«Познание : ознакомление с окружающим миром»
Тема: «В гостях у Филина».
(средняя группа 4-5 лет).
Цель: Сформировать представление об окружающем мире. Развивать представления детей о филине, как об одном из представителей животного мира, о его внешнем виде, особенностях его обитания и питания. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным. Способствовать освоению культуры общения с живыми существами и правильного взаимодействия с ними.
Задачи: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Живая природа»; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти и устной речи.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.
Инвентарь: иллюстрации филина, мягкая игрушка – филин, сюжетные и предметные иллюстрации с изображением птиц, пазлы.
Предварительная работа: чтение рассказа М. Пришвин «Филин», рассматривание книги «Птицы в лесу», работа с пазлами «Собери филина».
Ход НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Ребята, а вы любите гулять?
Дети: - Да
Воспитатель: -
Вы, ребята, подойдите,
На меня все посмотрите,
С вами мы пойдем гулять,
В лес зверушек навещать.
Этот лес – не просто лес,
Этот лес – страна чудес!
Отправляемся вперед,
Много нас открытий ждет!
Построить детей в одну колонну.
Воспитатель: -
Раз, два, три, четыре, пять – (ходьба по периметру площадки)
С вами в лес пойдем гулять.
Ребята, посмотрите, по завалам, по оврагам идет медведь хозяйским шагом.
А как вы думаете, где медведь живет? А что кушает мишка?
Дети:- В лесу, в берлоге, ягоды, мед.
Воспитатель:- Правильно!
На носочках по тропинке (ходьба на носочках)
Друг за другом мы идем,
На тот берег попадем.
На дереве смотрит белка из дупла. Что же она там припасла?
Дети:- Орешки.
В маленькие лужицы (ходьба с высоким подниманием коленей)
не наступим, обойдем.
Вот вылез ежик из листвы.
У него в кустах избушка,
А в избе -. .. .. . кадушка.
Дети:- Грибов.
Встали елки на пути, (ходьба змейкой)
Нам их нужно обойти.
А на пенечке сидели серенькие.. .. .. .
Дети:- Заиньки.
Воспитатель:- Ребята, вы слышите?
- У-ух, У-ух! У-ух!
Воспитатель: - Ребята, а кто это кричит в лесу? Ну-ка скорее отгадайте загадку, кто же это?
Самый крупный он из сов.
Ночью он не смотрит снов
В небе чёрном он кружит-
Прячьтесь зайцы и ежи,
Но сегодня ливень
Не летает (Филин).
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный (Филин).
Когда светло, прячусь в дупло.
Ночью летаю, мышей пугаю. (Филин)
Воспитатель: - Вы узнали? (ответы детей)
Правильно, это филин.
Воспитатель: - А кто, ребята, найдет на нашей полянке филина.
Дети находят мягкую игрушку и иллюстрации филина.
Воспитатель: - Скажите, а филин, это рыба, зверь или птица? (Ответы детей)
-Правильно это птица. Посмотрите внимательно на изображение филина. Оперение серо-коричневое с черными пестринками. Филин имеет почти овальной формы тело, круглую голову с круглыми желто-коричневыми глазами. На голове есть перья, похожие на ушки – это отличительная особенность филина от совы. Когти у него острые и длинные, клюв крепкий с острым изогнутым крючком на конце. На своих широких крыльях филины летают бесшумно.
Филин – очень красивая самая крупная сова в нашей стране, жизнь которой еще не исследована полностью, следовательно, эта птица очень загадочна для нас. Между тем их осталось очень мало.
- Скажите, филин и сова похожи? (да).
- Что у них общего? (Ответы детей – крылья, клюв, когти, глаза и т. д.).
Воспитатель: - Кто знает, где живет филин? (Ответы детей)
-Верно ребята, филин живет в лесу и живет он почти в одиночестве. Выбирает труднодоступные места. Этих птиц осталось очень мало. На сегодняшний день, филин находится под угрозой полного исчезновения. Вид занесён в Красную книгу Саратовской области. Статус охраны: 2 — редкий вид со снижающейся численностью, уязвимый по отношению к факторам антропогенного характера. Численность повсеместно низка. Абсолютная численность филинов в Правобережье не превышает, очевидно, 100 пар. Левобережная популяция значительно меньше — 25—40 пар. Поэтому он охраняется государством, охота или ловля этих птиц категорически запрещена!
У нас в Саратове эту птицу можно еще встретить на Кумысной Поляне.
Воспитатель: - Вы знаете, чем питается эта птица? (Ответы детей).
-Филин, это хищная птица, он питается разными мелкими животными Его добычей становятся мыши-полевки, другие мелкие грызуны, зайцы русаки и беляки, белки. Охотиться на птиц филин может и в полете. Он может догнать в воздухе даже самую быструю птицу, обитающую в наших краях. При недостатке корма филин нападает и на более крупных и опасных зверей. Он может напасть и на куницу, и на хорька. Правда, он не всегда с ними справляется, поэтому иногда получает тяжелые увечья. Известны случаи нападения филина на лисицу, которая погибала от его когтей. Может этот крупный хищник напасть и на более крупную добычу – кабаргу или косулю. Если он не сможет съесть все, то остатки прячет в укромное место.
Подвижная игра «Совушка-сова»
Считалкой выбирается «Сова». Остальные дети «птички». Сигнал – «день». Птички летают, зернышки клюют, водичку пьют. «Ночь» – птички замирают. Вылетает сова и ищет себе добычу. Если дети – птички пошевелятся, то сова забирает их к себе в гнездо.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, кто враги филинов в природе? (ответы детей).
-Птица филин не имеет естественных врагов. На взрослую птицу не рискует напасть ни один хищный зверь. Большую опасность для филинов составляют люди : в некоторых странах на этого пернатого хищника охотятся браконьеры. Хозяйственная деятельность приводит к гибели целых семейств сов: много филинов погибает при поедании грызунов, питающихся культурными посевами на полях, обработанных химикатами. Люди вырубают леса и филинам негде жить и кормиться.
-Ребята, а если вы увидете гнездо филина, можно ли его разорять? Брать яйца или птенцов? (Ответы детей)
-Конечно нет, иначе филин не сможет выжить и совсем исчезнет.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Воспитатель: - Чтобы сохранить сов и вернуть филина, нужно компенсировать птицам ухудшение условий их жизни. Оставлять нетронутые участки старого леса для спокойного выведения ими потомства. Создавать искусственные гнездовья – дуплянки, оберегающие птенцов от охотящихся на них ворон, размножившихся в огромном количестве благодаря человеку. Бороться с неумеренным отстрелом сов на чучела и просто ради забавы. Если мы не научимся жить рядом с ними как добрые соседи, то детям нашим останется только листать фотоальбомы с изображениями великолепных исчезнувших птиц.
Разучивание с детьми стихотворения Г. Сапгира
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин-прыг, филин-скок,
Филиненку дал флажок.
Итог занятия:
Воспитатель:
С какой птицей мы познакомились (филином)
Чем отличается филин от совы (филин крупнее совы, у филина на голове есть перьевые ушки, а у совы нет)
Это какая птица (хищная, редкая, занесена в Красную книгу)
А какую пользу приносят филины, как вы думаете? (ответы детей – поедает мышей)
Воспитатель: - Молодцы! Вы внимательно слушали и правильно отвечали на вопросы и на следующем занятии мы с вами попробуем нарисовать эту птицу, птицу – филин.