«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок актуализации знаний и умений, поэтому основной целью на уроке было создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи:

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Средства обучения: карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И.





Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Улыбнитесь друг другу, садитесь

  3. Руки? На месте!

  4. Ноги? На месте!

  5. Локти? У края!

  6. Спина? Прямая!

Учитель: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

  1. Самоопределение к теме урока

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная

На ладошку села –

От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

  1. Минутка чистописания

Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

 Учитель: Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)

а вы согласны, что в слове снежинка:

  1. 3 слога + (проговорите)

  2. Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)

  3. Ударение падает на 1 слог –

  4. В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА 

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей)

А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться?)

  1. Фонетическая зарядка

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, на экране чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

-Чу-чу-чу – громко в дверь я посточу.

- Щу-щу-щу – я по маме грущу.





  1. Закрепление

Учитель: посмотрите на картину. (картина «Зима»)

Какие чувства она у вас вызывает?

А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)

Как озаглавить?

Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?

- Возьмите карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать? (прочитать текст)

В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.

Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу)

Выполняем.

Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.

Что за правило мы сегодня повторяем?

Оцените друг друга на листах самооценки.

  1. Физминутка  Зрительная гимнастика со снежинкой

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

  1. Работа в парах.

Возьмите розовые карточки. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.


Ро.., ма ..на, защи..ть, зада.., ...на, уда.., ..дак.

Давайте проверять работу.

Оцените себя на листах самооценки

Что за правило мы сегодня повторяем?

  1. Работа в парах

А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?


Пришла зимняя стужа. Крышы домов побелил иней. Лужы покрылись льдом. Солнце закрыла тёмная снежная тучя. Вот падают на землю первые снежынки. Скоро земля покроется пушистым ковром. Затрещят сильные морозы. Засвищют вьюги. Закружыт метель. Всё жывое будет прятаться в тепло.

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Давайте проверим вашу работу. Готовы?

  1. Рефлексия

Возвратимся в начало урока.

- Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?

- Чему учились?

- Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке. Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!

  1. Домашнее задание (на слайде)

Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.

  1. Придумать 10 слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

  2. Составить текст, в котором есть эти сочетания.

  3. Упражнение 15, страница 11

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее