«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Преодоление тревожности и страхов у первоклассников"

Программа коррекции поведения, профилактика дезадаптации у первоклассников.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы

_______________Б.А. Ешеев

«_________»_____________2019г.











Программа

"Преодоление тревожности и страхов у первоклассников"



















Подготовил

педагог – психолог

Калинина С.И.







Пояснительная записка

Актуальность: Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей. И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Цель программы: обучение ориентированию в пространстве школы, осознание нового статуса школьника, обучение навыкам общения, самообслуживания в первом классе.

Задачи программы:

  • Формировать положительную мотивацию к обучению в школе;

  • Создать ситуацию успеха для первоклассников;

  • Обучить и ознакомить детей с основными школьными правилами.

Функции программы:

- Создание положительного эмоционального климата в классе.

- Обучение детей способам снижения влияния своих страхов и стрессом.

-Научить мыслить, исследовать, анализировать

-Научить принимать решения - самостоятельно и в группе ( в сотрудничестве)

-Учить принимать с уважением мнение другого человека, учить сочувствию

Направления работы:

1.Психологическая адаптация, или привыкание.

2. Освоение организационных навыков и умений для успешной учебы.

3. Игры

4. Психологические упражнения

5. Развитие психических процессов: внимание, мышление, память, воображение, логика

6. Тренировка мелкой моторики

Принципы:

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

- Принцип всестороннего гармоничного развития личности.

- Принцип активного обучения

- Принцип непрерывности и последовательности.

- Принцип активности и наглядности.

Методы:

Стимулирование и мотивация

Коррекция и самокоррекция

Социальные пробы и ситуации.

Убеждение и самоубеждение.

Мероприятия по программе

№ занятия

Цель работы

Отработка

навыков

1

Вводное занятие.

Цель: Сплочение коллектива, выработка навыков группового общения

  1. Игра «Доброе животное»:

  2. Игра «Сороконожка»: дети

выстраиваются друг за другом, с

цепляются руками и передвигаются по классу.

  1. Развитие моторики, гимнастика пальчиков на парте, в воздухе.

  2. Рисование узоров из геометрических фигур.

  3. Снятие напряжения самомассаж: уши, кисти рук, наклона головы вправо – влево, движение «Ладушки», вращение головы.

  4. Отгадывание загадок:

Жил – был маленький щенок, он подрос, однако, а теперь он взрослая - собака ;

Жеребенок с каждым днем подростал и стал - конем;

Бык могучий великан, в детстве был кем - теленком;

Этот важный кот Пушок, был в детстве маленьким – котенком

А отважный петушок крохотным – цыпленком

7. Рисунок моя семья

Знакомство

детей друг с

другом и учителем.

Приветствие.

2

Цель: Выработка коммуникативных умений, тренировка памяти, внимания, мышления.

  1. Ответь на вопросы: что можно делать с маленькими детьми, взрослыми, книгами, игрушками, инструментами?

  2. Нарисуйте две одинаковые рукавички и украсьте их одинаково, можно нарисовать узор, но он тоже должен быть одинаковый

  3. Соедините точки и скажите какие получились геометрические фигуры

  4. Нарисуйте дом, точно так же как у меня на доске.

  5. На доске что-то написано, вы еще не умеете читать и писать, но попробуйте это списать: Он ел суп

  6. Назовите во множественном числе: лампа, книга, стол, стул, флаг, лампа, окно, ухо, ребенок, ручка, город, брат

  7. Ответь мне на мне на вопросы: кто больше корова или коза, птица или пчела, у кого больше ног у собаки или петуха

  8. Что нужно сделать если сломаешь чужую вещь?

  9. Когда завтракаешь? Обедаешь? Ужинаешь?

  10. Игра «Воробьиные шалости»

Умение слушать инструкцию психолога

3

Цель: Изучение понятия «пространство»

  1. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите?

  2. Где все это находится?

  3. Что вас окружает?

Человек живет в пространстве, воспринимает его, может изображать предметы в пространстве. Нарисуйте мне пожалуйста в левом верхнем углу листа луну, в верхнем правом солнышко, посредине листа, домик, в нижнем левом уголке ежика, а в нижнем правом грибок.

  1. Нарисуйте большой круг, а рядом маленький квадрат; большой треугольник и маленький ромбик.

  2. Нарисуйте стрелки поворота: направо, налево, прямо, назад.

  3. Повторите штриховку:

  4. Нарисуйте красивую, ровную волну.

  5. Отгадаем загадки на сообразительность

  6. Психогимнастические этюды: изобразить поросенка, веселого волка, грустную пчелу

  7. Комплекс: подъем коленей, прыжки на двух ногах, повороты, движение руками

Регулирование психических

процессов

4

Цель: Развитие словесно-логического мышления

  1. Тест «Аналогии», «Обобщение», «Исключение» (техника, посуда, мебель, животные, растения)

  2. Раздели на группы (живое, не живое)

  3. Нарисуй по точкам геометрические фигуры

  4. Оцени свою работу

Развитие наглядно-

образного

мышления,

развитие речи




5

Цель: Развитие слухового восприятия, внимания, словесно-логического мышления

  1. Вставь слово, составь словосочетание. Добавь глагол (действие)

  2. Найди пару, противоположность (большой – маленький, сухой – мокрый и т.п.)

  3. Нарисуй по точкам дом, рыба, дерево.

  4. Сделай узоры из графических фигур одинаковыми.

  5. Оцени свою работу

Развитие наглядно

– образного мышления


6

Цель: Развитие слухового восприятия, умения ориентироваться в пространстве, умение следовать инструкциям

  1. Игра «Несуществующее животное»

  2. Раскрась правильно по инструкции.

  3. Составь рассказ по картинке «Девочка, дерево, бабочка»

  4. Сосчитай сколько. Оперирование счетом, знание цифр.

  5. Правильно скопируй образец «Он ел суп»

  6. Оцени свою работу

Умение видеть признаки, анализ, синтез предметов, явлений

7

Цель: Развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа, самоконтроля

  1. Повтори скороговорку «Грустный, грустный бегемот, грустным голосом поет. Песню грустную – прегрустную. Я люблю лягушку вкусную»

  2. Определи фигуру, дорисуй.

  3. Назови одним словом (игрушки, техника, мебель, инструменты)

  4. Отгадай загадки (еж, заяц, собака)

  5. Передача при помощи мимики и жестов информации: ел сладкий торт, болит живот, холодно, ем кислые ягоды, новая игрушка.

Развитие наглядно-

образного мышления,

слухового восприятия




8

Цель: Развитие словесно-логического мышления, умения слушать и слышать

  1. Тест «Лишнее слово»

  2. Нарисуй двумя руками одновременно (клоун, еж, черепаха)

  3. Быстро ответь на вопросы: сколько дней в неделе, сколько пальцев на ноге, сколько задних и передних лап у утки, сколько гномов у Белоснежки, сколько времен года, сколько зимних месяцев.

  4. Расскажи о своей семье.

Развитие самоконтроля,

умения следовать инструкциям


9

Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости

  1. Слушай инструкцию, определи по стрелкам (лево, право, верх, них)

  2. Отгадай загадки о сказочных героях (золушка, кот в сапогах, Буратино, Том и Джерри)

  3. Отгадай по признакам (оранжевый, маленький и сладкий; шершавый, желтый и кислый)

  4. Определи, что бывает: (белое, красное, горячее, горькое, кислое, сыпучее, шершавое, круглое, мясистое, сочное)

  5. Дорисуй.

Развивать слуховое внимание


10

Цель: Развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки

  1. Игра «Горячий камень»

  2. Игра «Шифровальщик»

  3. Глагольные ассоциации

  4. Определи - куда указывают стрелки?

  5. Назови вежливые слова для общения?

Развитие концентрации внимания, мышления




ЛИТЕРАТУРА

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее