Выполнила Семенец Лариса Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Тохтуевская СОШ» СП «Тюлькинская школа»
Цели: 1.Привить у учащихся навык нравственной рефлексии по отношению к добру и злу. 2.Обогащать нравственный опыт поведения, развивать умение вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. 3.Воспитать у учащихся положительные черты характера.
Задачи:
1.Расширить и углубить представления детей о добре и зле.
2.Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.
3.Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Игра «Доскажи словечко»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:
«Добрый
день!»
Когда бранят за шалости,
Мы говорим:
«Прости,
пожалуйста!»
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы:
«Спасибо!»
Добрый
день
Добро – словно солнечный лучик!
Согреет – и всё расцветёт.
Оно, как невидимый ключик
От дверцы где радость живёт!
А зло – это чёрные тучи.
Друзей нет, как их не зови.
Со злом не встречаться вам лучше.
Желаю добра и любви!
Из словаря С. Ожегова:
«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»
Добрым быть совсем – совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Словарная работа.
Добро — понятие нравственности , противоположное понятию зла , означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага , полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью.
В религиозном смысле Добро — характеристика явлений с точки зрения их соответствия Божьему промыслу.
Добрые поступки совершаются свободно, сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или награду.
Добрые поступки направлены на преодоление разобщённости между людьми. Добро это человеколюбие, готовность к взаимопониманию и уважению.
Добрые дела помогают развиваться самому человеку.
Из словаря С. Ожегова:
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»
Словарная работа.
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире в житейском ключе составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.
Зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.
Обман и сознательное унижение других людей – это проявление зла.
Любое насилие, которое подавляет свободу человека, является злом.
Поступки
Притча
Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: …
«Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он …
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
ДОБРЫЙ
ЗЛОЙ
нечуткий
Добрый
отзывчивы й
грубый
ласковый
Злой
жестокий
мягкосердечный
Работа с пословицами.
Доброе слово человеку, что
дождь в
Добро помни, а зло
Худо тому, кто добра не
делает
калечит.
Доброе слово лечит, а злое
засуху.
забывай.
никому.
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить
Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела.
- Чего на земле больше: добра или зла?
- Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же как сейчас? Почему?
- Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали о добре и зле?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
- Почему важно бороться со злом?