«Школьная дезадаптация как симптом семейного неблагополучия»
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок в семье не чувствует переживания «Мы», где взрослые отгорожены и безразличны к нему, он и в школу «входит» с трудом. Стремясь, во что бы то ни стало, сохранить своё «Я», ребёнок не принимает никакие нормы и правила, стремится к отчуждению или самоутверждается за счёт других.
Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Кумир семьи, гиперопека, гипоопека, авторитарный.
Видеоролик «Дети о семье»
Древняя притча «Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. Что еще тебе слепить, спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины»
Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Сегодня мы с вами проведем ряд практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Правила работы в тренинге
• Называть друг друга по имени
• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».
• Хранить секреты участников группы
• Уважать говорящего, уметь слушать
• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.
Психолог: Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
Упражнение 1. "Знакомство" (возьмите ручки)
Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к
другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.
Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами.
Упражнение «Ладошки»
Звучит спокойная музыка. Музыка № 1 Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить руки на колени, ладошками вверх. 1 человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони, а тот продолжает упражнение и т.д.
Анализ: Ведущий просит поделиться ощущениями, к кому подошли ( как изменилось ваше состояние?) и тех , к кому не подошли, а вы что чувствовали в этот момент? Чему учит нас это упражнение?
Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновения внимания к себе взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого происходит контакт 2 людей и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Аутотренинг «Погружение в детство»
Цель: отфиксировать эмоциональные зависимости или свободы по отношению ко взрослым у ребенка.
Оборудование: музыка.
Музыка 2
Инструкция: Расположитесь поудобнее, чтобы вы могли ощущать опору для своего тела. Закройте глаза. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и ровное, по рукам и ногам разливается приятная тяжесть .Вы переноситесь в детство, в тот период, когда лучше всего себя помните. Летнее утро ты едешь в автобусе , знаешь, что тебя ждет веселье, ведь ты едешь в зоопарк. Рядом с тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает тебя за плечо. Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери , и , выходя берешь большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех , и ты видишь, что держишь за руку совершенно незнакомого человека. Обернувшись ты видишь, что твой близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему и снова вы вместе за руку, идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот и зоопарк. Летнее ясное утро….
Задача: отфиксировать страх потери и ощущения, когда взрослый рядом. Ваш ребенок тоже нуждается в вашей поддержке и надежной руке. Всегда ли это удается?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Упражнение «Ребенок в лучах солнца» ( с элементами арт-терапии)
Раздаются белые листы, цветные карандаши.
В центре рисуем круг и пишем имя вашего ребенка Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках какой ваш ребенок, его черты характера. Музыка 3
А сейчас попробуем проанализировать что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке?
А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.
Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)
Прощание при свече:
Музыка 4« Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью . А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу. Вздохнем и дружно погасим свечу.
Музыка 2
Как хорошо, когда у всех детей есть папы.
И не болит ни за кого душа.
Как здорово, что папа любит маму, все остальное просто суета.
Все остальное купим – если будут деньги!
Не будут – их руками создадим!
Но очень важно, чтобы в счастье жили дети и выросли хорошими людьми.
Видеоролик «Притча счастливая семья»
Музыка 3
Памятки родителям по семейному воспитанию.