«Осенний фестиваль знаний 2024»

Применение практических навыков по решению задач на теорию вероятностей

Применение практических навыков по решению задач на теорию вероятностей

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Название работы: Применение практических навыков по решению задач на теорию вероятностей

Авторы: Лавриеня Елена Анатольевна

Место выполнения работы: ГАПОУ КО «ККЭТ» г. Калуга

Разработка урока по математике


Теория вероятностей есть, в сущности, не что иное, как здравый смысл, сведенный к вычислению.

Пьер - Симон Лаплас


Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предлагается как вариант проведения учебного занятия по формированию знаний, умений и навыков студентов по решению задач на классическую вероятность и теоремы.

Этот урок находится во втором блоке в середине модуля «Основы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики». Весь модуль рассчитан на 16 часов, из них 8 часов – на изучение нового материала и 8 часов – на формирование практических умений и навыков.

Представленный урок является логическим продолжением предыдущего занятия, на котором студенты узнали новые понятия: события и их виды, вероятность наступления события; а также теоремы сложения и умножения для разных видов событий.

Целью этого урока является повторение и закрепление этих понятий, а также формирование умений и навыков по решению задач на классическую вероятность и на использование всех видов теорем.

Урок проводится в виде практического занятия. Формы работы: коллективная, самостоятельная и групповая. На уроке студенты не только приводят решения заданий, но и стараются все логически обосновать. Кроме того, на данном занятии применяется АМО «Автобусные остановки» и проблемный метод обучения. Это позволяет преподавателю создать благоприятные условия для развития познавательной активности студентов на занятии, формирования информационной и коммуникативной компетентностей, а также способствует формированию интереса к предмету.

Важность данной методической разработки вызвана тем, что данная тема достаточно сложна для восприятия студентами, а ее материал используется в статистике во 2-м семестре.

Поэтому качество знания данной темы необходимо для успешной работы студентов на последующих занятиях.

Задачи данной методической разработки - показать:

  • использование проблемного метода обучения;

  • возможность формирования логического мышления;

  • использование АМО на уроке математике;

  • применение РИТМа при проведении занятия;

  • возможность использования дифференцированного подхода в обучении и возможность выбора студентами уровня сложности при выполнении самостоятельной работы;

  • сочетание индивидуальной и коллективной работы студентов;

  • использование компетентностного подхода в обучении.

Студенты разбиваются на четыре группы постоянного состава по четыре человека. Каждая подгруппа выбирает лидера и записывает свои фамилии в листы для учета баллов.

На каждом столе размещается папка, которая содержит следующий дидактический материал:

  • памятка для работы студентов на занятии;

  • лист учета баллов для каждого студента;

  • карточки с занимательными задачками;

  • карточки для задания «Автобусные остановки»;

  • задание для самостоятельной работы студентов;

  • критерии оценки самостоятельной работы.

Технологическая карта урока

Предмет: Математика

Курс: II

Тема урока: «Решение задач по теории вероятностей»

Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков и контроля

Вид проведения занятия: практическое занятие

Форма проведения занятия: сочетание групповой, индивидуальной и коллективной форм работы студентов на занятии.

Метод обучения: репродуктивно-развивающий, проблемный, активный.

Метод учения: частично-поисковый

Цели и задачи урока:

Образовательная цель:

Формирование умений и навыков при решении задач на классическую вероятность и на использование теорем сложения и умножения вероятностей, контроль и коррекция этих умений и навыков.

После изучения темы студент должен:

Знать:

  • определение события;

  • виды событий;

  • классическое определение вероятности события;

  • теоремы сложения вероятностей;

  • теоремы умножения вероятностей.

Уметь:

  • решать задачи на классическое определение вероятности;

  • решать задачи на использование теорем.

Задачи занятия:

Задачи преподавателя:

  • Формировать практические умения и навыки у студентов по теме «Решение задач на классическое определение вероятности и на использование теорем»;

  • Оценить уровень сформированности умений и навыков студентов при решении задач на классическое определение вероятности и на использование теорем;

  • Создать условия для формирования умений логически мыслить;

  • Создать условия для формирования коммуникативной компетенций студентов.

Задачи студентов:

  • Показать знания таких понятий как: определение события, виды событий, классическое определение вероятности события;

  • Показать знания теорем сложения и умножения вероятностей;

  • Показать умения и навыки при решении задач на классическое определение вероятности и на использование теорем;

  • Показать умение логически рассуждать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная и развивающая цели урока:

      • развивать продуктивное и логическое мышление;

      • развивать монологическую и диалогическую речь;

      • формировать умение правильно обозначать события и их вероятности, вычислять эти вероятности и пользоваться математическими записями;

      • воспитывать ответственность и навыки самостоятельности;

      • формировать личность студента через положительные эмоции, связанные с ощущением успеха, через самооценку, взаимооценку и оценку преподавателем.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

межпредметные связи:

  • Математика 1 курс (Комбинаторика)

  • Статистика 2 курс (Случайна величина, выборка, вариационный ряд)

  • Информатика, 1 курс (Разветвляющиеся алгоритмы)

  • Логика, факультативный курс средней школы (решение задач на логику)

внутрипредметные связи (информатика, 1 курс, 2 модуль дисциплины):

  • Основы дискретной математики, множества и отношения;

  • Основы статистики;

  • Комбинаторика: размещения, сочетания, перестановки.

Оборудование занятия:

Графические средства

  • памятки для студентов

  • карточки для самостоятельной работы студентов

  • карточки для задания «Автобусные остановки»;

  • задание для самостоятельной работы студентов;

  • критерии оценки самостоятельной работы.

Литература:

  1. Богомолов Н.В., Самойленко П.И. – Математика. М.: Дрофа, 2010. –

400 с.

  1. Богомолов Н.В. - Сборник задач по математике. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2009. - 206 с.

  2. Сборник дидактических заданий по математике: учеб. Пособие для ссузов/ Н.В. Богомолов, Л.Ю. Сергиенко. – М.: Дрофа, 2005. – 236с.

  3. Зайцев И.А. Высшая математика. Учеб. Для с/х вузов. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1998. – 409 с.: ил.

  4. Сборник задач по высшей математике для экономистов: Учебное пособие/Под ред. В.И. Ермакова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 575с.

Ресурсы интернета:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.toehelp.ru/theory/ter_ver/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6347/ВЕРОЯТНОСТЕЙ

http://www.nsu.ru/mmf/tvims/chernova/tv/lec/node4.html

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Вероятностей%20теория/







Содержание и ход занятия



Элементы

структуры урока,

время

Действия

студентов



Формируемые УУД



Действия

преподавателя

Методы

и формы обучения







1

2

3

4 5



1.

Ориентировочно-мотивационный этап




1.1 Организация

группы

2 мин.



Занимают рабочие

места

Организует

посадку

студентов для работы на уроке (четыре группы по 5 человек);

проверяет присутствующих

Метод -

Объясните-льно-

Побуждающий

Форма – индивидуа-льная и

групповая

Личностные УУД:


проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний


Познавательные УУД:


формулировать информационный запрос


Регулятивные УУД:


самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи,

планирование



1.2 Мотивация

учебной

деятельности

студентов через решение задачи на одну из теорем теории вероятности, тогда как учащиеся умеют использовать классическую формулу вероятности

2 мин.

Усваивают

значимость

данного занятия,

настраиваются на

активную работу

Мотивирует

студентов на

активную

индивидуальную

и групповую

работу



1.3 Постановка

цели и задач

занятия, порядка

проведения занятия:

Научиться узнавать задачи на использование теорем и решать их.

2-3 мин.

Высказыва-ют предположения, слушают других студентов и преподавате-ля, обобщают и формулиру-ют окончательный результат,

уясняют свои

задачи

Помогает учащимся сформулировать цель и задачи занятия,

акцентирует

внимание на

задачах, стоящих

перед студентами




1.4 Актуализация знаний.

10-15 мин.

Приложение №1

Устно дают определения понятий и формулировки теорем и по теме, выполняют задания на карточках, задают вопросы


Задает вопросы, комментирует и поправляет ответы. Раздает студентам

листы с заданиями и вопросами,

контролирует

работу студентов.

организует

работу студентов в соответствии с

памяткой, ставит баллы

Форма – фронтальная, индивидуаль-ная

Личностные УУД:

Выслушивать других людей

Познавательные УУД:

структурировать знания;

давать определение понятиям Регулятивные УУД:

следовать к цели учебной деятельности Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании




2. Операционно-исполнительский этап







2.1 Показ решения задачи на классическую вероятность преподавателем с обращением за «помощью» к студентам.

Задача: Ошибка Даламбера

Какова вероятность, что подброшенные вверх две правильные монеты упадут на одну и ту же сторону?

Решение, предложенное Даламбером.

Опыт имеет три равновозможных исхода:

1.Обе монеты упали на «орла».

2.Обе монеты упали на «решку».

3.Одна из монет упала на «орла», другая на «решку».

m = 2; n= 3; P(A) = 2/3.

- В чем заключается ошибка Даламбера? Каким будет верный ответ?

2-3 мин.


