![Урок русского языка в 9 классе После долгого зимнего сна Не спеша оживает природа, И приходит царевна – Весна, Открывая собой утро года .](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_0.jpg)
Урок русского языка в 9 классе
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года .
![Тема урока Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_1.jpg)
Тема урока
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью
![«Грамматическая основа предложения» «Знаки препинания в сложных предложениях», «Типы подчинительной связи в словосочетаниях», «Орфографический анализ слов», «Анализ средств выразительности», «Лексический анализ слов»](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_2.jpg)
- «Грамматическая основа предложения»
- «Знаки препинания в сложных предложениях»,
- «Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,
- «Орфографический анализ слов»,
- «Анализ средств выразительности»,
- «Лексический анализ слов»
![Фронтальный опрос](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_3.jpg)
Фронтальный опрос
- 1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
- 2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
- 3. Из каких частей состоит СПП?
- 4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
- 5. Как определить вид придаточного предложения?
- 6. Перечислите значения приставки ПРИ.
- 7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
- 8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
- 9. Назовите значения приставки ПРЕ.
- 10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
- 11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
- 12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
![Анализ текста (включает в себе задания 2,3,5) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей. (По В.Набокову)](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_4.jpg)
Анализ текста (включает в себе задания 2,3,5)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
![Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий» Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи» Выпишите из 7 части контекстные антонимы. Назовите средство художественной выразительности в предложении : Память перескакивала через пустые места](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_5.jpg)
- Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
- Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
- Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
- Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
- Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
- Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
- Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
- Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
- Назовите средство художественной выразительности в предложении : Память перескакивала через пустые места
![Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений Грамматическая основа -](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_6.jpg)
- Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений
- Грамматическая основа - "что было связано ", составное именное сказуемое
- предложение 4, пустые, ненужные
- предложение 4, явственно озаряя только то
- учитывала , перескакивала
- связано
- не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было .
- прошлой и настоящей
- Память перескакивала через пустые места - метафора
![Кроссворд-диктант 1) Чрезмерное преувеличение. 2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. 3) Яркое, красочное прилагательное. 4) Уподобление одного предмета или явления другому. 5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. 6) Неживой предмет приобретает свойства живого.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_7.jpg)
Кроссворд-диктант
1) Чрезмерное преувеличение.
2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
3) Яркое, красочное прилагательное.
4) Уподобление одного предмета или явления другому.
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.
6) Неживой предмет приобретает свойства живого.
![Средства выразительности речи ГИПЕРБОЛА МЕТАФОРА ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_8.jpg)
Средства выразительности речи
- ГИПЕРБОЛА
- МЕТАФОРА
- ЭПИТЕТ
- СРАВНЕНИЕ
- ФРАЗЕОЛОГИЗМ
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
![Распредели предложения](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_9.jpg)
Распредели предложения
- Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
- Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
- Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.
- Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
- Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
- Ударил Змей Горыныч Ивана-царевича и вогнал по колено в сыру землю...
- Незнакомец, не постучавшись, вошёл.
![РЕФЛЕКСИЯ Оцени свою работу на уроке Ф.И._____________________ Знания, умения, навыки Я ЗНАЮ: Хорошо 1. Как найти грамматические основы Не очень хорошо Я УМЕЮ: плохо 1. Работать с тестовой частью Я НАУЧИЛСЯ (сь): ____________________________________________________________________________: ____________________________________________________________________________ 2. Как расставить знаки препинания в сложных предложениях 3. Как определить средства выразительности речи 2. Работать в группе 3. Работать самостоятельно](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_10.jpg)
РЕФЛЕКСИЯ
Оцени свою работу на уроке
Ф.И._____________________
Знания, умения, навыки
Я ЗНАЮ:
Хорошо
1. Как найти грамматические основы
Не очень хорошо
Я УМЕЮ:
плохо
1. Работать с тестовой частью
Я НАУЧИЛСЯ (сь): ____________________________________________________________________________: ____________________________________________________________________________
2. Как расставить знаки препинания в сложных предложениях
3. Как определить средства выразительности речи
2. Работать в группе
3. Работать самостоятельно
![Домашнее задание](http://fsd.compedu.ru/html/2022/06/27/i_62b9f88eafc98/img_phpa8r89x_9kl-rus-prez_11.jpg)
Домашнее задание
- Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