Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное».
6 класс
Цели урока: 1) повторить и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»
2) • углубить и расширить знания учащихся об имени прилагательном как части речи ;
• формировать умения находить прилагательные и определять их грамматические признаки, применять теоретические знания на практике.
• воспитывать чувство ответственности за свою работу, прививать интерес к предмету.
3) развить интерес к русскому языку и к одноклассникам, объединить детей, найти «точки соприкосновения» между ними.
Ход урока:
Приветствие.
-Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже необычно. Посмотрим, как приветствуют друг друга люди в разных странах.
Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.
Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.
В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.
Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона. Самый низкий и уважительный — сакэйрэй, средний — под углом 30 градусов, легкий — всего на 15 градусов. При этом они говорят «День настал».
Корейцы и китайцы тоже традиционно кланяются, однако все больше китайцев предпочитает здороваться по-современному: подняв над головой сцепленные руки. Но если несколько китайцев познакомятся с новым человеком, они могут ему и зааплодировать — отвечать на это нужно тем же. Традиционная фраза приветствия в Китае переводится: «Ел ли ты сегодня?»
В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди. Это означает: «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя».
В Замбези хлопают в ладоши, приседая.
Эскимосы несильно ударяют друг друга кулаком по голове и по спине. Делают это только мужчины.
Выберете одно из приветствий и поздоровайтесь с соседом по парте и с нашими гостями.
Кто выбрал одно и то же приветствие, у того есть точки соприкосновения.
Как вы понимаете это выражение? Что такое «точки соприкосновения»? Это что-то общее, взаимосвязывающее.
Постановка целей и задач.
Цель нашего урока- не только повторить и обобщить знания по теме «Имя прилагательное», но и найти точки соприкосновения у каждого из вас и посмотреть, что у вас их больше, чем учащиеся одного класса.
Давайте повторим, что такое имя прилагательное? Заполним таблицы и выполним задания.
Физкультминутка
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки и потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.
Повторим разряды прилагательных и продолжим заполнять таблицы.
На листочках написаны качества человека, выделите в каждой колонке по 3 качества. В первой- качества, которые вам свойственны, во второй- качества, которые хочется развить.
Взаимопроверка.
Рефлексия. Закрасить в табличках настроение и знания.
Д.З. на листочках, не подписываясь, написать 3 факта с использованием прилагательных. Пример учителя:
А) Я люблю шоколадные конфеты.
Б) У меня дома живут черно-белая, дымчатая и полосатая кошки.
В) У меня каштановые волосы средней длины.
Благодаря этим фактам мы узнаем больше друг о друге, и у нас появится больше точек соприкосновения. Спасибо за урок!
ФИ _________________________________________
Задание 1. Заполните пропуски в таблице и распределите слова, данные ниже, по таблице.
Качественные | Относительные | Притяжательные |
1.Имеет степени сравнения | 1. | 1. Отвечает на вопросы чей? чья? чьё?чьи? |
2. Имеет краткую форму | 2. | 2. |
3. | 3. Не может обозначать признак в … или… | 3. |
4. | 4. |
|
5. | 5. |
|
6. |
|
|
Примеры
| Примеры
| Примеры
|
Волчий, деревенский, синий, каменный, чёрный, лисья, мамина, пластмассовый, книжный, сильный.
Задание 2. Выписать имена прилагательные и обозначить их разряд.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните пропуски в таблице.
Сравнительная степень |
| |||
Простая форма |
|
| Составная форма | |
1. | 1.более, менее + полная форма прилагательного | 1. | 1. | |
2. | 2. | 2. изменяется |
| |
3.Синтаксическая роль-сказуемое | 3. | 3. | 3. Синтаксическая роль-роль-определение |
Задание 4. Составьте прилагательные во всех степенях сравнений .
Прилагате- льное | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
| простая | составная | простая | составная |
Тяжёлый |
|
|
|
|
Древний |
|
|
|
|
Низкий |
|
|
|
|
Строгий |
|
|
|
|
Добрый |
|
|
|
|
Быстрый |
|
|
|
|
Задание 5. Составьте краткую форму от данных прилагательных
Холодный-_________________ Могучий-___________________
Весёлый-__________________ Прекрасный-_________________
Красивый-_________________ Смелый-_____________________
Колючий-__________________ Ласковый-___________________
Задание 6. Заполните пропуски в таблице и распределите слова, данные ниже, по таблице.
Не с прилагательными
слитно | раздельно |
1. | 1. |
2. | 2. |
примеры | примеры |
(Не) взрачный; (не) добрый; нисколько (не) радостный; (не) плохой, а хороший; (не) ряшливый; (не) вежлив, а груб; вовсе (не) грубый; (не) высокая.
Задание 7. К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого. В прилагательных выделите суффиксы.
Декабрь…ий * язык
Француз…ий * масса
Вяз…ая * вечерок
Кавказ…ий * обычай
Молодец…ая * мастерство
Скольз…ий * наряд
Актёр…ое * удаль
Эскимос…ий * лёд
Задание 8. Выпишите только те слова, от которых образуются прилагательные с суффиксом –к-
Январь, флот, пассажир, горняк, деревня, рыбак, калмык, белорус, узбек, немец.
______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Вставьте –Н- или –НН- и обозначьте суффиксы.
Со….ые деревья Безветре…ый день
Лу…ый свет Божестве…ая красота
Таинстве…ый лес Багря…ый закат
Дли…ые тени Тума…ая синь
Ветре…ая погода Серебря…ый дождь
Задание 10. Распределите слова по столбикам: образц…вый, груш…вый, оранж…вый, камыш…вый, парч…вый, плюш…вый.
О Е
__________________ _____________________
__________________ _____________________
__________________ _____________________
Задание 11. Выполните синтаксический разбор предложения.
Воздух по-прежнему был резок и морозен, и миллионы мельчайших игл и крестиков тускло поблёскивали и кружились в холодном воздухе._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.Запишите слова, раскрывая скобки, объясните правописание сложных прилагательных.
Словарный диктант.
Бледно(лиловый) кустарник, синие(пресиние) глаза, изжелта(серое) лицо, вагоно(ремонтный) завод, русско(английский) словарь, трудно(доступная) местность, трудо(любивый) человек, крупно(панельный) дом, литературно(музыкальная) композиция, длинно(ногие) журавли, широко(плечий) юноша, юго(западный) ветер.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________