Социальный контроль
и
отклоняющееся поведение
Социальный контроль –
система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.
Социальный контроль:
осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей;
обеспечивает следование социальным нормам.
Средства социального контроля:
Социализация - обеспечивает восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.
Воспитание – систематическое воздействие на социальное развитие личности в целях формирования привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.
Групповое давление - свойственно любой социальной группе и выражается в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний.
Принуждение – применение определенных санкций, понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом нормы и правила поведения.
Методы социального контроля:
Изоляция - отлучение от других людей (например, заключение в тюрьму).
Обособление – ограничение контактов с другими людьми, но не полная изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).
Реабилитация - подготовка к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).
Социальный контроль
Неформальный
социальное поощрение,
наказание, убеждение,
переоценка существующих норм
Формальный
осуществляется специально
созданными обществом
социальными институтами и
организациями (милиция,
прокуратура, суд, тюрьма).
Способы осуществления социального контроля:
внутренний социальный контроль
(усвоение ценностей, сознательное или бессознательное следование им)
внешний социальный контроль
(группа через механизм санкций оценивает поведение индивида)
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ —
поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям и требованиям общества.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -
(противоправное, антиобщественное) — совокупность противоправных поступков, которые влекут за собой уголовное наказание.
Признаки девиантного поведения:
1. не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
2. вызывают негативную оценку со стороны других людей;
3. наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
4. стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Важно: Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.
Отклоняющееся поведение
- Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, новаторство, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др.
С точки зрения психологии:
1. социально-психологические девиации:
антидисциплинарное поведение;
асоциальное;
противоправное;
аутоагрессивное.
2. клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).
3. личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».
По признаку противоправности:
- «ядро» девиантного поведения (стойкие формы):
преступность,
алкоголизм,
наркомания,
самоубийство;
2. «преддевиантный синдром» — комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения:
аффективный тип поведения;
семейные конфликты;
агрессивный тип поведения;
ранние антисоциальные формы поведения;
отрицательное отношение к учёбе;
низкий уровень интеллекта.
По степени вредности/полезности для общества:
негативные (например, употребление наркотиков),
позитивные (например, социальное творчество),
социально-нейтральные (например, попрошайничество).
По виду нарушаемой нормы и негативным последствиям: 1. Деструктивное поведение
Причиняет вред только самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам.
2. Асоциальное поведение
Причиняет вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение
Представляет собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражается в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРВОНАРУШЕНИЯ,
АМОРАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ
ЛИЧНОСТИ
ДЕФОРМАЦИИ, РАЗДОРЫ, СКАНДАЛЫ
МАЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОРГАНИ ЗАЦИИ
БЮРОКРАТИЗМ, ВОЛОКИТА, КОРРУПЦИЯ
Биологическая теория учёного Ч. Ломброзо
Итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал ,что отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая с рождения наделена преступными наклонностями. Прирождённый преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки ( портреты преступников из книги учёного).
Чезаре Ломброзо
(1836-19.10. 1909 )- итальянский тюремный
врач -психиатр .
Теория психоанализа З. Фрейда
Австрийский психиатр З. Фрейд утверждал , что отклоняющееся поведение связано с врождённой, присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности. Причины девиантного поведения преступников часто нужно искать в детстве.
Фрейд, Зигмунд [Freud]
(1856.05.06 – 1939.09.23) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.
Социологическая теория Э. Дюркгейма
Французский учёный Э. Дюркгейм был первым из учёных , кто сделал вывод, что отклоняющееся поведение зависит от социальных условий. Во времена кризисов,бурных потрясений в обществе рушатся социальные нормы,люди теряют ориентацию .
Дюркгейм Эмиль
(1858—1917),
выдающийся французский
социолог и антрополог.
- Теория аномии Р.Мертона — главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
Роберт Кинг Мёртон ( Merton )
(1910-2003)
один из самых известных американских социологов двадцатого века.
- По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится.
- Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.
Вывод:
- Важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.
- Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.
- Способность осуществлять самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами.
Задание для самостоятельного выполнения:
1. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.
2) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
2. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный контроль бывает только формальным, в неформальной среде он не действует.
2) Социальный контроль служит поддержанию общественной стабильности.
3) Социализация — одна из форм социального контроля.
4) Поддержка и поощрение ближайшего окружения — важный механизм социального контроля.
5) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям.
3. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.
2) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.
3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.
4) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.
5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.
4. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
3) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает отклоняющееся поведение.
4) Основными формами отклоняющегося поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.
5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.
5. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение.
Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
6. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, проиллюстрировав каждую их них примером.
7. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.