«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе при изучении и повторении темы "Глагол"

Обобщить и повторить имеющиеся знания о глаголе.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Списать предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Старик ____ неводом рыбу, Старуха_____ свою пряжу.  Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____. Яблоня _____ ее своими ветвями.  Лебеди _____ мимо.

Списать предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Старик ____ неводом рыбу,

Старуха_____ свою пряжу.

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо.

Пропущенные слова в предложениях:

Пропущенные слова в предложениях:

  • Ловит
  • Прядёт
  • Съела
  • Сказала
  • Заслонила
  • Пролетели
Что без меня предметы? Лишь названья. Я появлюсь – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях цветёт…  В. Кондрашов

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Я появлюсь – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях цветёт…

В. Кондрашов

Определите тему урока.

Определите тему урока.

Глагол как часть речи.

Глагол как часть речи.

Путешествие в страну «Глагол»

Путешествие в страну «Глагол»

Игра: «Верные и неверные утверждения»

Игра: «Верные и неверные утверждения»

  • 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
  • 2.Глаголы изменяются по временам.
  • 3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам.
  • 4.Глаголы изменяются по временам падежам.
  • 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно) 2.Глаголы изменяются по временам. (верно) 3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно) 4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно) 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
  • 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)
  • 2.Глаголы изменяются по временам. (верно)
  • 3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно)
  • 4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно)
  • 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
Цели урока:

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
  • использовать знания о глаголе.
План урока:

План урока:

  • 1.Найти информацию о глаголе.
  • 2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. 
Пристань «Анализирующая»

Пристань «Анализирующая»

Прочитайте стихотворение  И. С. Никитина «Утро»:   Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Укажите глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуйте их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы?

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро»:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Укажите глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуйте их.

По каким признакам можно охарактеризовать глаголы?

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?  Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.  В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим  

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим

 

Сказуемое Что делать? Что сделать? Действие Глагол Непостоянные признаки Постоянные признаки  Настоящее  время Будущее Прошедшее время время Вид Спряжение I, II Род Число Лицо Число

Сказуемое

Что делать?

Что сделать?

Действие

Глагол

Непостоянные

признаки

Постоянные

признаки

Настоящее

время

Будущее

Прошедшее

время

время

Вид

Спряжение

I, II

Род

Число

Лицо

Число

Физкультминутка!!! Ура!!! Ура!!! Ура!!!

Физкультминутка!!!

Ура!!! Ура!!! Ура!!!

Пристань «Закрепляющая»

Пристань «Закрепляющая»

Работа с текстом.  (Работа в парах )  Прочитайте текст и выполните задания к нему.    Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.  Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Работа с текстом.  (Работа в парах ) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

  • Вопросы к тексту:
  • Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? 
  • Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. 
  • Запишите эти слова в два столбика.
(Глаголы: кричат, заливается, булькает ; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох ).
  • (Глаголы: кричат, заливается, булькает ; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох ).

Вывод о роли глагола в речи: обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека .

Определите часть речи слов-близнецов  1.На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. 2.Снежное покрывало все поле покрывало. 3.Стоя на нашем берегу, покой границы берегу.

Определите часть речи слов-близнецов

1.На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

2.Снежное покрывало все поле покрывало.

3.Стоя на нашем берегу, покой границы берегу.

Пристань « Рефлексия»

Пристань « Рефлексия»

  • О какой части речи мы сегодня с вами говорили?
  • Вспомните цели, поставленные в начале урока.
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке
  • Чему научились?
  • Кто испытал трудности на уроке?
  • С чем они были связаны?
  • Над чем еще нужно поработать?
  • Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения.
Путешествие продолжается…

Путешествие продолжается…

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее