![У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_0.jpg)
У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.
Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.
Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.
Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
![Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_1.jpg)
Человек и общество в ранних мифах
и первых философских учениях
![Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем Антуан де Сент-Экзюпери](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_2.jpg)
Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем
Антуан де Сент-Экзюпери
![Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение. В австралийском мифе журавль Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху, когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился в яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо «раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, другая золотой. Серебряная - это земля, золотая -небо». Мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни идеи о происхождении мира и людей в древних мифах : идея развития - мир постепенно развивался из хаоса. идея творения - мир создан существом-богом](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_3.jpg)
Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.
В австралийском мифе журавль Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху, когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился в яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо «раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, другая золотой. Серебряная - это земля, золотая -небо».
Мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни
идеи о происхождении мира и людей в древних мифах :
идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.
идея творения - мир создан существом-богом
![Основные функции мифа](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_4.jpg)
Основные функции мифа
- Объяснение происхождения и устройства мира
- Обоснование и оправдание существующего образа жизни людей
- Регулирование отношений между людьми
- Обеспечение преемственности духовной традиции общества
![Особенности мифологического мировоззрения](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_5.jpg)
Особенности мифологического мировоззрения
- Эмоционально-образная форма
- Очеловечивание природы
- Отсутствие рефлексии
- Утилитарная направленность
![Мифологическое сознание древнего человека](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_6.jpg)
Мифологическое сознание древнего человека
- То, о чем повествует миф – не вымысел
- Человек и природа не противостоят друг другу. Мир природы наделяется человеческими характеристиками
- Все, что способно воздействовать на органы чувств – реальность (сон – часть реальности)
- Человек не искал причины (почему происходит событие или явление), а искал ответ на вопрос «кто?» (по чьей воле совершилось событие). Чаще всего это воля богов.
- Особое восприятие времени (по временам года или циклам жизни человека: детство, молодость, старость)
![Древнеиндийская философия Веды (знание) - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул (1200-600 гг. до н.э.) Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_7.jpg)
Древнеиндийская философия
Веды (знание) - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул (1200-600 гг. до н.э.)
Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом
![Древнеиндийская философия Веды относятся к категории шрути («услышанное») и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани. Существует четыре Веды: Ригведа — «Веда гимнов» Яджурведа — «Веда жертвенных формул» Самаведа — «Веда песнопений» Атхарваведа — «Веда заклинаний»](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_8.jpg)
Древнеиндийская философия
Веды относятся к категории шрути («услышанное») и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани. Существует четыре Веды:
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»
![Древнеиндийская философия Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед (VIII-III вв до н.э.) Впервые выражена идея реинкарнации – переселения душ. Карма – деяние, поступок – ключевое понятие индийской философии. Закон кармы (твоя реинкарнация зависит от поступков. Вел себя плохо – родишься придорожным камнем или крокодилом). Карму можно изменить. Йога – один из путей изменения кармы)](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_9.jpg)
Древнеиндийская философия
Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед (VIII-III вв до н.э.)
Впервые выражена идея реинкарнации – переселения душ. Карма – деяние, поступок – ключевое понятие индийской философии. Закон кармы (твоя реинкарнация зависит от поступков. Вел себя плохо – родишься придорожным камнем или крокодилом). Карму можно изменить. Йога – один из путей изменения кармы)
![«Когда я читаю «Бхагавад-Гиту», я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними». Альберт Энштейн «Особенно привлекли меня философские идеи «Бхагавад-Гиты». Они практически совпадают с тем пониманием реальности, к которому меня привело изучение квантовой механики». Юджин Вингер, лауреат нобелевской премии по физике «В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум в величественную философию «Бхагавад-Гиты», в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными». Генри Дэвид Торо, американский философ и писатель](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_10.jpg)
«Когда я читаю «Бхагавад-Гиту», я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними».
Альберт Энштейн
«Особенно привлекли меня философские идеи «Бхагавад-Гиты». Они практически совпадают с тем пониманием реальности, к которому меня привело изучение квантовой механики».
Юджин Вингер, лауреат нобелевской премии по физике
«В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской
дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум
в величественную философию «Бхагавад-Гиты», в сравнении с которой
наш современный мир и его литература кажутся незначительными».
