Название работы: Применение практических навыков по решению задач на теорию вероятностей
Авторы: Лавриеня Елена Анатольевна
Место выполнения работы: ГАПОУ КО «ККЭТ» г. Калуга
Разработка урока по математике
Теория вероятностей есть, в сущности, не что иное, как здравый смысл, сведенный к вычислению.
Пьер - Симон Лаплас
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предлагается как вариант проведения учебного занятия по формированию знаний, умений и навыков студентов по решению задач на классическую вероятность и теоремы.
Этот урок находится во втором блоке в середине модуля «Основы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики». Весь модуль рассчитан на 16 часов, из них 8 часов – на изучение нового материала и 8 часов – на формирование практических умений и навыков.
Представленный урок является логическим продолжением предыдущего занятия, на котором студенты узнали новые понятия: события и их виды, вероятность наступления события; а также теоремы сложения и умножения для разных видов событий.
Целью этого урока является повторение и закрепление этих понятий, а также формирование умений и навыков по решению задач на классическую вероятность и на использование всех видов теорем.
Урок проводится в виде практического занятия. Формы работы: коллективная, самостоятельная и групповая. На уроке студенты не только приводят решения заданий, но и стараются все логически обосновать. Кроме того, на данном занятии применяется АМО «Автобусные остановки» и проблемный метод обучения. Это позволяет преподавателю создать благоприятные условия для развития познавательной активности студентов на занятии, формирования информационной и коммуникативной компетентностей, а также способствует формированию интереса к предмету.
Важность данной методической разработки вызвана тем, что данная тема достаточно сложна для восприятия студентами, а ее материал используется в статистике во 2-м семестре.
Поэтому качество знания данной темы необходимо для успешной работы студентов на последующих занятиях.
Задачи данной методической разработки - показать:
использование проблемного метода обучения;
возможность формирования логического мышления;
использование АМО на уроке математике;
применение РИТМа при проведении занятия;
возможность использования дифференцированного подхода в обучении и возможность выбора студентами уровня сложности при выполнении самостоятельной работы;
сочетание индивидуальной и коллективной работы студентов;
использование компетентностного подхода в обучении.
Студенты разбиваются на четыре группы постоянного состава по четыре человека. Каждая подгруппа выбирает лидера и записывает свои фамилии в листы для учета баллов.
На каждом столе размещается папка, которая содержит следующий дидактический материал:
памятка для работы студентов на занятии;
лист учета баллов для каждого студента;
карточки с занимательными задачками;
карточки для задания «Автобусные остановки»;
задание для самостоятельной работы студентов;
критерии оценки самостоятельной работы.
Технологическая карта урока
Предмет: Математика
Курс: II
Тема урока: «Решение задач по теории вероятностей»
Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков и контроля
Вид проведения занятия: практическое занятие
Форма проведения занятия: сочетание групповой, индивидуальной и коллективной форм работы студентов на занятии.
Метод обучения: репродуктивно-развивающий, проблемный, активный.
Метод учения: частично-поисковый
Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
Формирование умений и навыков при решении задач на классическую вероятность и на использование теорем сложения и умножения вероятностей, контроль и коррекция этих умений и навыков.
После изучения темы студент должен:
Знать:
определение события;
виды событий;
классическое определение вероятности события;
теоремы сложения вероятностей;
теоремы умножения вероятностей.
Уметь:
решать задачи на классическое определение вероятности;
решать задачи на использование теорем.
Задачи занятия:
Задачи преподавателя:
Формировать практические умения и навыки у студентов по теме «Решение задач на классическое определение вероятности и на использование теорем»;
Оценить уровень сформированности умений и навыков студентов при решении задач на классическое определение вероятности и на использование теорем;
Создать условия для формирования умений логически мыслить;
Создать условия для формирования коммуникативной компетенций студентов.
Задачи студентов:
Показать знания таких понятий как: определение события, виды событий, классическое определение вероятности события;
Показать знания теорем сложения и умножения вероятностей;
Показать умения и навыки при решении задач на классическое определение вероятности и на использование теорем;
Показать умение логически рассуждать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Воспитательная и развивающая цели урока:
развивать продуктивное и логическое мышление;
развивать монологическую и диалогическую речь;
формировать умение правильно обозначать события и их вероятности, вычислять эти вероятности и пользоваться математическими записями;
воспитывать ответственность и навыки самостоятельности;
формировать личность студента через положительные эмоции, связанные с ощущением успеха, через самооценку, взаимооценку и оценку преподавателем.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
межпредметные связи:
Математика 1 курс (Комбинаторика)
Статистика 2 курс (Случайна величина, выборка, вариационный ряд)
Информатика, 1 курс (Разветвляющиеся алгоритмы)
Логика, факультативный курс средней школы (решение задач на логику)
внутрипредметные связи (информатика, 1 курс, 2 модуль дисциплины):
Основы дискретной математики, множества и отношения;
Основы статистики;
Комбинаторика: размещения, сочетания, перестановки.
Оборудование занятия:
Графические средства
памятки для студентов
карточки для самостоятельной работы студентов
карточки для задания «Автобусные остановки»;
задание для самостоятельной работы студентов;
критерии оценки самостоятельной работы.
Литература:
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. – Математика. М.: Дрофа, 2010. –
400 с.
Богомолов Н.В. - Сборник задач по математике. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2009. - 206 с.
Сборник дидактических заданий по математике: учеб. Пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов, Л.Ю. Сергиенко. – М.: Дрофа, 2005. – 236с.
Зайцев И.А. Высшая математика. Учеб. Для с/х вузов. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1998. – 409 с.: ил.
Сборник задач по высшей математике для экономистов: Учебное пособие/Под ред. В.И. Ермакова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 575с.
Ресурсы интернета:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.toehelp.ru/theory/ter_ver/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6347/ВЕРОЯТНОСТЕЙ
http://www.nsu.ru/mmf/tvims/chernova/tv/lec/node4.html
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Вероятностей%20теория/
Содержание и ход занятия
| Элементы структуры урока, время | Действия студентов | | | Формируемые УУД |
| |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Действия преподавателя | Методы и формы обучения |
| ||||||||||||
| | |
| ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 5 |
| ||||||||||
| 1. | Ориентировочно-мотивационный этап | |
| |||||||||||
| 1.1 Организация группы 2 мин. | Занимают рабочие места | Организует посадку студентов для работы на уроке (четыре группы по 5 человек); проверяет присутствующих | Метод - Объясните-льно- Побуждающий Форма – индивидуа-льная и групповая | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, планирование |
| |||||||||
| 1.2 Мотивация учебной деятельности студентов через решение задачи на одну из теорем теории вероятности, тогда как учащиеся умеют использовать классическую формулу вероятности 2 мин. | Усваивают значимость данного занятия, настраиваются на активную работу | Мотивирует студентов на активную индивидуальную и групповую работу |
| |||||||||||
| 1.3 Постановка цели и задач занятия, порядка проведения занятия: Научиться узнавать задачи на использование теорем и решать их. 2-3 мин. | Высказыва-ют предположения, слушают других студентов и преподавате-ля, обобщают и формулиру-ют окончательный результат, уясняют свои задачи | Помогает учащимся сформулировать цель и задачи занятия, акцентирует внимание на задачах, стоящих перед студентами | |
| ||||||||||
| 1.4 Актуализация знаний. 10-15 мин. Приложение №1 | Устно дают определения понятий и формулировки теорем и по теме, выполняют задания на карточках, задают вопросы | Задает вопросы, комментирует и поправляет ответы. Раздает студентам листы с заданиями и вопросами, контролирует работу студентов. организует работу студентов в соответствии с памяткой, ставит баллы | Форма – фронтальная, индивидуаль-ная | Личностные УУД: Выслушивать других людей Познавательные УУД: структурировать знания; давать определение понятиям Регулятивные УУД: следовать к цели учебной деятельности Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании | |
| ||||||||
| 2. Операционно-исполнительский этап |
|
|
| | | |||||||||
| 2.1 Показ решения задачи на классическую вероятность преподавателем с обращением за «помощью» к студентам. Задача: Ошибка Даламбера Какова вероятность, что подброшенные вверх две правильные монеты упадут на одну и ту же сторону? Решение, предложенное Даламбером. Опыт имеет три равновозможных исхода: 1.Обе монеты упали на «орла». 2.Обе монеты упали на «решку». 3.Одна из монет упала на «орла», другая на «решку». m = 2; n= 3; P(A) = 2/3. - В чем заключается ошибка Даламбера? Каким будет верный ответ? 2-3 мин. | Слушают, отвечают на вопросы преподавателя, высказывают предположения по решению задачи, записывают решение себе в тетрадь | Показывает у доски ход решения задачи, обращается с наводящими вопросами к группе | Форма – коллективная Метод - Репродук-тивно-развиваю-щий | Личностные УУД: Развивать логическое и критическое мышление Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные УУД: прогнозировать или предвосхищать результат Предметные УУД: Применять формулу классической вероятности |
| |||||||||
| 2.2 Групповая работа в виде метода АМО «Автобусные остановки» с последующей проверкой Приложение №2 30-35 мин. | Выполняют задания на каждой «остановке», выполнив его, переходят к следующей, выполнив все задания, рассказывают ход своего решения, получившиеся результаты, коллективно формулиру-ют алгоритм решения типовых задач | Организует работу «остановок», следит за очередностью переходов к следующему столу, отвечает на вопросы, задает наводящие, выслушивает получившиеся результаты, оценивает работы, помогает сформулировать алгоритм решения типовых задач | Форма - Коллективно - групповая Метод - Проблем-ный | Личностные УУД: Работать в группе, прислушиваться к чужой точке зрения, отстаивать свое Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; Регулятивные УУД: прогнозировать и предвосхищать результат, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррек-тивы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | | |||||||||
| 2.3 Самостоятельная работа дифференцированного характера Приложение №3 10-15 мин. | Получают по три карточки с заданием разного уровня, выбирают карточку своего предполагаемого уровня знаний, работают с этой карточкой | Организовывает работу студентов (раздает карточки, ходит по рядам, при необходимости отвечает на вопросы студентов) | Форма - Индивидуальная Метод - репродуктивно- развиваю-щий | Личностные УУД: Самоконтроль Познавательные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные УУД: адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; |
| |||||||||
| | ||||||||||||||
| | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| 3. Рефлексивно-оценочный этап | | |||||||||||||
| 3.1 Подведение итогов занятия самооценка, взаимооценка, оценка работы преподавателем. Рефлексия. 4-5 мин. | Оценивают свои достижения, успехи, оценивают ход занятия. Высказывают свое мнение. Анализиру-ют урок, свою работу. | Сопоставляет цели и задачи, поставленные в начале урока, с достигнутыми результатами на занятии. Проговаривает ещё раз учебные цели урока, объявляет балл каждого студента, выводит отметки. Дает при необходимости задание для повышения отметки. | Индивидуальная и групповая | Личностные УУД: Правильно критиковать и выслушивать критику Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты, искать причины неудачи, выдвигать гипотезы по коррекции Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании |
| |||||||||
| 3.2 Постановка домашнего задания 1-3 мин. | Слушают, усваивают и записывают задание в тетради | Дает задание для внеаудиторной самостоятельной работы | | |
|
Приложение № 1 (Актуализация знаний)
Какие из следующих событий - случайные, достоверные, невозможные:
черепаха научится говорить;
вода в чайнике, стоящем на включенной плите, закипит;
день рождение вашего друга - 30 февраля;
вы выиграете, участвуя в лотерее;
вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее;
вы проиграете партию в шахматы;
после четверга будет пятница;
после пятницы будет воскресенье.
летом у школьников будут каникулы;
1 июля в Москве будет солнечно.
Из предложенных ниже событий составить все возможные пары и выявить среди них пары совместных и пары несовместных событий:
а) «на улице пасмурно, идёт дождь»;
б) «на небе нет ни облака»;
в) «наступило лето».
Ниже перечислены разные события. Укажите противоположные им события.
а) Мою новую соседку по парте зовут не Аня;
б) Из пяти выстрелов в цель попали больше двух;
в) На контрольной работе я не решил как минимум три задачи из пяти.
г) выбирая между поездкой в Египет и поездкой в Турцию, я выберу поездку в Египет;
д) все семь пулек в тире у меня попали мимо цели.
Приложение № 2 (Автобусные остановки, групповая с\р на применение теорем)
В партии из 30 бутылок с минеральной водой находятся 5 с браком. С конвейера наугад берут одну за другой 2 бутылки. Найти вероятность того, что обе бутылки окажутся бракованными.
Найти вероятность того, что наудачу взятое двузначное число окажется кратным либо 5, либо 9, либо тому и другому одновременно.
В магазин завезли 20 пирожков с повидлом, 30 пирожков с картошкой, 15 пирожков с мясом и 35 пирожков с капустой. Покупатель очень торопится и готов купить любой пирожок. Найти вероятность того, что этот пирожок окажется с повидлом или с капустой.
В первом банке кредитным отделом установлено, что по статистике из 30 взятых кредитов 5 являются невозвратными. Во втором банке – из 40 невозвратными являются 8 кредитов. В каждом банке взяли на проверку по одной кредитной истории. Найти вероятность того, что обе истории окажутся положительными.
Выполните по пунктам:
Прочитайте формировку задачи.
Проанализируйте данные задачи – выделите условие и что требуется найти.
Подумайте, какая из известных вам теорем подойдет к решению этой задачи.
Напишите формулировку теоремы и ее формулу.
Решите задачу по этой формуле.
Проанализируйте полученный результат.
Запишите критерий выбора способа решения задачи.
Приложение № 3 (Индивидуальная дифференцированная с\р, теоремы)
В классе из 28-и человек 4 ученика учатся на «5», 8 учеников учатся на «4», 14 учеников учатся на «3» и 2 ученика имеют неуспеваемость по предметам.
При аккредитации школы из этого класса последовательно выбрали трех учеников. Найти вероятность того, что:
1 вариант.
1 уровень (1 балл): первый выбранный ученик окажется «отличником» или «хорошистом»;
2 уровень(1,5 балла): первый выбранный ученик окажется «отличником», а второй - «хорошистом»;
3 уровень(2 балла): первый выбранный ученик окажется «отличником», второй - «хорошистом», третий - «троечником».
2 вариант.
1 уровень(1 балл): первый выбранный ученик окажется «троечником» или «двоечником»;
2 уровень(1,5 балла): первый выбранный ученик окажется «хорошистом»; а второй - «отличником»,
3 уровень(2 балла): первый выбранный ученик окажется «двоечником», второй -«троечником», а третий - «хорошистом».
Домашняя работа
Составить любые две задачи на теоремы сложения и умножения вероятностей и решить их.
Решить задачу: «В партии из 18 деталей находятся 3 бракованных. Рабочий наугад берет одну за другой 2 детали. Найти вероятность того, что обе детали окажутся бракованными»
Памятка для работы на уроке
Уяснить цель и задачи данного занятия (3 мин)
Rmax занятия 10 баллов + резервные баллы
Актуализация знаний (фронтальный опрос и решение занимательных задач) (10-15 мин.)
Цель:
- вспомнить, закрепить знания по теме;
набрать баллы (от 0,5 за неполный ответ до 1 балла за полный ответ);
каждой группе выполнить задание на карточке и сдать на проверку соседней группе;
проверить и оценить работу соседней группы
набрать баллы (от 0 до 3 балла за полный ответ, за каждое задание на карточке можно получить 1 балл).
• Решение задач на классическую вероятность (3-5 мин)
Цель:
- коллективно в ходе беседы решить задачу на классическую вероятность;
- набрать баллы за правильно выполненную работу (0– 1 балл)
• «Решение задач на использование теорем сложения и умножения вероятностей и составление критерия выбора теоремы» (Метод автобусных остановок). Проверка. (30-35 мин)
Цель:
- коллективно в своей группе решить задачу, предварительно определив, какую из теорем нужно применить; составить критерий выбора теоремы; поменяться местами с каждой соседней группой и выполнить тот же алгоритм действий.
- представить и защитить свое решение по первой задаче;
- совместно со всеми группами обобщить и сформулировать окончательный вариант общего для всех задач алгоритма решения;
- набрать баллы (0-3 баллов за каждую задачу, полученные балы суммируются и делятся на всех участников)
Критерий оценивания работы:
Верно выбранная теорема и ее верно сформулированная формулировка, верно записанная формула для вычисления – 1 балл.
Верно решенная задача -1 балл.
Сформулированный критерий выбора теоремы для решения данной задачи - 1 балл.
Самостоятельная работа дифференцированного порядка по решению задач по теории вероятности (8-10 мин)
Цель:
- показать свои знания и умения по самостоятельному решению задач на теорию вероятностей (по карточкам, каждый свой вариант и уровень сложности);
- набрать баллы за правильный ответ (от 0 до 2 баллов)
Критерий оценивания работы:
Верно выбрана теорема и верно записана формула для вычисления – 0,5 балла для 1 уровня, 1 балл для 2 и 3 уровней
Получен верный ответ - 0,5 балла для 1 и 2 уровня и 1 балл для 3 уровня.
Проверка сам. работы (7-10 мин)
Цель:
- проверить свои знания по теме;
- исправить ошибки;
-выставить полученные баллы.
• Подведение итогов работы (3-5 мин.)
• Постановка Д/З (1-2 мин.)
Отметка каждому студенту ставится в соответствии с заработанными баллами:
9 - 10 баллов – «5»
7 - 8 баллов – «4»
6 - 5 баллов – «3»
Меньше 5 баллов – «2».