Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ
МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Класс: 3 «Б», Тема: «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками»
Студент: Гусейнова А.А. _______
Учитель: Елисеева Н.Р._______
Методист: Рябова Н. Ю.
Оценка за урок: ______________
Методист:
Рябова Н.Ю.
Астрахань, 2023
Тема:Порядок выполнения действий в выражениях со скобками
Содержательная цель: узнают о том, что для вычитания и деления нет сочетательного свойства
Деятельностная цель: убедятся в том, что это свойство не выполняется для вычитания и деления, научатся определять в каких выражениях можно отбросить скобки
Задачи:
- формировать понятие о порядке выполнения действий в выражениях со скобками
- развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к математике.
Планируемый результат:
- Предметные УУД: формировать умение выполнять выражения со скобками, соблюдать порядок в выражениях.
- Личностные УУД: сформировать интерес к учебному материалу; сформировать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
- Регулятивные УУД: сформировать умение принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
- Познавательные УУД: сформировать умение ориентироваться в информационном материале учебника, использовать рисуночные, математические записи.
- Коммуникативные УУД: воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей; использовать простые речевыесредства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.
Тип урока:закрепление изученного материала.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Математика» 3класс В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева, компьютер, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | - Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобятся терпенье и старание.-
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алинат Абдулгамидовна, и урок математики сегодня проведу у вас я. - Что бы наш урок прошел на «отлично», какими мы должны быть?
- Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У кого нет тетради? Ручки? | Эмоционально настраиваются на урок.
- Внимательными, дисциплинированными, любознательными. Проверяют свою готовность к уроку.
| Личностные: положительное отношение к изучению предмета математики. |
Минутка чистописания
Устный счёт | - Ребята, давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. - Какое сегодня число?
- А кто напомнит, сколько клеток отступаем от прошлой работы? - Те, кто написал число, сядьте красиво, чтобы я видела вашу готовность. - Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами ряд чисел: 634, 644, 654, 664, 674, … - Какая закономерность в этом ряду? (по какому принципу расположены числа в этом ряду?) - Верно, какое число должно быть в этом ряду после 674? - Правильно. Какое это число? - Назовите соседей этого числа. - Сколько в этом числе сотен, десятков и единиц? - Назовите разрядные слагаемые. - Какие цифры используем для написания этого числа? - Посмотрите, как правильно пишется число 684. (учитель демонстрирует на доске и на слайде)
-Сейчас по работаем устно. Поиграем в игру «Найди правильный ответ» -У каждого из вас лежит карточка с числами. Сейчас я буду читать задания, а вы должны на этой карточке найти правильный ответ и нарисовать точку. Слушаем внимательно. 1) Я задумала число, из него вычла 80, получила 18. Какое число я задумала? (98) 2) Я задумала число, к нему прибавила 12, получила 70. Какое число я задумала? (58) 3) Первое слагаемое 90, второе слагаемое 12. Найдите сумму. (102) -Теперь соедините свои точки, что у вас получилось? Какая геометрическая фигура? -Верно, кто все правильно решил, у того получится треугольник. -Продолжаем работать по карточке. Отмечаем теперь снова точки возле правильных ответов. 4) Найдите разность чисел 100 и 22. (78) 5)Уменьшаемое 99, вычитаемое 19. Найдите разность. (80). 6)Возьмите число 25 4 раза. (100) -Соедините эти точки, у вас опять должен получиться треугольник, но поменьше, внутри этого треугольника. -Сколько треугольников получилось? -Молодцы. Справились с заданием. |
- 7 декабря
- Отступаем 4 клетки, на 5-ой пишем. Записывают число, классная работа
- Последующее число больше на один десяток - 684 - Трехзначное, четное - 683 и 685 - 6 сотен, 8 десятков, 4единицы
- 600 и 80 и 4 - Цифры 6, 8 и 4
Прописывают число
-98
-58
-102
-треугольник
-78
-80
-100
-5 треугольников | Коммуникативные: - умение понимать задаваемые вопросы; - умение выражать свою точку зрения.
|
Определение темы и постановка цели | -Ребята, в жизни мы постоянно выполняем какие-либо действия: гуляем, учимся, читаем, пишем, считаем, улыбаемся, ссоримся и миримся. Эти действия мы выполняем в разном порядке. Иногда их можно поменять местами, а иногда нет. Например, собираясь утром в школу, можно сначала сделать зарядку, затем заправить постель, а можно наоборот. Но нельзя сначала уйти в школу, а потом надеть одежду. - А в математике обязательно ли выполнять арифметические действия в определенном порядке? Сейчас мы это проверим. -На доске вы видите два примера 2+5*3=17 2+5*3=21 -Что вы можете о них сказать?
- Как вы думаете, почему так случилось?
-Давайте вспомним, в каком порядке мы выполняем действия в примерах содержащих сложение и умножение, то есть сильные действия и слабые?
- Какое действие в этом примере нужно было выполнять первым? Вторым?
-Давайте разбираться. Посмотрим на первый пример. В каком порядке его решали? - Ответ оказался верным? Мы не нарушили правило? -Хорошо. А в каком порядке решали второй пример?
-А в этом примере правильно выбрали порядок действий?
-Все верно. Во втором примере нарушили правило. Как же мы можем сделать так, чтобы первым действием в этом примере выполнялось сложение? -Верно. Для этого нам понадобятся скобки. Мы можем взять сумму чисел 2 и 5 в скобки, и теперь ответ во втором примере, где получилось 21, будет верным. -Запомните, ребята! Если в выражении стоят скобки, значит, в первую очередь выполняем действие в скобках, не важно, какой знак стоит. -Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? -Прочитайте на слайде тему урока.
Ребята, а мы с вами разве не знали, что в выражениях со скобками всегда сначала выполняются действия в скобках? -Хорошо. Поставьте цель урока. |
-Примеры одинаковые, а результаты разные. Возможно, в каком то примере неверно был выбран порядок действия
В выражениях без скобок принято выполнять действия по порядку слева направо сначала умножение и делении, а затем сложение и вычитание - Сначала умножение, потом сложение
-Сначала умножили 5 на 3, получили 15, затем прибавили 2. -Ответ верный, правило не нарушили -Сначала сложили 2 и 5,получили 7,затем результат умножили на 3.
-Нет. Первый пример решили правильно, так как первым действием выполняется умножение и деление, а затем сложение и вычитание, а во втором примере правило нарушили.
Чтобы действие сложения стало первым его нужно взять в скобки
О выражениях со скобками. -Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.
Нет, мы знали об этом -Узнать что-то новое о выражениях со скобками | Познавательные: анализ информации. Коммуникативные: - умение выражать свою точку зрения; - умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию. |
Работа по теме
Физминутка (на 20 минуте) | -Хорошо, ребята продолжаем нашу работу открываем учебник на странице 115, прочитайтеномер 1 Прочитайте первое выражение
Прочитайте второе выражение
-Чем выражения похожи?
Чем они отличаются?
Чем они отличаются еще?
-Верно, Заяц при попытке переставить скобки, получил разные ответы. Давайте разберемся почему так. -Правильно ли Заяц расставил порядок в первом выражении? Каким правилом он пользовался? -Верно ли он расставил порядок действий во втором выражении? Верно, значит Заяц правил не нарушил, а ответы получил разные. Верно ли равенство (12-6)-2=12-(6-2)?
-Как вы думаете, можем ли мы переставлять скобки, если в выражении записана разность так как мы это для удобства делали при сложении?
-Хорошо, прочитайте №2.Что нужно сделать?
-Ребята, давайте вычислим значение каждого выражения в отдельности и ответим на вопрос Расставьте порядок действий
-Хорошо, решаем второе выражение
-Верно ли равенство?
-Хорошо, а ответьте на вопрос обладает ли вычитание сочетательным свойством? -Какой вывод мы можем сделать?
-Хорошо. -Смотримна задание №3 -Волк решил переставить скобки в выраженияхи получил разные ответы -Давайте проверим, правильно ли Волк выполнял действия. -Прочитайте первое выражение
Прочитайте второе
Правильно ли расставил порядок действий Волк?
-Верно ли равенство?
-А теперь смотрим на номер 4 -Давайте прочтем равенство -Чтобы проверить, верно ли данное равенство предлагаю вычислить значение выражений слева и справа и сравнить -Давайте найдем значение первого выражения В каком порядке будем выполнять действия?
-Хорошо, находим значение второго выражения
-Хорошо, молодцы, решив данные выражения, можем ли мы сказать, что равенство верное?
-Хорошо ребята, а теперь скажите обладает ли деление сочетательным свойством -Какой вывод мы можем сделать?
-Ребята, если мы говорим, что вычитание и деление не обладает сочетательным, то обладает ли вычитание и деление переместительным свойством, как вы думаете? -Тогда какой мы с вами вывод можем сделать?
Давайте прочитаем правило на странице 116
Наше предположение было верным?
-Хорошо ребята, мы с вами отлично поработали, теперь самое время отдохнуть .Встаем из-за своих парт Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
|
Чем похожи и чем различаются выражения?Равны ли их значения? Из разности чисел 12 и 6 вычесть 2 Из 12 вычесть разность шести и двух
В этих выражениях одинаковые числа, выполняется только вычитание Они отличаются тем, что скобки стоят в разных местах -Они отличаются значением
Да, он сначала выполнил действие в скобках
Да, верно. Он тоже начал вычисления с действий в скобках
Нет
Нет, если в выражении выполняется вычитание, то переставлять скобки нельзя. Ответ при этом изменится
Ответить на вопрос Верно ли или неверно равенство?
Один ученик у доски Сначала вычисляем в скобках (20-12)-6=2 20-12=8 8-6=2 Выходит второй ученик 20-(12-6)=14 12-6=6 20-6=14
Нет неверное
Предполагаемые ответы детей: думаю, что нет Вычитание не обладает сочетательным свойствам. Это значит, что в выражениях вида 20- (12-6) нельзя произвольно переставлять скобки Частное 12-ти и 6-ти разделить на 2 12 разделить на частное чисел 6-ти и 2-х Да, правильно. Он начал выполнять действия со скобок (12:6):2=12:(6:2) Нет равенство неверно, так как в первом выражении получается 1, а во втором выражении получается 4, соответственно получается, что второе выражение больше первого (16:4):2=16:(4:2) Ученик работает у доски (16:4):2=2 16:4=4 4:2=2 16:(4:2)=8 4:2=2 16:2=8 Нет, так как в первом выражение получается меньше, чем во втором Нет, деление не обладает сочетательным свойством Деление не обладает сочетательным свойствам. Это значит, что в выражениях вида (16:4):2 нельзя произвольно переставлять скобки Нет, не обладает
Вычитание и деление не обладают ни переместительным,ни сочетательным свойством. Поэтому в таких выражениях как мы решали, нельзя произвольно переставлять скобки
Да
Встают, повторяют движения за учителем | Регулятивные: - умение осуществлять пошаговый контроль своих действий с ориентацией на действия учителя. Познавательные: - анализ и выделение существенной информации. Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Регулятивные: - умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
|
Работа по теме
Самостоятельная работа | -Продолжаем нашу работу, ребята -Читаем задание №6.Что нужно сделать в этом задании?
-«Отбросить скобки», что это значит? Какое свойство в этом случае применяется? -Для каких арифметических действий выполняется сочетательное свойство? А для каких не выполняется?
-Какое выражение выпишем? -Почему?
-Хорошо записываем это выражение в тетрадь -Какое выражение еще выпишем? -Почему?
Молодцы, записываем
-Хорошо ребята, читаем задание №8( читает ученик один, потом учитель)
-Что нужно сделать?
-Читаем первый пример. Записываем -Что выполняем первым
-Что делаем потом? -Сколько получается? -Хорошо, молодцы записываем все к себе тетрадь
-Читаем второй пример -Что выполняем первым?
-Что делаем потом? -Хорошо записываем в тетрадь -Читаем третий пример -Что делаем первым?
-Что делаем следующим? -Хорошо, читаем последний пример -Что сделаем первым? -Что делают следующим? -Хорошо, молодцы ребята -Читаем №9. Что нужно сделать?
-Прочитайте первую задачу После прочтения читаю еще раз -Оком и о чем идет речь в задаче? -Сколько грибов нашли мальчики? -Сколько грибов нашел Петя? -А сколько нашел Миша? -Известно, сколько грибов нашел Олег? -Что нужно узнать в задаче?
-Давайте запишем краткую запись . Какие слова возьмем для краткой записи?
-Если мы знаем, сколько грибов собрал Петя и сколько грибов собрал Миша, что мы можем узнать?
-А если мы знаем сколько всего собрали вместе грибов и узнаем,сколько собрали вместе Петя и Миша, что мы можем узнать, имея эти данные? -Давайте составим выражение -Какие числа мы возьмем в скобки -Хорошо, правильно решаем -И что делаем дальше? -Что мы узнали? -Записываем ответ
-Хорошо, молодцы ребята читаем вторую задачу Потом перечитываю задачу -О чем говорится в задаче? -Сколько было лукошек? -Сколько кг было в каждом лукошке? -Сколько взяли для варенья? -Что нужно узнать в задаче?
-Давайте составим краткую запись .Какие слова возьмем для краткой записи?
-Составим выражение -Что мы узнали?
-Записываем ответ
-Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу -Открываем свои рабочие тетради на стр 56 №197 -Внимательно прочитайте задачуи решить ее двумя способами Проверка на слайде 1 способ . 18 – (18:3+5)= 7 2 способ . 18- 18:3-5=7 -Хорошо ребята сверяем с доской -Объясните, по какому принципу вы составляли первое выражение
-Хорошо молодец, теперь объясните решение вторым способом
-Молодцы и еще одно задание самостоятельно На стр 57 № 200 Ваша задача решить устно и сравнить выражения Проверка на слайде 12:4+212:(4+2) 52 6*(5-4) 6 8-0*9 8 36*1-136*(1-1) 350 -Ребята наш урок подошел к концу, подведем с вами итоги |
Нужно записать выражения, в которых можно отбросить скобки
Это сочетательное свойство
Для сложения и умножения Не выполняется для вычитания и деления (3+5)+8=3+5+8=16 Потому что мы знаем, если выражение содержит только сложение, то действие можно выполнять в любом порядке и скобки можно отбросить
(4*2)*3=4*2*3=24 Так как мы знаем, что если выражение содержит только умножение, то вычисления можно выполнять в любом порядке.
Нужно определить, в каком порядке выполнять действие и найти значение выражений
Ученик у доски 18+36:9 18+36:9=22 Первым выполняем деление 36:9=4 Потом прибавляем к 18+4 Получается 22
(18+36):9 (18+36):9=6 Первым выполняем действие в скобках 18+36=54 54:9=6
250-(36+48) Первым выполняем действие в скобках 36+48=84 250 – 84=166 9*2:6 9*2=18 18:6= 3
Составить выражения и решить задачи
О трех мальчишках, о грибах 250 грибов 86 грибов 75 грибов Нет, не известно Сколько грибов нашел Олег
Петя, Миша, Олег
Петя−86грибов Миша−75грибов250 гр. Олег−?грибов
Мы можем узнать, сколько Петя и Миша собрали вместе
Сколько грибов собрал Олег
250-(86+75)=89 (г.) 86+75=161 250-161=89 Сколько грибов собрал Олег Ответ: 89 грибов собрал Олег
О лукошках земляники 5 лукошек 2 кг 4кг Сколько кг земляники осталось
Было- ?кг, 5 разпо 2 кг 2*5-4=10-4=6 (кг) Сколько кг земляники осталось Ответ: 6 кг земляники осталось Решают самостоятельно В данном выражении действие в скобках означает, сколько всего конфет Маша съела и отдала подруге. При помощи вычитания мы узнаем, сколько конфет осталось. В данном выражении из общего числа конфет вычитаем то количество конфет, которое съела Маша, находится делением, и вычитаем количество конфет, которое Маша отдала подруге.
Проверяют по образцу
| Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - умение следовать пунктам алгоритма; - умение отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: - анализ и выделение существенной информации. Предметные: - умение различать структуру текстовой задачи. Коммуникативные: - умение понимать задаваемые вопросы; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - умение выражать свою точку зрения; - умение работать самостоятельно.
|
Подведение итогов. Рефлексия | - Ребята, какую тему мы сегодня с вами изучали?
- Какую цель ставили?
-Что узнали нового?
- Правильно. Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что вы усвоили тему и правильно выполняли задания, то поднимите зеленый карандаш. Если вы считаете, что тема была не до конца усвоена вами или у вас что-то не получилось, то желтый. А если вы считаете, что вы совсем не усвоили тему, и у вас ничего не получилось, то красный. (почему подняли желтый, красный) - Спасибо за урок, ребята, мне было приятно с вами работать! - Урок окончен, можете быть свободны. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. -Хотели узнать, что то новое о действиях в выражениях со скобками
Что в выражениях где есть вычитание и деление нельзя применять сочетательное и переместительное свойство
Оценивают свою деятельность | Регулятивные: - умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Личностные: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |