«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация по обществознанию на тему "Молодежь как особая социальная группа"

Презентация предназначена для студентов 1 курса техникума при изучении дисциплины "Обществознание", Раздел "социальные отношения", тема "Молодежь". Презентация содержит инфографику ВЦИОМ по теме, понятие молодежи как социальной группы;особенности группы;роль молодежи в современном российском обществе; социальные роли;Классифкацию молодежи. В заключительной части студентам предлагается выполнить несколько практиеских заданий: составить словарь молодежного сленга (не менее 30 слов): это может быть фрагмент популярной песни или др.; подготовить презентацию по выбранной теме: герои прошлого или новое поколение с описанием субкультуры.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Молодёжь как социальная группа Молодежь как социальная группа Основные социальные роли молодежи Роль молодежи в обществе Молодежная субкультура Основные направления молодежной политики РФ Важенин, стр.218-226

Молодёжь как социальная группа

  • Молодежь как социальная группа
  • Основные социальные роли молодежи
  • Роль молодежи в обществе
  • Молодежная субкультура
  • Основные направления молодежной политики РФ

Важенин, стр.218-226

Современная молодежь кажется себе и старшему поколению прежде всего общительной, аккуратной, активной, любящей спорт и ориентированной на материальные ценности, https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/state-symbols/article/daesh-molodezh.html
  • Современная молодежь кажется себе и старшему поколению прежде всего общительной, аккуратной, активной, любящей спорт и ориентированной на материальные ценности,
  • https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/state-symbols/article/daesh-molodezh.html
Ремень больше не работает, или о современных методах воспитания молодежи

Ремень больше не работает, или о современных методах воспитания молодежи

  • https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/education-children/article/remen-bolshe-ne-rabotaet-ili-o-sovremennykh-metodakh-v.html
  • Традиционные методы воспитания постепенно уходят в прошлое. Более 40% родителей сегодня наказывают детей через запрет на пользование компьютером, 
Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи

Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи

  • https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/moral-relations/article/pokolenie-selfie-pjat-mifov-o-sovremennoi-molodezhi.html
  • «Молодежь – не такая, как раньше», «Им ничего не надо, им ничего не интересно», «Они ничего не читают, они только сидят в гаджетах». Действительно ли все так уныло?
Задание

Задание

  • Определить авторов высказываний
Высказывания разных людей о молодёжи.

Высказывания разных людей о молодёжи.

  • Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Высказывания о молодёжи  2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Высказывания о молодёжи

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Высказывания о молодёжи 3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк. 4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Высказывания о молодёжи

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Авторы этих высказываний :

Авторы этих высказываний :

  • Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами.
  • Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу , второе Гесиоду, третье египетскому жрецу , а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона ( возраст горшка - 3000 лет ) .
Молодёжь как социальная группа.  Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе следующих характеристик: возраст, особенностей социального положения и социально-психологических свойств,  которые определяются  общественным строем,  культурой, закономерностями  социализации, воспитания в  данном обществе.

Молодёжь как социальная группа.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе следующих характеристик: возраст, особенностей социального положения и социально-психологических свойств,

которые определяются

общественным строем,

культурой, закономерностями

социализации, воспитания в

данном обществе.

Кого принято считать молодежью

Кого принято считать молодежью

     «Поколение нулевых» (18-20 лет) – 4,2 млн.  «Поколение девяностых» (21-28 лет) – 16,8 млн.  «Поколение перестройки» (29-34 лет) – 14,8 млн.
    •  «Поколение нулевых» (18-20 лет) – 4,2 млн.
    •  «Поколение девяностых» (21-28 лет) – 16,8 млн.
    •  «Поколение перестройки» (29-34 лет) – 14,8 млн.
    Молодежь – понятие, возникшее в XX в. Причины возникновения молодежи: Акселерация (ускоренное физиологическое развитие) Удлинение периода учебы, отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь Возрастные границы молодости:
    • Молодежь – понятие, возникшее в XX в.
    • Причины возникновения молодежи:
    • Акселерация (ускоренное физиологическое развитие)
    • Удлинение периода учебы, отдаление сроков вступления в профессиональную жизнь
    • Возрастные границы молодости:

    16-25 (30) лет

    Детство молодость взрослость

    Промежуточный (переходный) возраст

    Переходность положения Высокий уровень мобильности Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса Активный поиск своего места в жизни Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
    • Переходность положения
    • Высокий уровень мобильности
    • Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса
    • Активный поиск своего места в жизни
    • Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
    Роль молодежи в обществе   Освоение новых профессий, новых отраслей производства. Освоение новых территориально-производственных комплексов. Культурно-интеллектуальная и  информационная мобильность.

    Роль молодежи в обществе

    • Освоение новых профессий, новых отраслей производства.
    • Освоение новых территориально-производственных комплексов.
    • Культурно-интеллектуальная и

    информационная мобильность.

