Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой
Понятие преемственности понимают как внутреннюю связь между отдельными частями единого курса математики, либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета, либо как постоянство и единство требований, предъявляемых учащимся. Обсуждение проблем преемственности всегда вызывает (особенно у учителей, работавших в 3-4-х классах) определенную настороженность, тревогу. Многие считают, что если процесс обучения в начальной школе протекает удовлетворительно, то никаких проблем быть не может, что проблема преемственности решена. При переходе из начальной школы в среднюю школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер: им приходится привыкать и к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие снижение успеваемости. Поэтому очень важно в начале учебного года помочь пятикласснику адаптироваться в новых условиях, и вести преподавание с учетом не только тех знаний, которые учащиеся получили в начальных классах, но и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы. Современное поколение детей, существенно отличающихся по своим учебным возможностям от прежних. Эти «новые» дети учатся сейчас уже в 5-м и 6-м классах, и их особенности хорошо знакомы учителям математики, работающим в данных параллелях. Их отличает меньшая устойчивость внимания, и как следствие этого – им трудно слушать и слышать учителя, соучеников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают – сказывается, видимо, перегрузка детей тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста – мозг пытается защищаться, и забывание начинает доминировать над запоминанием. В результате таких изменений дети хуже, выполняют вычисления, хуже решают задачи. Преодолевать проблемы преемственности следует по двум направлениям: ➢ учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников; ➢ учителю в 5-м классе не следует отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные знания и умения, одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне. Реалии сегодняшнего положения в школьном обучении требуют от учителя – и в начальных классах, и в среднем звене школы – повышения эффективности учебной работы на уроке, использования новых видов пособий, расширения ассортимента используемых форм и методов обучения. Вычислительные навыки, в частности навыки устных вычислений, – важнейший «камень» в фундаменте математической подготовки школьников. Любой учитель хорошо знает: как только дети начинают достаточно свободно считать, они сразу же с большей охотой работают на уроках, значительно лучше начинают решать задачи. Поэтому формирование вычислительных навыков– особенно на рубеже 4-го и 5-го классов – одна из основных задач учителя. Действующая программа начальной школы требует развития самостоятельности детей. Самостоятельность тем более необходима при решении текстовых задач. В ряду текстовых задач по математике задачи на движения занимают особое место. Ученик начальной школы должен уметь кратко записать условие задачи, проиллюстрировать его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и ее решении, проверить правильность решения. Однако на практике эти требования выполняются далеко не всеми учащимися, что приводит к серьезным проблемам в знаниях и навыках детей, создает препятствия в дальнейшем математическом образовании. Почему же учащиеся допускают так много ошибок при решении задач? Наблюдения показывают, что одна из основных причин допускаемых детьми ошибок в решении текстовых задач – неправильная организация первичного восприятия учащимися условия задачи. В процессе анализа используются лишь различные виды краткой записи условия задачи или готовые схемы, а создание модели на глазах у детей или самими детьми в процессе разбора задачи применяется крайне редко. При фронтальном анализе и решении задачи учителя нередко ограничиваются правильными ответами двух-трех учеников, а остальные записывают за ними готовые решения без глубокого их понимания. Для устранения отмеченных недостатков необходимо улучшить методику организации первичного восприятия и анализа задачи, чтобы обеспечить осознанный и доказательный выбор арифметического действия всеми учащимися. Многие учащиеся не только не хотят решать задачи на движение, но и не умеют. Как показывает практика обучения, умение решать задачи на движение у учащихся сформировано недостаточно. Например, учащимся были предложены две задачи, одинаковые по структуре, но различные по фабуле. В первой задаче речь шла о покупке тетрадей, во второй о движении тел. С первой задачей справилось значительной большинство учащихся, в то время как с задачей на движение – лишь незначительная часть. Все эти задачи должны быть решены. В качестве основы выбрала курс математики, реализованный в учебно-методических комплектах «Математика 5» и «Математика 6» УМК Н.Я. Виленкина. Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр процесса обучения ученика с его интересами и возможностями, требующая учета особенностей его личности. Такая позиция определяет общие направления перестройки школьного математического образования, главными из которых являются усиление общекультурного звучания курса и повышение его значимости для формирования личности подрастающего человека.