Слушают, отвечают на вопросы преподавателя, высказывают предположения по решению задачи, записывают решение себе в тетрадь

Показывает у доски ход решения задачи, обращается с наводящими вопросами к группе

Форма – коллективная

Метод -

Репродук-тивно-развиваю-щий

Личностные УУД:

Развивать логическое и критическое мышление


Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;


Регулятивные УУД:

прогнозировать или предвосхищать результат


Предметные УУД:

Применять формулу классической вероятности



2.2 Групповая работа в виде метода АМО «Автобусные остановки» с последующей проверкой

Приложение №2

30-35 мин.

Выполняют задания на каждой «остановке», выполнив его, переходят к следующей, выполнив все задания, рассказывают ход своего решения, получившиеся результаты, коллективно формулиру-ют алгоритм решения типовых задач

Организует работу «остановок», следит за очередностью переходов к следующему столу, отвечает на вопросы, задает наводящие, выслушивает получившиеся результаты, оценивает работы, помогает сформулировать алгоритм решения типовых задач




Форма -

Коллективно - групповая

Метод -

Проблем-ный


Личностные УУД:

Работать в группе, прислушиваться к чужой точке зрения, отстаивать свое


Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Регулятивные УУД:

прогнозировать и предвосхищать результат, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррек-тивы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации



2.3 Самостоятельная работа дифференцированного характера

Приложение №3

10-15 мин.

Получают по три карточки с заданием разного уровня, выбирают карточку своего предполагаемого уровня знаний, работают с этой карточкой


Организовывает

работу студентов (раздает карточки, ходит по рядам, при необходимости отвечает на вопросы студентов)


Форма -

Индивидуальная

Метод -

репродуктивно-

развиваю-щий


Личностные УУД:

Самоконтроль

Познавательные УУД:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД:

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;



















3. Рефлексивно-оценочный этап



3.1 Подведение

итогов занятия

самооценка,

взаимооценка,

оценка работы

преподавателем.

Рефлексия.

4-5 мин.

Оценивают свои

достижения,

успехи, оценивают

ход занятия.

Высказывают свое

мнение.

Анализиру-ют урок, свою работу.

Сопоставляет цели и задачи, поставленные в начале урока, с достигнутыми

результатами на занятии.

Проговаривает ещё раз учебные цели урока, объявляет балл каждого студента, выводит отметки.

Дает при необходимости задание для повышения отметки.

Индивидуальная и групповая


Личностные УУД:


Правильно критиковать и выслушивать критику

Познавательные УУД:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

Соотносить цели и результаты, искать причины неудачи, выдвигать гипотезы по коррекции

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании



3.2 Постановка домашнего задания

1-3 мин.

Слушают, усваивают и записывают задание в тетради

Дает задание для внеаудиторной самостоятельной работы











Приложение № 1 (Актуализация знаний)

Какие из следующих событий - случайные, достоверные, невозможные:

  1. черепаха научится говорить;

  2. вода в чайнике, стоящем на включенной плите, закипит;

  3. день рождение вашего друга - 30 февраля;

  4. вы выиграете, участвуя в лотерее;

  5. вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее;

  6. вы проиграете партию в шахматы;

  7. после четверга будет пятница;

  8. после пятницы будет воскресенье.

  9. летом у школьников будут каникулы;

  10. 1 июля в Москве будет солнечно.

Из предложенных ниже событий составить все возможные пары и выявить среди них пары совместных и пары несовместных событий:

а) «на улице пасмурно, идёт дождь»;

б) «на небе нет ни облака»;

в) «наступило лето».

Ниже перечислены разные события. Укажите противоположные им события.
а) Мою новую соседку по парте зовут не Аня;
б) Из пяти выстрелов в цель попали больше двух;
в) На контрольной работе я не решил как минимум три задачи из пяти.
г) выбирая между поездкой в Египет и поездкой в Турцию, я выберу поездку в Египет;
д) все семь пулек в тире у меня попали мимо цели.


Приложение № 2 (Автобусные остановки, групповая с\р на применение теорем)

  1. В партии из 30 бутылок с минеральной водой находятся 5 с браком. С конвейера наугад берут одну за другой 2 бутылки. Найти вероятность того, что обе бутылки окажутся бракованными.

  2. Найти вероятность того, что наудачу взятое двузначное число окажется кратным либо 5, либо 9, либо тому и другому одновременно.

  3. В магазин завезли 20 пирожков с повидлом, 30 пирожков с картошкой, 15 пирожков с мясом и 35 пирожков с капустой. Покупатель очень торопится и готов купить любой пирожок. Найти вероятность того, что этот пирожок окажется с повидлом или с капустой.

  4. В первом банке кредитным отделом установлено, что по статистике из 30 взятых кредитов 5 являются невозвратными. Во втором банке – из 40 невозвратными являются 8 кредитов. В каждом банке взяли на проверку по одной кредитной истории. Найти вероятность того, что обе истории окажутся положительными.

