Урок литературы по рассказу В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Люди с чистой совестью.
Угрызения совести.
Жить по совести.
Словарь С.И.Ожегова
Владимир Федорович Тендряков 1923 - 1984
«Писатель и его время»
Произведения В.Ф. Тендрякова
- «За бегущим днем»
- «Свидание с Нефертити»
- «Чудотворная»
- «Три мешка сорной пшеницы»
- «Весенние перевертыши»
- «Ночь после выпуска»
- «Шестьдесят свечей»
- «Затмение»
- «Расплата»
- «Хлеб для собаки» и другие
«Голодный 1933 год» «Бесчеловечное отношение к ссыльным» «Муки человеческой совести» «Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства»
Памятка «Как работать в группе».
- Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.
- Внимательно прочитайте, прослушивайте задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.
- Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
- Запишите ответ каждый в своем черновике.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.
- Вдохновения, терпения, удачи!
Экспертные группы:
Эксперты – историки Эксперты – литературоведы Эксперты - лингвисты Эксперты - психологи
К выступлению экспертов - историков
К выступлению экспертов - литературоведов
« Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».
К выступлению экспертов - лингвистов
Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?
Я не должен есть свои обеды один.
Я обязан с кем-то делиться.
С кем?
Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг.
Кто – самый?... Как узнать?
Одному протянуть руку, а других не заметить? Одного осчастливить, а десятки обидеть отказом?
Могут ли обойденные согласиться с тобой?... Не опасно ли открыто протягивать руку помощи?
«Голодный 1933 год» «Бесчеловечное отношение к ссыльным» «Муки человеческой совести» «Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства»
Домашнее задание
1. Используя составленную вами схему (кластер), нарисуйте, какой вы себе представляете совесть? Письменно дайте свое описание. Может быть, кто-то напишет инструкцию, как ею пользоваться.
2. Найдите и запишите фразеологизмы со словом «совесть».