    Основные социальные роли молодых

    Основные социальные роли молодых

    • Работник
    • Студент
    • Семьянин
    • Гражданин
    Классификация молодёжи

    Классификация молодёжи

    • По месту жительства : сельская – городская;
    • по виду деятельности : учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая;
    • по происхождению (проецирование статуса родителей);
    • по принадлежности к субкультуре .
    критерий виды Место жительства примеры Городская Сельская 2.Вид деят-ти Учащаяся Рабочая Московская, Архангельская Никольская …….. 3. По происхождению Ученики школы, студенты ШАТ, МГУ Работник ДРСУ «золотая» молодежь среднестатистическая 4. По принадлежности к субкультуре Герои прошлого и новые Эмо, готы, дотеры, вэйперы

    критерий

    виды

    • Место жительства

    примеры

    Городская

    Сельская

    2.Вид деят-ти

    Учащаяся

    Рабочая

    Московская, Архангельская

    Никольская ……..

    3. По происхождению

    Ученики школы, студенты ШАТ, МГУ

    Работник ДРСУ

    «золотая» молодежь

    среднестатистическая

    4. По принадлежности к субкультуре

    Герои прошлого и новые

    Эмо, готы, дотеры, вэйперы

    Трудности социализации

    Трудности социализации

    • несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса молодых, который задан их возрастом;
    • несовпадение старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей молодых, связанных с психофизиологическим повзрослением;
    • противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
    Когда заканчивается молодость? Критерии взрослости социологический правовой Независимое проживание от родителей Самостоятельное обеспечение средствами существования Самостоятельное определение образа жизни 1.Достижение полной дееспособности: создание семьи, голосование на выборах, вся полнота правовой ответственности. психологический Готовность работать и отвечать за свои поступки Психологическая зрелость Инфантилизм – сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.

    Когда заканчивается молодость?

    Критерии взрослости

    социологический

    правовой

    • Независимое проживание от родителей
    • Самостоятельное обеспечение средствами существования
    • Самостоятельное определение образа жизни

    1.Достижение полной дееспособности:

    создание семьи, голосование на выборах, вся полнота правовой ответственности.

    психологический

    • Готовность работать и отвечать за свои поступки
    • Психологическая зрелость

    Инфантилизм – сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.

    Молодёжная субкультура .   Субкультура и контркультура .

    Молодёжная субкультура . Субкультура и контркультура .

    • Субкультура (подкультура, лат . sub под, + культура) – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
    • контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.
    Основные черты молодёжной субкультуры :

    Основные черты молодёжной субкультуры :

    • 1) вызов ценностям взрослых;
    • 2) включение в группы сверстников;
    • 3) своеобразие вкусов;
    • 4) культура досуга, а не работы.
    Черты молодежной субкультуры

    Черты молодежной субкультуры

    • Нонконформизм, сознательное противопоставление культуре взрослых.
    • Эксперименты с собственной жизнью.
    • Радикализм, культ силы.
    • Своеобразные вкусы в одежде, музыке. Сленг.
    • Культура досуга, а не работы.
    • Создание множества неформальных молодежных объединений, групп.
    Типология молодежных субкультур:   Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. - Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. - Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. - Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

    Типология молодежных субкультур:

    • Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
    • Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
    • По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные.

    - Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

    - Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

    - Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

    Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

    Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

    • политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
    • эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
    • нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
    • радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
    • субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
    • субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др;
    • субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
    Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур: - романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры). - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), - криминальные (

    Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур:

    - романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

    - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

    - криминальные ("гопники", "люберы")

    - анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

    «Герои прошлого» 1990-е гг.

    «Герои прошлого» 1990-е гг.

    • Растаманы
    • Рэперы
    • Байкеры
    • Рейверы
    • Готы
    • Эмо
    • Скейтеры
    • RNB
    • Панки
    • Анимешники
    «Новое поколение»

    «Новое поколение»

    • Хипстеры
    • Блогеры
    • Веб-панки
    • Нерды
    • Дотеры
    • Свэггеры
    • Сериальные гики
    • Стрит-артщики
    • Вэйперы
    Мотивы участия молодых в неформальных объединениях и группировках.   социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

    Мотивы участия молодых в неформальных объединениях и группировках.

    • социальная потребность в общении,
    • самоутверждении,
    • престиже,
    • стремление улучшить свою жизнь

    Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

    Причины вступления в группы:   одиночество непонимание родителей стремление к защищенности; свобода эмоциональная насыщенность общения  Объединение в группы - средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения.

    Причины вступления в группы:

    • одиночество
    • непонимание родителей
    • стремление к защищенности;
    • свобода
    • эмоциональная насыщенность

    общения

    Объединение в группы - средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения.

    Особенность отечественных молодежных субкультур в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым

    Особенность отечественных молодежных субкультур в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

    На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым

    Задания

    Задания

    • Составить словарь молодежного сленга min 33 слова)
    • http://slanger.ru/?mode=library&r_id=3
    • Подготовить презентацию о субкультуре и контркультуре:
    • Растаманы, Рэперы, Байкеры, Рейверы, Готы, Эмо, Скейтеры, RNB , Панки, Анимешники // Хипстеры, Блогеры, Веб-панки, Нерды, Дотеры, Свэгеры, Сериальные гики, Стрит-артщики, Вэйперы

    Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


    Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

    Комплекты учителю



    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Подробнее

    Вебинары для учителей



    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


    Подробнее