ПРАКТИКУМ
«Тренировка когнитивных
способностей»
Подготовила педагог-психолог:
Польшинская Валентина Ульяновна
Практические упражнения. |
Карцев Антон Викторович
Показания к применению: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов, неудовлетворенность в семейной ситуации, повышенная тревожность, страхи, негативная «Я-концепция», низкая самооценка, низкая степень самопринятия.
Применение данного метода в коррекционной работе позволяет достичь следующих результатов:
1. Выражение эмоций социально-приемлемыми способами.
2. Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.
3. Возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии).
4. Благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5. Повышает личностную ценность, уверенность, формирует позитивную «Я-концепцию»
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Sand Art - рисование песком на световом столе
Показания к применению:
трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки; эмоциональные трудности;
оптимизация психического развития в детском возрасте; нарушение внимания.
В настоящее время актуальна становится проблема развития и укрепления психического здоровья детей в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения. В связи с этим необходимо проведение профилактических и психокоррекционных мер в системе образования. В связи с этим необходимо создавать и использовать новые методы, психокоррекционных программ, направленных на работу с данной проблемой.
Одним из центральных мест в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями необходимо найти эффективные методики, техники и приемы коррекционной работы, чтобы максимально стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Для этого в коррекционной работе с детьми ОВЗ можно использовать арт-терапевтические методики. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Арт-терапия или, буквально, "терапия искусством". Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом.
Главная цель арттерапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать.
Чтобы занятие по арттерапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арттерапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арттерапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.
В последнее время появилось множество приемов по арт-терапии: кляксография, Композиции из цветного песка, рисование солью по-мокрому, рисование пальчиками, "рисование" крошкой из сухих листьев, ниткография, «рисование» крупой и т.д.
Привлекательность данных методов в психокоррекционной работе заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. За счет этих средств активизируются ресурсы, потенциал личности.
Данные методы терапии вызывают большой интерес среди младшего школьного возраста, что создает условия для укрепления психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор.
Использование психотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь ребенку справится со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию.
Ребенок с поведенческими проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности, агрессивности, конфликтности. Арт-терапия и сказкотерапия позволяют вывести переживания ребенка во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания. Они используют невербальные каналы взаимодействия, воздействуют непосредственно на эмоции человека.
Данные методы включают в себя все технологические приемы психокоррекционной работы.
Использование сказкотерапии и арт-терапии особенно важно для детей данной категории в силу их особенностей: незрелости эмоционально-волевой сферы, отклонений в поведении, расторможенности, гипервозбудимости, слабости мотивации и самоконтроля.
Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.
Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».
Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:
Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
Принимайте витамины для улучшения работы мозга
Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.
Как развить правое полушарие мозга?
Развитие правого полушария мозга
Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.
Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.
Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:
Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга
Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.
Как развивать мозг ребенка?
Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.
Совет: Не изобретайте ничего нового для того, чтобы развивать мозг своей крохи. Не зацикливайтесь на выполнении каких-то особенных занятий.
Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.
Важно: Разговаривайте со своим малышом, даже когда забираете почту из ящика или заваривает чай. Такие комментарии помогают заинтересовать ребенка, а значит, он начинает мыслить и развиваться.
Хорошо помогает в развитии совместное чтение книг, игры, мамины песни, танцы с крохой на руках. Даже обычный массаж и покачивание перед сном, будут развивающими для мозга ребенка.
Упражнения для головного мозга для взрослых и детей .
Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.
Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.
Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение
УПРАЖНЕНИЕ: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи
УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо
УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.
УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки
Упражнение для развития мозга
Когда мы делаем что-то, над чем не задумываемся, результат показывает не логическую, а эмоциональную сторону мозга. Наши переживания, радость, злость и все остальное могут прорываться неосознанно проецируется на бумаге.
«Прозрачный мольберт»
Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме.
Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.
Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги (если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора). Пользуйтесь только водорастворимыми красками.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта
Игры и упражнения для детей с ОВЗ по развитию пространственных представлений с использованием пособия «Прозрачного мольберт»
Предложенные в пособии игры помогут сформировывать понимание пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими.
Новизна использования пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что выполняя работу стоя или сидя в кресле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. Коррекционные игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта служат инструментом для изучения пространственного представления у детей с ОВЗ, чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Во время игр на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.
Знакомство с пособием.
Знакомство с многообразием различных техник, которые можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом» для изучения пространственного представления. Они способствуют поддержанию интереса к занятиям стимулируют познавательную активность ребенка, вызывают у него положительные эмоции, разнообразят и делают более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на дефектологических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз, что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).
Игры и упражнения направленные на развитие пространственной ориентировки.
Упражнение «Давай познакомимся»
Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
Ход: Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.
Игра «Догони ладошку»
Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.
Упражнение «Идет дождик»
Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)
Ход: Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.
Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад».
Игра «Соедини по точкам»
Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход: Ребенку предлагается провести линии через точки, нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.
Игра «Рисуем автопортрет»
Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела (головы, развитие зрительно - моторной координации.
Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица глядя в зеркало или по памяти.
Упражнение «Лабиринты», «Планы»
Задачи: Закреплять умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.
Ход: Ребенку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла) .
Упражнение «Геометрический диктант»
Задачи: Развитие ориентировки на плоскости
Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жёлтый круг – в центр мольберта, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
У ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.
Упражнения «Кто скорее обведет по контуру, трафарету»
Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход: Ребенку предлагается контур или трафарет нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.
Упражнения «Кто больше фигур заштрихует»
Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз)
Ход: Ребенок кончиками пальцев или маркером наносит на стекло штрихи, закрашиваю фигуру.
Упражнение «Кто лучше закрасит маркерами изображение».
Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.
Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Дети должны закрасить маркером изображения.