![Филиал МБОУ «Натальинская СШ» - «Степуринская ОШ» Презентация к научно –математической конференции МАТЕМАТИКА В ПРИРОДЕ составила: Тузова Елена 9 класс](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_0.jpg)
Филиал МБОУ «Натальинская СШ» - «Степуринская ОШ»
Презентация к научно –математической конференции
МАТЕМАТИКА В ПРИРОДЕ
составила: Тузова Елена 9 класс
![Цель исследования :](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_1.jpg)
- Цель исследования :
Сформировать представление о богатстве леса, его назначении и использовании, развивать любознательность, вызвать интерес к изучению математики. Для достижения этой цели были сформулированы задачи : 1) развивать умение работать с дополнительной литературой. 2) рассмотреть использование лесных ресурсов в повседневной жизни. 3) привитие интереса к изучению математики через рассмотрение исторических фактов. 4) научиться обобщать полученную информацию. Объект исследования – математика. Предмет исследования -лесное хозяйство. Гипотеза : повседневная жизнь человека не обходится без учетов и подсчетов.
![«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» (Платон)](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_2.jpg)
«Разве ты не заметил,
что способный к математике
изощрен во всех науках в природе?» (Платон)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_3.jpg)
![Так выглядел «Лесной журнал»](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_4.jpg)
Так выглядел «Лесной журнал»
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_5.jpg)
![Галилео галилей : «…природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры».](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_6.jpg)
Галилео галилей
: «…природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры».
![СИММЕТРИЯ](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_7.jpg)
СИММЕТРИЯ
![Симметрия в природе](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_8.jpg)
Симметрия в природе
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_9.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_10.jpg)
![Симметрия в цветах ИРИС КОЛОКОЛЬЧИК](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_11.jpg)
Симметрия в цветах
ИРИС
КОЛОКОЛЬЧИК
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_12.jpg)
![Кристаллы- твердые тела, имеющие форму многогран -ника](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_13.jpg)
Кристаллы- твердые тела, имеющие форму многогран -ника
![Цилиндрическую форму имеют шишки ели.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_14.jpg)
Цилиндрическую форму имеют шишки ели.
![По спирали расположены семена в подсолнечнике](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_15.jpg)
По спирали расположены семена в подсолнечнике
![Занимательная математика](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_16.jpg)
Занимательная математика
![Белоствольная к расавица](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_17.jpg)
Белоствольная к расавица
![Деревья могут жить очень долго. Порой продолжительность жизни дерева достигае т нескольких сотен, а то и тысяч лет. Как определить возраст дерева если дата его высадки неизвестна? Возраст дерева можно определить несколькими способами, все они условно разделены на две группы. Способы определения возраста дерева: Не деструктивные – это такие, которые позволяют определить возраст дерева , не нанося ему увечий и не уничтожая его. Сюда мы относим подсчет мутовок, измерение диаметра ствола. Деструктивные – предполагают, что для определения нужно спилить дерево или нарушить целостность ствола тем самым травмируя растение. Так можно определить возраст дерева по кольцам, а также определить возраст дерева по диаметру ствола.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_18.jpg)
Деревья могут жить очень долго. Порой продолжительность жизни дерева достигае т нескольких сотен, а то и тысяч лет. Как определить возраст дерева если дата его высадки неизвестна?
Возраст дерева можно определить несколькими способами, все они условно разделены на две группы.
Способы определения возраста дерева:
Не деструктивные – это такие, которые позволяют определить возраст дерева , не нанося ему увечий и не уничтожая его. Сюда мы относим подсчет мутовок, измерение диаметра ствола.
Деструктивные – предполагают, что для определения нужно спилить дерево или нарушить целостность ствола тем самым травмируя растение. Так можно определить возраст дерева по кольцам, а также определить возраст дерева по диаметру ствола.
![Мутовки – это ветви, расположенные веерообразно на стволе дерева. Такой способ определения возраста дерева подходит в основном для деревьев хвойных пород. В чем же суть метода? Хвойные деревья образуют новые мутовки каждый год жизни, соответственно посчитая их мы сможем примерно понять сколько лет дереву. Существует два способа такого подсчета: Нужно посчитать мутовки, которые находятся выше уровня груди человека и прибавить к ним единицу. (единицу прибавляем, что бы учесть нынешнюю крону дерева); Нужно посчитать все мутовки, находящиеся на дереве и прибавить к получившемуся числу 3 – если меряете возраст сосны, 4 – если определяете возраст ели, 5 – если нужно узнать возраст пихты и 10 – если речь идет о кедре. Разные цифры прибавляем потому, что первые мутовки на разных хвойных появляться в разном возрасте, например, у сосны не ранее чем в три года и так далее. Этот способ самый простой, но и результат дает не до конца точный. Зато не требует уничтожения дерева.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_19.jpg)
Мутовки – это ветви, расположенные веерообразно на стволе дерева.
Такой способ определения возраста дерева подходит в основном для деревьев хвойных пород.
В чем же суть метода? Хвойные деревья образуют новые мутовки каждый год жизни, соответственно посчитая их мы сможем примерно понять сколько лет дереву.
Существует два способа такого подсчета:
Нужно посчитать мутовки, которые находятся выше уровня груди человека и прибавить к ним единицу. (единицу прибавляем, что бы учесть нынешнюю крону дерева);
Нужно посчитать все мутовки, находящиеся на дереве и прибавить к получившемуся числу 3 – если меряете возраст сосны, 4 – если определяете возраст ели, 5 – если нужно узнать возраст пихты и 10 – если речь идет о кедре. Разные цифры прибавляем потому, что первые мутовки на разных хвойных появляться в разном возрасте, например, у сосны не ранее чем в три года и так далее.
Этот способ самый простой, но и результат дает не до конца точный. Зато не требует уничтожения дерева.
![Кольца эти образуются каждый год, потому их и называют годичные кольца соответственно количество колец=возрасту дерева. Определить возраст дерева по кольцам можно даже если самого дерева уже нет, по пню, который от него остался. Начинать подсчет необходимо с цента и двигаться к краям. На спиле вы увидите светлые (образованные весной) и темные кольца (образовавшиеся летом) считать нужно либо только светлые, либо только темные](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_20.jpg)
Кольца эти образуются каждый год, потому их и называют годичные кольца соответственно количество колец=возрасту дерева. Определить возраст дерева по кольцам можно даже если самого дерева уже нет, по пню, который от него остался. Начинать подсчет необходимо с цента и двигаться к краям. На спиле вы увидите светлые (образованные весной) и темные кольца (образовавшиеся летом) считать нужно либо только светлые, либо только темные
![Действия по сохранению лесов Что мы сможем сделать, чтобы сохранить наши леса Бережно относится к учебникам, НЕ менять учебники каждые три года. НЕ бросать мусор в лесу, и на природе. Собирать и сдавать макулатуру для вторичной переработки!](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_21.jpg)
Действия по сохранению лесов
Что мы сможем сделать, чтобы сохранить наши леса
Бережно относится к учебникам, НЕ менять учебники каждые три года.
НЕ бросать мусор в лесу, и на природе.
Собирать и сдавать макулатуру для вторичной переработки!
![ПЕРЕРАБОТКА 1 ТОННЫ МАКУЛАТУРЫ анализ сохраняет экономит](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_22.jpg)
ПЕРЕРАБОТКА 1 ТОННЫ МАКУЛАТУРЫ
анализ
сохраняет
экономит
- спасено 6 750 взрослых сосен,
- сэкономлено 155 тысяч м3 или 155 триллионов литров,
- миллион кВт электроэнергии,
- не сожжен кислород, достаточный для 20 тысяч человек,
- и предотвращен выброс 1150 тонн
- Экономит
- 10 деревьев,
- 230 кубометров воды,
- 1500 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек,
- а также предотвращает выброс 1700 кг СО 2
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_23.jpg)
Задача 1 В парке отдыха лиственница даёт ежегодный прирост древесины 11 куб. м на каждом гектаре. В соседнем лесном массиве прирост составляет 4, 35 куб.м. В каждой роще запас древесины равен 200 куб. м на 1 га. Деревья какого массива производительней? Во сколько раз? Какие технические преимущества имеет лиственница перед другими деревьями?
Решение
Более производительным назовём то дерево, у которого отношение прироста древесины к общему его запасу больше. Будем считать, что в знаменитой роще одни лиственницы, а в другом лесном массиве лиственниц нет. Тогда у лиственницы отношение объёма прироста древесины к общему запасу древесины равно 11: 200 = 0, 055, а у других деревьев это отношение 4,35 : 200 = 0,0217. Выходит, что лиственница производительней других деревьев в 2,5 раза (0,055 : 0, 0217 2,5). Лиственница не только растёт быстрей других деревьев, но и имеет древесину устойчивую против гниения. К тому же эта древесина очень прочная. Так, предел прочности вдоль волокон при сжатии у лиственницы такой же, как у дуба, около 520 г/см 2 . Но дуб растёт значительно медленней.
![В мире ежегодно добывается 1600 млн.м 3 древесины, около 20 % всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается? Решение 20%=0.2 1600 * 0.2=320 млн.м3](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_25.jpg)
В мире ежегодно добывается 1600 млн.м 3 древесины, около 20 % всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?
Решение
20%=0.2
1600 * 0.2=320 млн.м3
![Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м дает возможность рассеивать вредные вещества в радиусе 20м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы а) 50м, б) 80м.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_26.jpg)
Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м дает возможность рассеивать вредные вещества в радиусе 20м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы а) 50м, б) 80м.
![Пчела с миллиона цветков собирает 80кг мёда. Она за день садится на 10 тысяч цветков. Сколько граммов мёда собирает пчела за день?](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_27.jpg)
Пчела с миллиона цветков собирает 80кг мёда. Она за день садится на 10 тысяч цветков. Сколько граммов мёда собирает пчела за день?
![Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс.км выдыхает 250кг углекислого газа, 93кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в г. Навашино около 8000 автомобилей . 250+93+27=370 кг выделяет 1 автомобиль в год вредных веществ 370*8000=2960000кг=2960 т выделяют 8000 автомобилей](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_28.jpg)
Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс.км выдыхает 250кг углекислого газа, 93кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в г. Навашино около 8000 автомобилей .
250+93+27=370 кг выделяет 1 автомобиль в год вредных веществ
370*8000=2960000кг=2960 т выделяют 8000 автомобилей
![Исследовательская работа В г .Навашино в районе магазина «Кормилец» по дороге за 15 мин проехало:](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_29.jpg)
Исследовательская работа В г .Навашино в районе магазина «Кормилец» по дороге за 15 мин проехало:
![Таблица расчетов ¼ ч 1 час 35 лег. Маш. 5 автобусов 1 сутки 140 20 3 камаза Выбросы кг/сутки с одной машины 3360 480 Выбросы за 1 сутки всего 12 1 кг 3360 кг 1,6 кг 288 768 кг 1,5 кг 432 кг Итого: 3974кг=4т вредных веществ выделяется от проезжав- ших машин в г. Навашино](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_30.jpg)
Таблица расчетов
¼ ч
1 час
35 лег. Маш.
5 автобусов
1 сутки
140
20
3 камаза
Выбросы кг/сутки с одной машины
3360
480
Выбросы за 1 сутки всего
12
1 кг
3360 кг
1,6 кг
288
768 кг
1,5 кг
432 кг
Итого:
3974кг=4т
вредных
веществ
выделяется
от проезжав-
ших машин
в
г. Навашино
![Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы около 5 т кислорода. Один тополь за сутки выделяет 40 кг кислорода. 365*40=14600 кг= =14,6 т, т.е кислорода с 1 дерева достаточно лишь для3 машин. Вывод: заниматься озеленением наших городов и сел ежегодно; относится бережно к каждому деревцу.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_31.jpg)
Один автомобиль
ежегодно поглощает из атмосферы около 5 т кислорода.
Один тополь за сутки выделяет 40 кг кислорода.
365*40=14600 кг= =14,6 т, т.е кислорода с 1 дерева достаточно лишь для3 машин.
Вывод: заниматься озеленением наших городов и сел ежегодно; относится бережно к каждому деревцу.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_32.jpg)
![Вывод: В начале работы я хотел а выяснить , может ли математика помочь в решении экологических проблем. Да может. На основе математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред мы наносим природе.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_33.jpg)
Вывод:
В начале работы я хотел а выяснить , может ли математика помочь в решении экологических проблем. Да может. На основе математических вычислений, люди делают выводы о том какую пользу или вред мы наносим природе.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/01/17/i_5a5f7755d7c00/img_phpBR5gw8_Prezentaciya-k-nauchno-matematicheskoj--konferencii_34.jpg)