План – конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности
на тему:
«Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.»
Преподаватель - организатор ОБЖ
Бобрович В.И.
Тип урока: урок получения новых и совершенствований знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить обучающихся с системой оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, и с основными способами оповещения населения и действиями населения при появлении сигналов оповещения.
Задачи урока:
1. обучающая – изучить систему и способы оповещения и информирования населения об опасностях;
2. практическая – научить действиям по сигналам оповещения и информирования;
3. воспитательная – стимулировать обучающихся более серьезно относится к системе оповещения об опасностях.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, презентация графические средства - ватман.
Ход урока:
Вводная часть – организация урока, повторение изученного, актуализация новой темы, постановка целей, учебной и развивающей задач урока. (слайд 1)
1. Проверка пройденного материала:(слайд 2-5)
Существует три вида чрезвычайных ситуаций (ЧС). ЧС природного характера, ЧС техногенного характера и ЧС от применения вооружения. (слайд 2)
Перечислите примеры ЧС природного характера. (слайд 3)
Перечислите примеры ЧС техногенного характера (слайд 4)
Пересилите примеры ЧС от применения вооружений (слайд 5)
2. Актуализация темы урока.
Итак, подошли к теме нашего урока. Как узнать, что случилось, какая чрезвычайная ситуация произошла, и как об этом узнать? Каким образом можно уменьшить материальные и физические затраты, вызванные появлением ЧС. Вовремя появившаяся информация может повлиять на какие-либо потери. (слайд 6 и включение звука на 5-10 секунд)
3. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: «Оповещение и информирование населения о чрезвычайной ситуации мирного и военного времени.» (слайд 7)
Вопросы урока:
Понятия оповещения под запись:
Оповещение – это предупреждение о возможном нападении противника, надвигающемся стихийном бедствии или возникновении техногенной опасности. (слайд 8)
Ход самостоятельной работы учащихся:
Задание для самостоятельной работы учащихся:
Класс делится на три группы (группа - ряд);
Каждая группа работает с предварительно домашне заготовленным материалом и готовит доклад с визуальным сопровождением выполненным на ватмане в свободной форме;
Время на подготовку для групп – 5минут (слайд 9)
Темы для самостоятельной работы:
История создания системы оповещения.
Виды и типы звукоизлучающих систем.
Ход оповещения и действия населения при оповещении. (слайд 10)
Очередность докладов соответствует логике повествования:
История создания системы оповещения.
Виды и типы звукоизлучающих систем.
Ход оповещения и действия населения при оповещении. (слайд 10)
Представители групп учащихся сообщают одноклассникам доклады по заданным темам с визуальным сопровождением (примерно 5-7 минут хронологии урока).
Резюмируем все услышанные доклады:
Памятка по действиям при сигнале «Внимание Всем!» под запись:
Немедленно включить телевизор, радиоприемник.
Внимательно прослушать экстренное сообщение о сложившейся обстановке и порядке действий.
Держать все эти средства постоянно включенными в течении всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий. (слайд 12)
Для визуализации полученной информации просмотр видео-ролика (5 минут хронологии урока) (слайд 13)
Дополнительная информация – табличные данные о мощности звукоизлучающего устройства в зависимости от типа объекта на котором оно установлено (слайд 14):
Радиационно опасные объекты
Химически опасные объекты
Биологически опасные
Гидросооружения
Пожаро-взрывоопасные объекты
Рассказ-перечисление ведется с упоминанием примеров объектов города.
Акцент – наводнение 2013 года (слайд 15)
Домашнее задание: Подготовить информационный буклет «действия при сигнале «Внимание всем!»» для учеников начальной школы. Материал должен быть наглядным и понятным для учащихся младших классов. В дальнейшем будет проведена просветительская работа среди учащихся начальной школы. (слайд 16)
Рефлексия: По окончании урока, учащимся класса необходимо отметить (знаком +) мелом на доске термины, соответствующие теме урока (слайд 17)