МКОУ «Хурикская
средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Разработка урока по математике
во 2 классе на тему:
«Числовые выражения»
Подготовила: Алиева Марият Курбаналиевна
Хурик, 2019 год
Тема урока: «Числовые выражения»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с новым понятием «числовые выражения».
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новым понятием «числовые выражения»; сформировать умение находить значение выражения; учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений; совершенствовать вычислительные навыки, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками;
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развивать память, внимание, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые УУД:
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи;
Метапредметные УУД:
формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами;
формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение выполнять учебное задание в соответствии с
целью; умение выполнять учебные действия в соответствии с правилом.
формирование познавательных универсальных учебных действий: умение определять отличие выражений со скобками и без них и обосновывать своё мнение; использовать новую терминологию при чтении и записи числового выражения со скобками и без них; определять порядок вычисления числового выражения со скобками и обосновывать своё мнение; использовать числовое выражение при записи решения задачи; использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
Предметные УУД: пользоваться изученной математической терминологией; учить находить значение числового выражения; закреплять умение нахождения значения равенств и не равенств; совершенствование вычислительные навыки; уметь читать арифметические выражения со скобками; выполнять порядок действий в числовых выражениях со скобками; записывать и вычислять различные числовые выражения со скобками и без них; решать составные задачи в два действия и записывать решение с помощью числового выражения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебник, рабочие тетради.
Этапы урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Открытые новой темы. Целеполагание
-
Физкультминутка
-
Открытие новых умений, знаний
-
Итог урока
-
Рефлексия
-
Выставление оценок
-
Домашнее задание
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. Не забывает про красивую и правильную осанку.
-
Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
-
Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
-
Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.
-
Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.
-
Молодцы!
Слайд
Посмотрите – ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички «пятерок» ждут.
-
Актуализация знаний
Устный счет
А сейчас ребятки, математическая зарядка
А) занимательные рамки на полях с. 40 (учебник, часть 1).
Решение:
11 7 + 1+ 3 7 + 4 + 0 4 + 5 +2 5 + 1 + 5 | 14 5 + 2 + 7 2 + 3 + 9 3 + 5 + 6 |
Слайд
Б) Сколько ушей у трёх котов? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей!(11)
Слайд
В) У меня зашифровано слово, правильно решив все выражения, и поставив числа в порядке уменьшения, вы сможете отгадать его.
-
Первое слагаемое 90, второе слагаемое 4, чему равна сумма?
-
Уменьшаемое 89 вычитаемое 80, найти разность.
-
Чему равна сумма чисел 89 и 1?
-
Уменьшить 89 на 9?
-
Найти сумму чисел 50 и 8?
-
Найти сумму чисел 80и 1?
-
60 увеличить на 2?
-
Уменьшаемое 12 вычитаемое 1, найти разность.
-
Чему равна сумма чисел 4 и 4?
Ж | И | Р | В | Н | А | Е | Ы | Е |
62 | 9 | 81 | 94 | 11 | 80 | 58 | 90 | 8 |
– А теперь проверим, какое слово получилось? (Выражение)
Слайд
То, что мы называли примерами,
Сегодня назовем выражением,
А ответ у него найдем-
Назовем значением.
-
Какие новые слова вы услышали? (Выражение, значение)
На доске появляется запись: Числовое выражение. Значение выражения.
-
Что такое числовое выражение? (пример)
-
Что такое значение выражения? (ответ)
-
Открытие новой темы. Целеполагание.
Работа с учебником
Откройте учебник на странице 40,прочитайте задание № 1
Прочитайте записи:
9+7=16
23-3=20
30+6+1=37
15-7+3=11
18-(4+6)=8
25-(15-10)=20
Это числовые выражения, или, короче, выражения. Если в выражении выполнить указанные действия, то найдем значение выражения. Найдите значения этих выражений.
-
Выполним следующее задание на странице 40 №2
-
Прочитайте задание про себя.
Запиши значение выражения и найди их значения.
1) Из числа 16 вычесть разность чисел 9 и 7.
2) К числу 10 прибавить разность чисел 7 и 5.
-
Итак, что нужно сделать? (Нужно решить эти примеры)
-
Как по-другому можно назвать эти записи?
-
Оказывается, эти записи можно назвать ещё одним способом: числовые выражения. Кто догадался, почему? (т.к. в их записи использовались разные числа)
-
Что можно назвать числовым выражением? (Числовым выражением называют математическую запись, в которой используются числа и знаки)
-
Прочитайте все числовые выражения.
-
Если в числовом выражении выполнить все действия, то получится значение выражения.
-
Прочитайте все значения числовых выражений.
-
Молодцы, теперь прочитайте задание № 3
Используя числа 10, 9, 1, знаки «+», «-» и скобки, составь различные выражения и найди их значения.
Что нужно сделать?
Один пример выполним на доске, а остальные самостоятельно
Решение:
10 – (9 – 1) = 2
10 – (9 + 1) = 0
10 + (9 – 1) = 18
10 + (9 + 1) = 20
(10 + 9) – 1 = 18
(10 + 1) – 9 = 2
(10 – 9) – 1 = 0
(10 – 1) – 9 = 0
(10 – 9) + 1= 2
(10 – 1) + 9 = 18
Слайд
Игра «Верно - неверно»
(Дети выполняют задания учителя в тетрадях. Если утверждение верное – знак «+», неверное – знак «-»).
1. Сложение и вычитание в столбик всегда начинают с единиц.
2. В числе 54 – пять десятков и четыре единицы.
3. Числа при сложении называются: первое слагаемое, второе слагаемое, разность.
4. У квадрата все стороны равны.
5. Сумма чисел 30 и 30 равна 50.
6. Самое большое двузначное число - 99.
7. У любого треугольника – три стороны, три угла и две вершины.
8. Математика – царица всех наук.
(На доске появляется ключ к ответам: + + - + - + - + )
Взаимопроверка заданий. Оценка друг друга.
-
Физкультминутка
Слайд
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову.
Наклоны туловища вправо и влево.)
Видишь, бабочка летает,
(Взмахи руками.)
На лугу цветы считает:
(Считать пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Взмахи руками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считать пальчиком.)
-
Открытие новых умений, знаний.
-
Решение задачи (страница 40, №4)
Откройте ваши учебники на странице 40, выполним задание №4. (Сначала дети читают задание про себя, а потом прочитать его вслух)
Задача: В мастерской было на ремонте 6 машин .Через день поставили на ремонт еще 3 машины, а 2 машины вернули после ремонта. Сколько машин стало в мастерской?
Составим краткую запись (по ходу ответов на вопросы рисовать схему)
Было-6 маш.
Поставили-3 маш.
Вернули-2 маш.
Стало-?
О чем говорится в задаче? (о машинах, которые были в мастерской на ремонте)
Что нам известно? (что на ремонте было всего 6 машин, потом поставили еще 3 и 2 машины вернули с ремонта)
Что нам нужно найти? (Сколько машин осталось в мастерской)
Эта задача простая или составная? (Составная)
Что мы найдем первым? (сколько было машин, после того, как поставили еще 3 на ремонт)
Каким действием? (сложением)
-
6+3=9 (маш.) - стояло на второй день
Что найдем вторым действием? (сколько машин осталось в мастерской)
Каким действием? (вычитанием)
2) 9-2=7 (маш.)
Какой будет ответ? (Ответ:7 машин стало в мастерской)
Записываем ответ, внимательно рассмотрите выражения, записанные ниже, и выберите то выражение, которое соответствует задаче.
-
Выбери выражение, которое составлено по этой задаче, и реши задачу
6-3+2 6+3+2 6+3-2 6-3-2
Какое из записанных ниже выражений соответствует задаче? (6 + 3 – 2)
Объясните, почему так считаете? (Сначала в мастерской было 6 машин, затем поставили ещё 3, значит, машин в мастерской стало больше, это можно записать выражением 6 + 3. Потом две машины забрали из ремонта, значит, машин в мастерской стало меньше, следовательно, можно дописать предыдущее выражение 6 + 3 – 2.)
-
Изменяй условие задачи так, чтобы для решения подходили другие из записанных выражений. Реши новые задачи.
Далее дети составляют задачи по оставшимся выражениям.
Например:
6 – 3 + 2
-
В гараже стояло 6 машин. 3 машины выехали из гаража, а 2 вернулись. Сколько машин стало в гараже?
6 + 3 + 2
-
На стоянке стояло 6 машин. Приехало 3 машины, а затем ещё 2. Сколько машин стало на стоянке?
6 – 3 – 2
-
Во дворе было 6 машин. Сначала уехало 3 машины, а потом ещё 2. Сколько машин осталось во дворе?
Задание. Откройте ваши учебники на странице 40. Самостоятельно выполните задание №5.
Проверим, как вы выполнили задание.
Сравните:
12 мм 1 см;
1ч 56 мин;
90 см 9 дм;
1ч 100 мин.
-
Итог урока
Слайд
-
С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
-
Что называют «выражением»?
-
Что значит найти «значение выражения»?
Слайд
-
Рефлексия
-
Интересно было на уроке?
-
Что больше всего понравилось?
-
Посчитайте свои монетки успеха. Оцените свою работу на уроке.
-
Выставление оценок
-
Домашнее задание
Учебник стр. 40, № 3 стр. 41.
Слайд
Большое спасибо вам за хорошую работу. Если вам понравился урок, и вы почувствовали себя комфортно на уроке, покажите солнышко. Если вам что-то непонятно или вы скучали на уроке, покажите тучку.
Молодцы ребята!
Спасибо за внимание,
Ведь главное - старание,
А навык и умение с годами к вам придут!
Всем спасибо за урок!