«Зимний фестиваль знаний 2025»

_Применение современных технологий на уроках в начальных классах_

Одной из важнейшей составляющей начального общего образования является обучение математике. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Бурдина Наталья Сергеевна


«Опыт, проблемы и перспективы естественно-математического образования»


Одной из важнейшей составляющей начального общего образования является обучение математике. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Именно в начальных классах обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности. Школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. 

Чтобы добиться продуктивности урока, я применяю в своей работе различные технологии.

Про одну из эффективных технологий хочу поделиться опытом. Эта технология КСО (коллективное средство обучения). Данная технология развивает универсальные учебные действия, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске.

Специфика данной технологии состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;

  • их взаимообучение;

  • взаимоконтроль;

  • взаимоуправление.

При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

 Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.

Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, я научила детей общаться в парах постоянного состава. Работу в постоянных парах использовала как при изучении, так и при закреплении, повторении и обобщении изученного. Работу учащихся организую при помощи карточки и памятки для работы в паре. Приведу пример.

1 класс, тема «Задача». После изучения данной темы, для закрепления раздаю детям карточки с текстом и прошу выполнить задание в парах сменного состава. «Выделите в тексте условие и вопрос». Дети повторяют правило работы в парах, договариваются, кто будет первым читать и выполнять задание. В результате каждый ребенок выполняет задание на двух карточках.

Цели использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются не только потому, как он сам разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу. На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы.

После того как дети научатся работать в парах, перехожу к работе в парах сменного состава. Например, для такого вида работы можно использовать взаимопроверку таблицы на сложение, вычитание, умножение. Дети проверяют в парах друг у друга по карточке, затем меняются, создается новая пара. Итак, в результате можно закрепить и выполнить задания по нескольким карточкам. Задание на карточках не повторяется.

Опыт показывает, что ребята с удовольствием работают в парах сменного состава, эффективность урока высокая. То, чему научились ребята друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха» для ученика.

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый чувствует себя раскованно, работая в индивидуальном темпе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное и осознанное усвоение изученного.

КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.

В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее