Тема урока: Кочевая цивилизация
Цель: повторить материал о появлении и развитии кочевой цивилизации.
Задачи:
Развивающие:
-способствовать развитию навыков логического мышления учащихся;
-развивать умение аргументировать свой ответ;
-развивать у учащихся навыки культуры речи;
-способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
-развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные:
-воспитание интереса к учебе, предмету;
-воспитание самостоятельности, аккуратности, вежливости, трудолюбия, работоспособности, внимания, патриотизма;
-воспитание ответственности за учёбу.
Межпредметная связь: география
Тип урока: повторение
Метод: тесты, карточки
ХОД УРОКА
1.Орг.момент: проверка готовности учащихся к уроку, приветственное слово, сообщение темы и целей урока, настрой учащихся на работу.
2. Выполнение работы
Тесты:
1. Социально-экономическая, политическая общность людей, основу хозяйства которых составляет скотоводство, источником жизнеобеспечения является скотоводческая продукция, образ жизни связан с передвижениями по устоявшейся схеме и системе – это:
А) оседлое общество
Б) кочевое общество
В) городское общество
2. Кем были заложены основы системы взглядов и знаний о кочевых народах:
А) народами, которые вели оседлый образ жизни
Б) путешественниками европейцами
В) монгольскими завоевателями
3. Он в V в. до н.э. восторженно описывал образ жизни скифских племён:
А) Пифагор
Б) Сократ
В) Геродот
4. В Древнем Китае кочевников считали:
А) варварами
Б) дикарями
В) бандитами
5. В Европе кочевников (в частности, гуннов) воспринимали именно так:
А) как проповедников религии
Б) как наказание свыше
В) как пиратских захватчиков
6. Он рассматривал кочевников как справедливых и вольных людей свободного общества:
А) Смит
Б) Кант
В) Монтескье
7. Учёные Ратцель, Тойнби высказываясь о кочевниках, говорили, что:
А) кочевники не в силах создать цивилизованное общество и государство без помощи извне
Б) у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех
В) у кочевников было только родовое государство — начальная стадия феодализма
8. Когда в советское время кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований:
А) с 1950-1970 гг.
Б) с 1900-1920 гг.
В) с 1920-1940 гг.
9. Этот историк уделял большое внимание кочевым племенам, особенно гуннам и тюркам, высоко оценив вклад кочевников Евразии в историю этого континента:
А) Л. Н. Гумилёв
Б) К. А. Акишев
В) А. П. Чулошников
10. Этот археолог утверждал, что на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалась в конце бронзового — начале железного века, т. е. в IX—VII вв. до н.э.:
А) К. А. Акишев
Б) Л. Н. Гумилёв
В) С. П. Толстов
11. Во второй половине XX в. начали выходить в свет труды казахских историков, посвящённые кочевой проблематике, его работа называется «Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок»:
А) В. Шахматов
Б) Д. Кшибеков
В) Н. Масанов
12. Объединение, сложившееся на основе однокровных родственных отношений:
А) жуз Б) Курылтай В) той
13. Коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя:
А) род Б) племя В) община
14. Составление родословной:
А) генеалогия
Б) геральдика
В) геология
15. Их положение в кочевом казахском обществе XVIII — XIX вв. было самым тяжёлым, они полностью зависели от хозяев в экономическом и моральном отношениях:
А) торе
Б) кулы
В) толенгуты
16. Чингизиды, потомки Чингисхана:
А) таты Б) толенгуты В) торе
17. Родовая знать в кочевом казахском обществе:
А) кулы Б) таты В) кожа
18. Когда было образовано Казахское ханство:
А) XIV в.
Б) XV в.
В) XVI в.
19. В кочевом казахском обществе он - хозяин всей страны, земли, глава народа:
А) султан Б) хан В) бай
20. Народное собрание с участием представителей всех трёх жузов, на котором решались вопросы общегосударственной важности:
А) Той Б) Сабантуй В) Курылтай
21. В кочевом казахском обществе они были острословами, владели искусством клоунады, иногда могли критиковать и самого хана:
А) шуты
Б) кусбеги
В) кулы
22. Политические, социальные и экономические взаимоотношения внутри кочевого общества основывались на:
А) политических связях
Б) экономических принципах
В) родственных признаках
23. Откуда берёт своё начало Великий Шёлковый путь:
А) с долины реки Или
Б) с подножия Тарбагатайских гор
В) с бассейна реки Хуанхэ
24. В VIII—X вв. на территории Казахстана стала широко распространяться эта религия, впоследствии став основной религией народа:
А) ислам
Б) буддизм
В) христианство
Верно, или неверно?
1. Социально-экономическая, политическая общность людей, основу хозяйства которых составляет скотоводство, источником жизнеобеспечения является скотоводческая продукция, образ жизни связан с передвижениями по устоявшейся схеме и системе – это оседлое общество.
2. Основы системы взглядов и знаний о кочевых народах были заложены народами, которые вели оседлый образ жизни.
3. Геродот в V в. до н.э. восторженно описывал образ жизни скифских племён.
4. В Древнем Китае кочевников считали освободителями.
5. В Европе кочевников (в частности, гуннов) воспринимали как наказание свыше.
6. Монтескье рассматривал кочевников как справедливых и вольных людей свободного общества.
7. Учёные Ратцель, Тойнби высказываясь о кочевниках, говорили, что они не в силах создать цивилизованное общество и государство без помощи извне.
8. В советское время кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований начиная с 1920-1940 гг.
9. Л.Н. Гумилёв уделял большое внимание кочевым племенам, особенно гуннам и тюркам, высоко оценив вклад кочевников Евразии в историю этого континента.
10. Археолог К.А. Акишев утверждал, что на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалась в конце бронзового — начале железного века, т. е. в IX—VII вв. до н.э.
11. Во второй половине XX в. начали выходить в свет труды казахских историков, посвящённые кочевой проблематике, работу «Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок» написал Д. Кшибеков.
12. Жуз – это объединение, сложившееся на основе однокровных родственных отношений.
13. Коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя – это род.
14. Составление родословной – это геральдика.
15. Положение кулов в кочевом казахском обществе XVIII — XIX вв. было самым тяжёлым, они полностью зависели от хозяев в экономическом и моральном отношениях.
16. Торе - Чингизиды, потомки Чингисхана.
17. Родовая знать в кочевом казахском обществе – кожа.
18. Казахское ханство было образовано в XIV в.
19. В кочевом казахском обществе хан - хозяин всей страны, земли, глава народа.
20. Народное собрание с участием представителей всех трёх жузов, на котором решались вопросы общегосударственной важности – Курылтай.
21. Шуты в кочевом казахском обществе были острословами, владели искусством клоунады, иногда могли критиковать и самого хана.
22. Политические, социальные и экономические взаимоотношения внутри кочевого общества основывались на родственных признаках.
23. Великий Шёлковый путь берёт своё начало с бассейна реки Хуанхэ.
24. В VIII—X вв. на территории Казахстана стал широко распространяться буддизм, впоследствии став основной религией народа.