«Зимний фестиваль знаний 2025»

Прием вычислений вида 30 – 7

Цель: познакомить с приемом вычислений вида 30 – 7; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Студент: Адерман В. С. Дата проведения: 14.11.2016г.

Учитель: Кокорина Е. В. ___________

Методист: Воробьева Г. В. __________

МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, класс 2 «Г»

Конспект урока по математике

УМК: Школа России.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Прием вычислений вида 30 – 7».

Цель: познакомить с приемом вычислений вида 30 – 7; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Формирование УУД:

1. Личностные: умение анализировать свои действия и управление ими, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2. Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение формулировать учебную задачу урока на основании того, что уже изучено, и того, что еще неизвестно; умение планировать собственную деятельность и прогнозируют ее результаты; умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; умение корректировать свои действия; способность к мобилизации волевых усилий.

  • Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражать свои мысли; уважать в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создавать конфликтов в спорных ситуациях.

  • Познавательные УУД: умение формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию, структурировать знания; анализировать, выделяя существенные признаки, сравнивать; самостоятельно создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строить логическую цепочку рассуждений, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Предметные: знать, как вычесть и сложить двузначное число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как вычесть из двузначного числа, которое не оканчивается нулем, двузначное число, оканчивающееся нулем; как сложить два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; умеют: складывать и вычитать двузначные числа; решать задачи и выражения изученных видов.

Оборудование (учитель): учебник «Математика» ч.1 М.И.Моро, интерактивная доска, презентация.

Оборудование (учащиеся): учебник «Математика» ч.1 М.И.Моро, рабочая тетрадь.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап




-Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы у вас на партах не было ничего лишнего. Присаживайтесь на свои места.




- Здороваются. Садятся на места.


(Р)волевая саморегуляция

Актуализация знаний



































Самоопределение к деятельности





















Постановка учебной задачи










Открытие нового знания


Работа по теме урока












Первичная проверка понимания











Физкультминутка









Закрепление новых знаний






































Самостоятельная работа









Итог урока



Рефлексия












Запись домашнего задания

-Откройте свои тетради, запишите дату 14 ноября и классная работа.


-В тетрадях пропишите, пожалуйста, число 14.

-(Ученик), дай характеристику числа 14.






-Спасибо.

-Давайте проведем математический диктант, потренируемся быстро решать выражения. Один человек записывает только ответы у доски, остальные пишут ответы в тетрадях.

Учитель диктует выражения:

12 – 4; 11 – 3; 18 – 9; 7 + 8; 7 + 7; 13 – 6; 4 + 9;

5 + 6; 9 + 5; 17 – 8.

-Сделаем проверку: я читаю выражение, (ученик), называешь записанный на доске ответ, остальные внимательно проверяют свои ответы в тетради.








-Те, у кого все правильно, поставьте себе «+» на полях тетради. (Ученик, работавший у доски, получает оценку).


-Итак, мы повторили сложение и вычитание чисел в пределах 20. Для чего?


-Эти знания пригодятся, чтобы справиться со следующим заданием. Еще давайте повторим состав числа 10. Заполните таблицу устно:

10-это

1


3


5


7


9


2


4


6


8



-Молодцы, повторили.


-Посмотрите на доску, на ней представлены выражения. Нужно найти их значения. В тетрадях письменно выполните это задание.

56 – 4; 99 – 7; 48 – 5; 87 – 2; 30 – 7.

Давайте проверим, что у вас получилось. (Спрашиваю по 1 ученику решение примера с объяснением, с выражением 30 – 7 учащиеся затрудняются).


-Как вы решили последнее выражение 30 – 7 ?


-Итак, ребята, правило, которым мы пользовались «Десятки вычитаем из десятков, а единицы – из единиц» здесь не подходит. Давайте разберемся, как решать:

-Что нужно сделать с числом 30, если в разряде единиц стоит 0? Из какого числа нам удобно будет вычесть 7?

-Верно. Значит на сумму каких чисел нам удобно разбить число 30?

-Хорошо. Дальше что сделаем?




-Отлично. Молодец!

-Итак, ребята, сегодня мы будем учиться из круглого двузначного числа вычитать однозначное.

-При решении примера 30 – 7 что мы сделали с круглым числом 30 ?


-Хорошо. Давайте потренируемся делать это на упражнении №1 из учебника, стр. 61. Делаем его устно. Первое я проговорю: 50 раскладываем на сумму удобных слагаемых 40 и 10. Далее продолжит…




-Раз вы поняли, как это делается, перейдем к заданию №2. Первый пример проговорю я, вы следите за моей речью, мы учимся говорить правильным «математическим языком»:

50 – 6: число 50 раскладываем на сумму удобных слагаемых 40 и 10, из 10 вычесть 6 получится 4, да еще прибавить 40, получится 44.

-Дальше продолжит 1 ряд хором

-Дальше продолжит 2 ряд хором

- Закончит 3 ряд хором

-Молодцы, ребята.


-Немного отдохнём.

Встали. Закрыли глаза, вспомнили теплое летнее солнце, протяните руки к нему. Обнимите его. Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали. Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил. Откройте глаза и продолжаем работать.



-Продолжаем работу. Переходим к №3. Выполняем письменно в тетрадях, 2 человека работают у доски. Потом проверим.

Последние 2 столбика выполните самостоятельно (учитель проверяет тетради у первых 5 человек на оценку).


-Чему мы сегодня учились?


-Хорошо. Молодцы.

-Давайте вспомним, как решать задачи. Посмотрите на задачу №4, прочитайте ее про себя. О чем она?

- Составим краткую запись. Кто главные участники?

-Сколько дверей за день покрасил маляр?

-Сколько дверей покрасил его ученик?


-Что нужно узнать?


Получается краткая запись:

М. – 10 . ?

Уч. - ? на 3 д. ˂


- Сколько знаков вопроса в задаче?

-Значит во сколько действий задача?

-Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно решают задачу в тетрадях. Затем проверим.








-Остальные проверили свое решение. Те, кто решил верно, поставьте себе на полях «+».


-Теперь вспомним сложение и вычитание в пределах 20. Выполните в тетрадях из задания №7 первые 2 столбика. Эта работа самостоятельная.

(для проверки вызываю к доске 2ух человек на оценку и проверяю тетради первых пяти человек, выполнивших задание, оцениваю).




-Итак, что сегодня вы узнали на уроке математики?


-У вас на партах лежат карточки в виде плюсов и минусов. Поднимите плюс, если у вас все получилось на уроке, и вы довольны своей работой, минус – если возникли трудности, и вам еще понадобится помощь.








-А теперь запишите домашнее задание: учебник стр. 61, №5, 6.

Спасибо за работу. Урок окончен.

- Открывают тетради, записывают дату и классная работа.


Прописывают.

-Число 14 двузначное, состоит из одного десятка и четырех единиц, для записи этого числа используются цифры 1 и 4, соседями числа 14 являются 13 и 15.


Один человек записывает только ответы у доски, остальные пишут ответы в тетрадях.





Проверка:

12 – 4 = 8;

11 – 3 = 8;

18 – 9 = 9;

7 + 8 = 15;

7 + 7 = 14;

13 – 6 = 7;

4 + 9 = 13;

5 + 6 = 11;

9 + 5 = 14;

17 – 8 = 9.





- Потренировались быстро решать выражения.





Заполняют таблицу:

10-это

1

8

3

6

5

4

7

2

9

9

2

7

4

5

6

3

8

1

(Один ученик проговаривает ответы).






Ответы с объяснением решения:

56 – 4 = 50 + (6 – 4) = 50 + 2 = 52;

50 6

(Остальные примеры по тому же принципу)

99 – 7; 48 – 5; 87 – 2.

Варианты ответов ребят записываются на доску.


Слушают.




-Из числа 10.


-На 20 и 10.


Ученик объясняет решение:

30 – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23


20 10





- Разложили на сумму удобных слагаемых.






(Проговаривают как учитель):

70: 60 и 10

100: 90 и 10

60: 50 и 10









Проговаривают 70 – 4

Проговаривают 90 – 3

Проговаривают 100 – 9



Выполняют упражнения вместе с учителем.









2 человека решают первые 2 столбика у доски, затем все проверяют решение.




-Из круглых двузначных чисел вычитать однозначные.




Ответы по содержанию задачи.


-Маляр и его ученик.

- 10.

-неизвестно сколько, известно, что на 3 двери меньше, чем маляр.

-Сколько всего дверей они покрасили за 1 день?





-2.

-в 2 действия.



Ученик работает у доски, затем объясняет решение:

1) 10 – 3 = 7 (д.) – покрасил за день ученик

2) 10 + 7 = 17 (д.) – всего дверей покрасили за 1 день.

Ответ: 17 дверей покрасили за 1 день.

Проверяют решение задачи.



Решают примеры самостоятельно.




Решают:

13 – 6 + 7 = 14

11 – 7 + 9 = 13

8 + 4 – 5 = 7

9 + 5 – 7 = 7


- Вычитание из круглых двузначных чисел однозначных чисел.


Определяют, какой знак выбрать и поднимают вверх.











Записывают домашнее задание в дневник.

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование вычислительных навыков мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение



















(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.













(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения































(Р) оценка, контроль, коррекция









(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

определять и формулировать учебные действия на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение применять правила вычислений.




























(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других













Страница учебника:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее