Электроосветительные приборы
Тепловые источники света
- лампы накаливания и дуговые лампы
Первая лампа накаливания, нашедшая практическое применение, была изобретена в 1872 году русским электротехником Л.Н. Лодыгиным.
Изобретателем дуговой лампы был русский ученый П.Н. Яблочков.
Люминесцентные источники света
Заслуга разработки люминесцентного освещения принадлежит русскому академику СИ. Вавилову и его ученикам
Лампа накаливания
1 - цоколь, 2 - контакт, 3 - стеклянная колба, 4 - нить накала, 5 - газ (аргон, криптон), 6 - предохранитель
Срок службы лампы накаливания составляет в среднем 1000 часов непрерывной работы или один год работы в домашних условиях
Люминесцентные лампы
а — вид в разрезе, б — конструкция;
1 - стеклянная трубка, 2 - нити накала, 3 - капля ртути,
4 - покрытие из люминофора, 5 - пластмассовый цоколь
Люминесцентные лампы работают 12 000 часов при коэффициенте полезного действия в несколько раз большем, чем у ламп накаливания
Схема включения люминесцентной лампы
Неоновые лампы (рекламные)
Схема включения неоновой лампы: 1- первичная обмотка,
2 - трансформатор, 3 - вторичная обмотка, 4 - электроды,
5 - газонаполненная трубка
Светодиоды
Давайте обсудим
- Чем отличается лампа накаливания от дуговой лампы?
- Почему дуговые лампы не находят применения в быту?
- Почему люминесцентные лампы чаще используются в общественных местах и относительно редко в домашних условиях?
- Почему в быту чаще используются лампы накаливания?
- Каков средний срок службы лампы накаливания?
- Что является причиной разрыва спирали в лампах накаливания?
- Для каких целей помимо освещения можно использовать лампы накаливания?
- Кто изобрел лампу накаливания и дуговую лампу?
- Почему вышедшую из строя люминесцентную лампу следует утилизировать?
- Перечислите достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.
- Каким образом изменяется цвет свечения неоновых ламп?
- Где используются неоновые лампы?
Практическая работа
Задание. Провести энергетический аудит школы.
- Исследуйте разные помещения школы. Оцените использование электроэнергии по потреблению света или тепла.
- Выясните, существуют ли санитарные государственные нормы освещенности в школах и сравните их с условиями в вашей школе, классе, мастерской.
- Выясните у завхоза школы, учителей:
- Какие лампы применяются в разных помещениях?
- Энергетическую эффективность типов используемых ламп.
- Как часто остается невыключенным ненужное освещение в классах и подсобных помещениях?
- Как часто меняются перегоревшие лампы?
- В каких помещениях лампочки перегорают чаще всего? Почему?
- Отыщите другие используемые в школе электронагревательные приборы, например электрические камины, обогреватели. Определите их мощность и продолжительность ежедневной работы.
- Оцените состояние дверей и окон: есть ли сквозняки, установлены ли двойные рамы?
- Свои исследования оформите в письменном виде в качестве доклада. Он должен включать конкретные данные, подтверждающие ваши выводы, и рекомендации. Ознакомьте с ними своих товарищей и учителей.
- Аналогичную работу проделайте дома. Результаты представьте в виде письменного отчета с рекомендациями по экономии электроэнергии в быту. Поделитесь вашими выводами с членами семьи, соседями.
- Возьмите лампу накаливания и ознакомьтесь с ее электрическими параметрами; исходя из этих параметров вычислите сопротивление нити накала, а затем измерьте его с помощью электроизмерительного прибора. Объясните, почему измеренное вами сопротивление нити накала довольно значительно отличается от рассчитанного его значения.
Ответы оформить на обратной стороне