Генри Дэвид Торо, американский философ и писатель
![Буддизм Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Стоящий Будда. Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э. (Токийский национальный музей)](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_11.jpg)
Буддизм
Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Стоящий Будда. Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э. (Токийский национальный музей)
![Буддизм 1. Существование человека неразрывно связано со страданием. 2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. 4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь. верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_12.jpg)
Буддизм
1. Существование человека неразрывно связано со страданием.
2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь.
верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками
![Основные направления буддизма Хинаяна Махаяна](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_13.jpg)
Основные направления буддизма
Хинаяна
Махаяна
- Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений
- На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий
- Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение
- Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
- Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений
- Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения
- Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
- Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи
- Придает большое значение обрядам и чародейству
- Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв
- Отсутствуют обряды и магия
- Отсутствуют иконы и культовая скульптура
![Древнекитайская философия В человеке соединены темное и светлое, доброе и злое, женское и мужское. Он занимает срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное, пассивное) и ян (светлое, активное). Человек – посредник между Небом и землей. Он – не Царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека – следовать естественному ходу вещей. Так видели мир сторонники одной из 6 древнекитайских философских школ – даосизма (учение о пути «дао»). Крупнейший представитель – Лао Цзы Инь и ян Лао Цзы](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_14.jpg)
Древнекитайская философия
В человеке соединены темное и светлое, доброе и злое, женское и мужское. Он занимает срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное, пассивное) и ян (светлое, активное). Человек – посредник между Небом и землей. Он – не Царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека – следовать естественному ходу вещей.
Так видели мир сторонники одной из 6 древнекитайских философских школ – даосизма (учение о пути «дао»). Крупнейший представитель – Лао Цзы
Инь и ян
Лао Цзы
![Древнекитайская философия благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно Конфуцианство Гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Главное правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Конфуций (551-497 гг. до н.э.) Большое внимание уделял вопросам «правильного» государственного устройства. Государство – большая семья. Государь – отец и мать народа. Все должны подчиняться морали. Моизм Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_15.jpg)
Древнекитайская философия
благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно
Конфуцианство
Гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Главное правило: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Конфуций
(551-497 гг. до н.э.)
Большое внимание уделял вопросам «правильного» государственного устройства. Государство – большая семья. Государь – отец и мать народа. Все должны подчиняться морали.
Моизм
Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе
![Школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: У Ци, Шан Ян, Шэнь Дао. Школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Мао-гун. Школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ. Шан Ян](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_16.jpg)
Школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: У Ци, Шан Ян, Шэнь Дао.
Школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Мао-гун.
Школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Шан Ян
![Философия Древней Греции 1. Опора не на фантазию, а на знания. 2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий. 3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается. 4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Платон стадии общественного развития 1) династия, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов; 2) аристократия - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство. 3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_17.jpg)
Философия Древней Греции
1. Опора не на фантазию, а на знания.
2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Платон
стадии общественного развития
1) династия, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов;
2) аристократия - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.
3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников
![Аристотель Государства бывают: • правильные - монархия, аристократия, демократия; • неправильные - тирания, олигархия, охлократия. Идеал государства - политая (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_18.jpg)
Аристотель
Государства бывают:
• правильные - монархия, аристократия, демократия;
• неправильные - тирания, олигархия, охлократия.
Идеал государства - политая (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.
Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства
![Домашнее задание Каковы особенности мифологического сознания людей древности? Проанализируйте взгляды философов Древней Индии. Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая. Почему буддизм называют атеистической религией? В чем проявилась созерцательность даосизма? Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство? Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»? В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте. Что их объединяет, а что различает? На основе изученного материала заполните таблицу: Развитие знаний об обществе § 2, вопросы](http://fsd.compedu.ru/html/2018/09/12/i_5b98b9c5c3bb5/img_phpnjK25O_chel-iobcsh-v-rannih-mifah_19.jpg)
Домашнее задание
- Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.
- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.
- Почему буддизм называют атеистической религией?
- В чем проявилась созерцательность даосизма?
- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?
- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?
- В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.
- Что их объединяет, а что различает?
- На основе изученного материала заполните таблицу:
Развитие знаний об обществе
§ 2, вопросы