Выполните по пунктам:

  1. Прочитайте формировку задачи.

  2. Проанализируйте данные задачи – выделите условие и что требуется найти.

  3. Подумайте, какая из известных вам теорем подойдет к решению этой задачи.

  4. Напишите формулировку теоремы и ее формулу.

  5. Решите задачу по этой формуле.

  6. Проанализируйте полученный результат.

  7. Запишите критерий выбора способа решения задачи.


Приложение № 3 (Индивидуальная дифференцированная с\р, теоремы)

В классе из 28-и человек 4 ученика учатся на «5», 8 учеников учатся на «4», 14 учеников учатся на «3» и 2 ученика имеют неуспеваемость по предметам.

При аккредитации школы из этого класса последовательно выбрали трех учеников. Найти вероятность того, что:

1 вариант.

1 уровень (1 балл): первый выбранный ученик окажется «отличником» или «хорошистом»;

2 уровень(1,5 балла): первый выбранный ученик окажется «отличником», а второй - «хорошистом»;

3 уровень(2 балла): первый выбранный ученик окажется «отличником», второй - «хорошистом», третий - «троечником».

2 вариант.

1 уровень(1 балл): первый выбранный ученик окажется «троечником» или «двоечником»;

2 уровень(1,5 балла): первый выбранный ученик окажется «хорошистом»; а второй - «отличником»,

3 уровень(2 балла): первый выбранный ученик окажется «двоечником», второй -«троечником», а третий - «хорошистом».


Домашняя работа

  1. Составить любые две задачи на теоремы сложения и умножения вероятностей и решить их. 

  2. Решить задачу: «В партии из 18 деталей находятся 3 бракованных. Рабочий наугад берет одну за другой 2 детали. Найти вероятность того, что обе детали окажутся бракованными»


Памятка для работы на уроке

  • Уяснить цель и задачи данного занятия (3 мин)

Rmax занятия 10 баллов + резервные баллы

  • Актуализация знаний (фронтальный опрос и решение занимательных задач) (10-15 мин.)

Цель:

- вспомнить, закрепить знания по теме;

  • набрать баллы (от 0,5 за неполный ответ до 1 балла за полный ответ);

  • каждой группе выполнить задание на карточке и сдать на проверку соседней группе;

  • проверить и оценить работу соседней группы

  • набрать баллы (от 0 до 3 балла за полный ответ, за каждое задание на карточке можно получить 1 балл).


Решение задач на классическую вероятность (3-5 мин)

Цель:

- коллективно в ходе беседы решить задачу на классическую вероятность;

- набрать баллы за правильно выполненную работу (0– 1 балл)


«Решение задач на использование теорем сложения и умножения вероятностей и составление критерия выбора теоремы» (Метод автобусных остановок). Проверка. (30-35 мин)

Цель:

- коллективно в своей группе решить задачу, предварительно определив, какую из теорем нужно применить; составить критерий выбора теоремы; поменяться местами с каждой соседней группой и выполнить тот же алгоритм действий.

- представить и защитить свое решение по первой задаче;

- совместно со всеми группами обобщить и сформулировать окончательный вариант общего для всех задач алгоритма решения;

- набрать баллы (0-3 баллов за каждую задачу, полученные балы суммируются и делятся на всех участников)


Критерий оценивания работы:

  1. Верно выбранная теорема и ее верно сформулированная формулировка, верно записанная формула для вычисления – 1 балл.

  2. Верно решенная задача -1 балл.

  3. Сформулированный критерий выбора теоремы для решения данной задачи - 1 балл.



  • Самостоятельная работа дифференцированного порядка по решению задач по теории вероятности (8-10 мин)

Цель:

- показать свои знания и умения по самостоятельному решению задач на теорию вероятностей (по карточкам, каждый свой вариант и уровень сложности);

- набрать баллы за правильный ответ (от 0 до 2 баллов)


Критерий оценивания работы:

  1. Верно выбрана теорема и верно записана формула для вычисления – 0,5 балла для 1 уровня, 1 балл для 2 и 3 уровней

  2. Получен верный ответ - 0,5 балла для 1 и 2 уровня и 1 балл для 3 уровня.

  • Проверка сам. работы (7-10 мин)

Цель:

- проверить свои знания по теме;

- исправить ошибки;

-выставить полученные баллы.


Подведение итогов работы (3-5 мин.)

Постановка Д/З (1-2 мин.)


Отметка каждому студенту ставится в соответствии с заработанными баллами:

9 - 10 баллов – «5»

7 - 8 баллов – «4»

6 - 5 баллов – «3»

Меньше 5 баллов – «2».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее