проводятся игры, в которых ученик должен представить себе, что будет делать их сверстник, чем может закончиться тот или иной его поступок: например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. В этом очень большую помощь оказывают средства ТСО: просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением, прослушивание аудио кассет, например, «Занимательные уроки Радионяни. Как себя вести.», «Уроки тетушки Совы.

Азбука общения." и другие.

10

10

Проводится большая работа по экологическому воспитанию: игры, упражнения. Знания приобретаются, прежде всего, путем наблюдений, осуществляемых непосредственно в природе. Эти наблюдения используются и с целью накопления учеником знаний о природе, и для развития у него наблюдательности, мышления, эстетических чувств, бережного отношения к природе. 11 11

Проводится большая работа по экологическому воспитанию: игры, упражнения. Знания приобретаются, прежде всего, путем наблюдений, осуществляемых непосредственно в природе. Эти наблюдения используются и с целью накопления учеником знаний о природе, и для развития у него наблюдательности, мышления, эстетических чувств, бережного отношения к природе.

11

11

Несколько упражнений, используемых на уроках: Упр.1 Нарисуй дерево. Размести правильно обитателей, которые живут на дереве, возле него, под ним ( червь, ящерица, еж, муха, летучая мышь, муравей, соловей). Упр.2. Соедини линией животное и его жилище. Назови место его обитания. Дельфин гнездо собака  Дупло белка Синица  Дом заяц Море Упр.3. В городе можно многое сделать, увидеть, посетить множество интересных мест: музеи, бассейны, волейбольные площадки, кино, парки, концерты, игровые площадки, рестораны, пляжи, катки, клубы, теннисные корты, театры, заводы.  Отметь двумя крестиками те места, которые тебе нравится посещать больше всего, и одним – те, которые нравятся меньше. 12 12

Несколько упражнений, используемых на уроках:

Упр.1 Нарисуй дерево. Размести правильно обитателей, которые живут на дереве, возле него, под ним ( червь, ящерица, еж, муха, летучая мышь, муравей, соловей).

Упр.2. Соедини линией животное и его жилище. Назови место его обитания.

Дельфин гнездо собака

Дупло белка Синица

Дом заяц Море

Упр.3. В городе можно многое сделать, увидеть, посетить множество интересных мест:

музеи, бассейны,

волейбольные площадки, кино,

парки, концерты,

игровые площадки, рестораны,

пляжи, катки,

клубы, теннисные корты,

театры, заводы.

Отметь двумя крестиками те места, которые тебе нравится посещать больше всего, и одним – те, которые нравятся меньше.

12

12

С целью профориентации и социализации провожу экскурсии на почту, в ателье, магазин, аптеку, парикмахерскую центр занятости. Это обогащает и расширяет конкретно-чувственный опыт, кругозор учащихся, готовит их к будущей жизни, учит взаимодействовать с окружающими, вести себя адекватно обстановке, правильно и грамотно задавать вопросы и внимательно слушать говорящего.  Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. 13 13

С целью профориентации и социализации провожу экскурсии на почту, в ателье, магазин, аптеку, парикмахерскую центр занятости. Это обогащает и расширяет конкретно-чувственный опыт, кругозор учащихся, готовит их к будущей жизни, учит взаимодействовать с окружающими, вести себя адекватно обстановке, правильно и грамотно задавать вопросы и внимательно слушать говорящего.

Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

13

13

Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. 14 14

Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

14

14

www.themegallery.com

www.themegallery.com

Творческих успехов и оптимизма! www.themegallery.com

Творческих успехов и оптимизма!

www.themegallery.com

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее