Добрый день, немногочисленные ученики 11 класса. У нас сегодня на уроке гости и новая тема, которую мы начнем сегодня на уроке, а продолжим ее развивать на следующем.
Прежде, чем начнем новую тему, я бы хотела, чтобы мы все вместе вспомнили, какую проблему мы с вами продолжаем развивать на наших уроках.
- правильно! информационную безопасность!
Для проверки знаний, которые остались у вас с прошлого урока, вспомним несколько определений.
Я читаю формулировку, а вы называете само понятие.
1..Информация –сведения независимо от формы их представления.
Информационная безопасность – теория и практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, модификации, исследования, регистрации и уничтожения информации.
Деструктивные сообщества – это организованные объединения людей, в основе существования которых лежит идеология, противоречащая ценностям общества и государства, деформирующая нравственный облик личности и проявляющаяся в противоправном поведении.
Ваши ответы меня радуют, молодцы!
Итак, сегодня мы с вами приступаем к изучению чрезвычайно важной и актуальной темы. Она затрагивает фундаментальные основы безопасности личности, общества и государства, требуя от нас особого внимания и глубокого понимания.
Попробуем вместе с вами обозначить тему сегодняшнего урока.
2.А для того, чтобы вам это было легче сделать, я нашла для вас наводящие слова, но на английском языке. TERRIBLE (УЖАСНЫЙ) EXTREME (КРАЙНИЙ)
Что или кто является угрозой устойчивого развития общества?
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества
В современном мире мы часто слышим в новостях о трагических событиях, связанных с террористическими актами и проявлениями экстремизма. Эти угрозы не абстрактны —они могут непосредственно затронуть каждого из нас и наших близких, разрушить привычный уклад жизни целых регионов, подорвать основы государственности и общественного порядка. Поэтому понимание природы этих явлений и умение противостоять им являются неотъемлемой частью компетенций современного гражданина России.
Возможно, кто-то из вас задаст вопрос: «Зачем нам, школьникам, погружаться в эту сложную и порой пугающую тему?» Ответ прост и одновременно глубок: знание — это первая линия обороны. Те, кто распространяют радикальные идеологии, прежде всего нацелены на молодежь, используя ваш естественный максимализм, стремление к справедливости и поиск своего места в мире. Они умело манипулируют информацией, эмоциями, предлагают простые решения сложных проблем. Только критическое мышление, понимание механизмов вовлечения и умение распознавать манипуляции могут стать надежной защитой от подобных воздействий.
Какова цель нашего урока ? Может, вас напугать ?
Нет….Значит, цель….Сформировать у вас представление об экстремизме и терроризме как угрозах устойчивому развитию социума и выработать навыки безопасного поведения.
3. Сегодня мы рассмотрим, что такое экстремизм и терроризм с точки зрения законодательства и гражданской безопасности, проанализируем различные формы их проявления, обсудим психологические механизмы вовлечения молодежи в деструктивную деятельность и, что самое важное, — разработаем алгоритмы противодействия этим угрозам. На прошлых уроках мы говорили о защите личных прав в цифровом пространстве, сегодня же мы поднимаемся на новый уровень —рассматриваем вопросы национальной безопасности и устойчивого развития нашего общества.
Я прошу вас подойти к этой теме с особой ответственностью. Мы будем обсуждать сложные вопросы, возможно, столкнемся с разными точками зрения.
4. Обратите внимание на слова известного ученого и философа Фрэнсиса Бэкона: «Знание — сила». В контексте нашей сегодняшней темы это высказывание приобретает особый смысл. Знание о механизмах радикализации — это сила противостоять манипуляциям. Знание о признаках вовлечения — это сила защитить себя и своих близких. Знание о правовых последствиях — это сила сделать правильный выбор в сложной ситуации.
5. Мальчики, вы уже ранее, в предыдущих классах знакомились с понятием терроризма и экстремизма. Чем отличатся эти два понятия, можно своими словами.
Т.е. Терроризм – это преступная деятельность, а экстремизм – приверженность радикальным взглядам.
Перед вами на столе таблица, точно такая же на доске, в которую мы внесем определения и определим характерные черты и сделаем выводы. Каждый из вас работает в своей таблице, а Тимофей пойдет к доске.
Экстремизм – это приверженность радикальным взглядам и действиям, направленным на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной вражды.
Терроризм – это преступная деятельность, основанная на применении насилия или угроз его применения с целью устрашения населения, дестабилизации общественной обстановки, влияния на решения государственных органов или международных структур.
Характерные черты терроризма:
Насильственные действия, направленные на устрашение общественности.
Использование оружия, взрывных устройств.
Стремление посеять страх и панику среди населения.
Наличие четко организованных террористических группировок.
Финансирование через незаконные источники
Характерные черты экстремизма:
Нетерпимость к иным точкам зрения, религиозным, политическим и культурным различиям.
Использование агрессии и насилия для достижения своих целей.
Попытки подорвать государственную стабильность и безопасность.
Призывы к дискриминации, разжигание ненависти к определённым группам населения.
Применение манипулятивных методов, пропаганды и дезинформации.
ВЫВОД Эти два понятия тесно связаны, так как терроризм является одной из форм проявления экстремизма. Другими словами, терроризм – это крайняя, наиболее радикальная форма экстремистской деятельности, направленная на насильственное изменение общества или навязывание определенной идеологии.
6. Законодательное определение и правовая регламентация экстремизма и терроризма в Российской Федерации
В Российской Федерации борьба с экстремизмом и терроризмом ведется на государственном уровне. Законодательство четко определяет эти понятия и устанавливает меры ответственности за участие в экстремистской и террористической деятельности.
Законодательное определение экстремизма:
Согласно Федеральному закону No 114-ФЗ, экстремизм включает:
-Призывы к насильственному изменению основ конституционного строя.
-Разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
-Пропаганду исключительности одной социальной группы над другой.
-Организацию массовых беспорядков, направленных на дестабилизацию обстановки.
Законодательное определение терроризма:
Согласно Федеральному закону No 35-ФЗ, терроризм – это:
-Использование насилия в отношении граждан или организаций для достижения политических, идеологических, религиозных целей.
-Захват заложников, взрывы, поджоги и другие действия, направленные на устрашение населения.
-Поддержка и финансирование террористических группировок.
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие противодействиеэкстремизму и терроризму:
-Федеральный закон No 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»(2002 г.) – определяет экстремизм и меры его пресечения.
-Федеральный закон No 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (2006 г.) –регламентирует меры борьбы с терроризмом, права и обязанности государственных органов в этой сфере.
-Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 205-205.6, 280, 282, 361) –содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность.
Перед вами на столе уголовный кодекс РФ с закладками, давайте прочитаем его статьи об уголовной ответственности за террористическую и экстремистскую деятельность.
Обратимся к статистике терроризма на территории нашей страны и зарубежом. Только к малой ее части.
Из статистики мы можем сделать вывод, что
Цели террористических преступлений
Дестабилизация общества и власти – разрушение доверия к государственныминститутам, создание хаоса и неуверенности среди населения.
2Привлечение внимания к политическим или религиозным идеям – преступники стремятся сделать так, чтобы их требования и убеждения получили широкую огласку.
Шантаж и давление на власти – преступные группировки могут требовать освобождения заключенных, изменения политики или выполнения иных условий.
4 Посеять панику среди населения – воздействие на людей с целью вызвать страх,тревогу и подчинение.
Дискредитация органов власти – подрыв авторитета государственных структур, провоцирование кризиса доверия.
Последствия террористических актов для общества и государства
Человеческие потери – гибель и ранения множества людей, психологические травмы у пострадавших и свидетелей.
Разрушение инфраструктуры – повреждение зданий, транспорта, промышленных объектов, что приводит к экономическим потерям.
Рост страха и нестабильности – люди начинают бояться выходить на улицы,посещать массовые мероприятия, пользоваться общественным транспортом.
Ужесточение государственного контроля – принятие новых законов,ограничивающих свободы граждан ради обеспечения безопасности.
Международные последствия – ухудшение отношений с другими странами,санкции, снижение инвестиционной привлекательности государства.
Радикальные настроения в различных сферах общественной жизни могут проявляться по-разному. Современное общество сталкивается с разными видами агрессивных идеологий, каждая из которых имеет свои особенности, причины возникновения и методы распространения. Поработаем в группах Рассмотрим основные формы этого опасного явления.
Перед вами виды экстремизма – определения и примеры.
Соберите цепочку. Например, политический экстремизм-
это идеология и действия, направленные на насильственное изменение государственной власти, нарушение конституционного строя и дестабилизацию политической системы- Призывы к насильственным протестам, массовым беспорядкам, саботажу.
Религиозный фанатизм – это стремление навязать свои духовные убеждения другим людям, оправдывая применение насилия в отношении «неверных» или представителей других конфессий-
Создание и деятельность сект, пропагандирующих агрессивные идеи.
Национальная экстремизм — Отрицательное отношение к другим нациям; основа национализма и шовинизма, приводящая к межнациональному напряжению и нестабильности в обществе-
Вандализм, направленный против культурных или церковных объектов других народов.
Информационный экстремизм: распространение экстремистских идей в сети Интернет- Использование анонимных мессенджеров для координации незаконных действий.
Молодежный экстремизм-вовлечение подростков в агрессивные организации- Вандализм, погромы, драки
Социально-психологические причины вовлечения вэкстремистскую и террористическую деятельность
Одной из главных причин является кризис идентичности, когда подросток ищет смысл жизни, свое место в обществе и авторитетные ориентиры. В условиях социальной нестабильности, экономических проблем, межнациональных или религиозных противоречий некоторые люди становятся восприимчивыми к радикальным идеям, которые предлагают простые ответы на сложные вопросы.
Низкий уровень образования и ограниченный доступ к достоверной информации также способствуют уязвимости перед манипуляторами. Подросток, не обладающий достаточными знаниями, способен поверить в ложные утверждения, особенно если они подкреплены эмоционально окрашенными примерами.
Одиночество, нехватка общения и поддержки со стороны семьи и друзей часто подталкивают молодежь к поиску новых социальных связей. Радикальные сообщества предлагают чувство принадлежности, поддержку, признание, что становится мощным стимулом для привлечения.
Личностные особенности, такие как низкая самооценка, внушаемость, стремление к авантюризму, желание выделиться, делают подростка мишенью для агитаторов. Преступные группировки мастерски используют психологические методы воздействия, направленные на создание иллюзии значимости участника.
Рефлексия
Сейчас давайте подведем итоги нашего обсуждения и проведём рефлексию. Сегодня мы говорили о сложных, но очень существенных вопросах, касающихся угроз безопасности, их последствий и способов защиты. Эта тема касается каждого из нас, потому что наша безопасность во многом зависит от того, насколько мы информированы, бдительны и готовы к ответственному поведению.
А теперь давайте оценим нашу работу. Поднимите руку те, кто чувствует, что узнал что-тоновое и важное. Теперь те, у кого остались вопросы, которые требуют дополнительного изучения. Это нормально – тема действительно глубокая, и мы можем продолжить ее обсуждение на следующих занятиях.
Давайте представим, что вам нужно объяснить суть нашего занятия человеку, который сегодня на нем не присутствовал. Как бы вы коротко сформулировали основные мысли? Кто готов поделиться?
Очень важно, чтобы полученные знания не остались просто информацией, а помогли вам жизни. Как, на ваш взгляд, эти знания могут пригодиться в реальных ситуациях? Например, если вы столкнетесь с подозрительным контентом в интернете или узнаете, что кто-то из ваших знакомых может быть подвержен влиянию опасных идей?


