Дата ___ / ____ / ____ Класс ____8_____ Фамилия учителя __Калюга Е . В._________
УРОК № 27
Тема. Практическая работа № 2. Исследование свойств основных классов неорганических соединений
Цель урока:
- образовательные: продолжить формирование навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; проверить знание техники безопасности при работе в кабинете химии; углубить знания о химических свойствах оксидов, кислот, оснований и солей; определить уровень усвоения знаний о химических свойствах классов неорганических соединений.;
- развивающие: совершенствовать умение работать с источником информации; помочь осознать практическую значимость изучаемого материала;
- воспитательные: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности
Тип урока: практическое использование знаний, умений и навыков.
Формы работы: выполнение эксперимента, составление отчета.
Оборудование: согласно инструкции.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Повторение правил техники безопасности в кабинете химии во время проведения химического эксперимента, инструктирования перед началом практической работы
III. Выполнение практической работы по инструкции ( на столах)
1. Взаимодействие основного оксида с водой.
К порошку оксида кальция добавьте 1-2 мл воды и 2-3 капли фенолфталеина. Как изменилась окраска? Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида магния с водой.
2.Взаимодействие растворов обычных кислот с металлами.
Испытайте действие разбавленного раствора серной кислоты на цинк. Через некоторое время наблюдайте, что происходит в пробирке. Дайте объяснение наблюдаемому явлению с помощью понятия «активность металла». Обратите внимание на положение цинка относительно водорода в ряду активности металлов. Напишите уравнение реакций. К какому типу относится реакция?
3. Взаимодействие растворов кислот с основными оксидами.
Испытайте действие разбавленного раствора соляной кислоты на порошок оксида кальция. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции.
Примечание: При использовании оксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
4.Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации).
Поместите в пробирку взятый в небольшом количестве на кончике шпателя порошок гидроксида кальция, и добавьте 1-2 мл разбавленного раствора соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции.
Примечание: При использовании гидроксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
5. Получение и термическое разложение оснований.
Пользуясь растворами соли меди (II) и гидроксида натрия, получите гидроксид меди (II). Укажите цвет осадка. Осторожно нагрейте содержимое пробирки в пламени горелки. Для предупреждения выброса нагревайте верхнюю часть содержимого пробирки. Что наблюдается? Сделайте вывод о разложении гидроксида меди (II) при нагревании. Напишите уравнения реакций.
6.Взаимодействие солей с металлами.
Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и опустите кусочек цинка. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции. Отметьте положение меди и цинка в ряду стандартных электродных потенциалов. Будет ли взаимодействовать медь с раствором соли цинка? Сделайте обобщающий вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.
7. Получение солей реакцией обмена.
Налейте в пробирку несколько капель раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли раствора серной кислоты. Что является признаком протекания этой реакции? Напишите уравнение.
IV. Оформление отчета о проделанной работе в тетрадях, формулировка выводов по работе
V. Домашнее задание
Повторить химические свойства классов неорганических соединений.
Инструкция ( на столах)
1. Взаимодействие основного оксида с водой.
К порошку оксида кальция добавьте 1-2 мл воды и 2-3 капли фенолфталеина. Как изменилась окраска? Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида магния с водой.
2.Взаимодействие растворов обычных кислот с металлами.
Испытайте действие разбавленного раствора серной кислоты на цинк. Через некоторое время наблюдайте, что происходит в пробирке. Дайте объяснение наблюдаемому явлению с помощью понятия «активность металла». Обратите внимание на положение цинка относительно водорода в ряду активности металлов. Напишите уравнение реакций. К какому типу относится реакция?
3. Взаимодействие растворов кислот с основными оксидами.
Испытайте действие разбавленного раствора соляной кислоты на порошок оксида кальция. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции.
Примечание: При использовании оксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
4.Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации).
Поместите в пробирку взятый в небольшом количестве на кончике шпателя порошок гидроксида кальция, и добавьте 1-2 мл разбавленного раствора соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции.
Примечание: При использовании гидроксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
5. Получение и термическое разложение оснований.
Пользуясь растворами соли меди (II) и гидроксида натрия, получите гидроксид меди (II). Укажите цвет осадка. Осторожно нагрейте содержимое пробирки в пламени горелки. Для предупреждения выброса нагревайте верхнюю часть содержимого пробирки. Что наблюдается? Сделайте вывод о разложении гидроксида меди (II) при нагревании. Напишите уравнения реакций.
6.Взаимодействие солей с металлами.
Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и опустите кусочек цинка. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции. Отметьте положение меди и цинка в ряду стандартных электродных потенциалов. Будет ли взаимодействовать медь с раствором соли цинка? Сделайте обобщающий вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.
7. Получение солей реакцией обмена.
Налейте в пробирку несколько капель раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли раствора серной кислоты. Что является признаком протекания этой реакции? Напишите уравнение.
Инструкция ( на столах)
1. Взаимодействие основного оксида с водой.
К порошку оксида кальция добавьте 1-2 мл воды и 2-3 капли фенолфталеина. Как изменилась окраска? Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида магния с водой.
2.Взаимодействие растворов обычных кислот с металлами.
Испытайте действие разбавленного раствора серной кислоты на цинк. Через некоторое время наблюдайте, что происходит в пробирке. Дайте объяснение наблюдаемому явлению с помощью понятия «активность металла». Обратите внимание на положение цинка относительно водорода в ряду активности металлов. Напишите уравнение реакций. К какому типу относится реакция?
3. Взаимодействие растворов кислот с основными оксидами.
Испытайте действие разбавленного раствора соляной кислоты на порошок оксида кальция. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции.
Примечание: При использовании оксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
4.Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации).
Поместите в пробирку взятый в небольшом количестве на кончике шпателя порошок гидроксида кальция, и добавьте 1-2 мл разбавленного раствора соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции.
Примечание: При использовании гидроксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
5. Получение и термическое разложение оснований.
Пользуясь растворами соли меди (II) и гидроксида натрия, получите гидроксид меди (II). Укажите цвет осадка. Осторожно нагрейте содержимое пробирки в пламени горелки. Для предупреждения выброса нагревайте верхнюю часть содержимого пробирки. Что наблюдается? Сделайте вывод о разложении гидроксида меди (II) при нагревании. Напишите уравнения реакций.
6.Взаимодействие солей с металлами.
Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и опустите кусочек цинка. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции. Отметьте положение меди и цинка в ряду стандартных электродных потенциалов. Будет ли взаимодействовать медь с раствором соли цинка? Сделайте обобщающий вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.
7. Получение солей реакцией обмена.
Налейте в пробирку несколько капель раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли раствора серной кислоты. Что является признаком протекания этой реакции? Напишите уравнение.