Гавриловчук Е.А.
учитель «Этика и психология
семейной жизни»
ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище»
Приднестровье, г. Тирасполь
Проблемы психолого-педагогической подготовки учителей
Сегодня, в ПМР, с введением ГОС, главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств. Развитие его интеллектуального, творческого и культурного потенциала.
Для реализации данной цели, в нашем понимании, большая ответственность ложится на педагогических работников. Именно педагогам, присущи интеллигентность, духовность, высокая мораль, культура, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.
Поэтому, проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования ПМР.
Важным направлением в подготовке и переподготовке педагогов (учителей), на наш взгляд, является направление совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогов.
При традиционной ориентации психолого-педагогической подготовки педагогов, которое сводилось к совершенствованию «педагогического образования», уделялось внимание вопросам чему и как учить педагогов (учителей), повышающих свою квалификацию, чтобы поднять уровень их профессионального мастерства. Сегодня, проблема сводится к ответу на вопрос, кто и как использует предоставляемый педагогическим образованием арсенал средств педагогического воздействия. С внедрением ГОС оказывается уже не вопрос о содержании и структуре психолого-педагогических знаний в системе педагогического образования, а вопрос об использовании этих знаний в практической профессионально-педагогической деятельности учителей (Г.С. Сухобская Ю., Н. Кулюткин, и др.) [4].
Поэтому, педагога необходимо оснастить не только средствами обучающего и воспитывающего воздействия на обучающихся, но и различными методами активного социально-психологического обучения.
Педагог должен: владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.
Знать: психологические особенности обучающихся с учетом возраста; особенности детей с отклонениями в развитии; закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
Уметь: оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями развивающего обучения; организовать внеучебную деятельность обучающихся; уметь организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
Владеть: основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; умениями психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса, основами разработки учебно-программной документации; системой знаний об умениях педагогического общения; соблюдать права и свободы обучающихся [3].
Также, согласно стандарту «учитель» - умеет отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, самостоятельность, познавательный интерес обучающихся; осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность [1].
Нами проводились исследования педагогов курсов повышения квалификации «Психологи ОДО, психологи ООО и ОПО», курсов профессиональной переподготовки «Педагогика и методика профессионального образования», а также студентов заочной формы обучения по специальности «Психология» (часть данных по годам предоставлена руководителем курсов; часть данных получена автором статьи самостоятельно).
1.На вопрос оценить уровень своей профессиональной подготовленности:
- в 2013г. из 30 чел: не оценили (по 5-бальной шкале) – 13,38% -4 чел.; в «2»балла – 6,64% -2 чел.; в « 3» балла -13,38% -4 чел.; в «4» балла -50,0% - 15 чел.; в «5» баллов –16,67% - 5 чел.
- в 2014г. из 27 чел.: не оценили (по 5-бальной шкале) – 18,52% - 5 чел.; в «2»балла – 3,70% - 1 чел.; в « 3» балла -11,11% - 3 чел.; в «4» балла -69,96 % - 17 чел.; в «5» баллов – 3,70% - 1 чел.
- в 2016-17 уч.г. – 32 чел. ( в том числе без кв. категории): не оценили (по 5-бальной шкале) – 18,75% - 6 чел.; в «2»балла – 12,5% - 4 чел.; в « 3» балла -11,11% - 9 чел.; в «4» балла -69,96 % - 10 чел.; в «5» баллов – 3,70% - 3 чел.
2. На вопрос: «в каких направлениях, у Вас имеется недостаточной практических навыков, либо Вы хотели бы пройти дополнительно курсы повышения квалификации?». Педагоги выделили следующую тематику:
- преподаватели спец. дисциплин: тайм-менеджмент; конфликтология, управление студенческой группой; стресс в деятельности преподавателя; средства психологического воздействия преподавателя на аудиторию; психологические технологии взаимодействия преподавателя с «трудной» группой;
- педагоги ООО: развивающие занятия с одаренными детьми, работа с детьми девиантного поведения; сказкотерапия; коррекционная работа с детьми (младший школьный возраст); средства психологического воздействия учителя на класс;
- педагоги-психологи: психокоррекция, методика проведения тренинговых занятий; работа педагога-психолога с одаренными детьми; песочная терапия; Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе педагога психолога ОДО; использование проективных методик в работе педагога-психолога; диагностика и коррекция девиантного поведения; Гештальт-психология; Психодрама; специфика работы с детьми-аутистами; Семейное консультирование; психологические особенности детей детского дома; работа педагога-психолога с детьми «группы риска».
Также, около 50% педагогов хотели бы получить дополнительные консультации по теории и методике профессиональной деятельности и возрастной психологии.
Какой же квалификацией, и какими компетенциями должен обладать педагог, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Думаем, что он должен знать, и глубоко понимать детскую (возрастную) психологию, владеть в совершенстве технологиями деятельностного обучения; научиться выстраивать взаимодействие с обучающими на основе законов педагогики и психологии.
Таким образом, можно сделать вывод: на современном этапе развития образовательного пространства в ПМР, в области психолого–педагогической подготовки, необходимо учитывать, проблему более высокой психологической подготовки педагогов.
Литература:
1. ГОС ПМР НПО, ООО. Режим доступа: http://minpros.info/
2. Белоусова И.В. К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях новых требований к образовательному процессу / И.В. Белоусова. – Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве». – Белгород, 2016. – Режим доступа: http://pegas.bsu.edu.ru/mod/forum/discuss.php?d=145449#p201409
3. Современная образовательная среда: проблемы подготовки педагогических кадров. Фидарова С.И. к.э.н, кафедра Менеджмента, Северо – Осетинский государственный педагогический институт – Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_10464.html
4. Психология личности и сущности человека. Орлов А.Б. – Режим доступа: http://www.ahmerov.com/book_1198.html