Польза пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Немецкий философ И. Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.
Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Учеными доказано, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С каждым годом число детей, имеющих отклонения в развитии речи, только растет. Поэтому очень важно начинать воздействие на руки ребенка, развивать мелкую моторику, тренировать ловкость ручек с самого рождения.
Одним из методов тренировки рук как раз и являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают расслабить мышцы тела, убрать напряжение рук. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в небольшие спектакли, они увлекают детей и приносят им радость.
Очень важно, чтобы каждая пальчиковая игра проходила весело. Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку здоровье.
Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Очень полезным и интересным в массаже является Су-Джок шар.
К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками, фасолью, горохом, игры с пуговицами, шнуровкой и т.п. Детям нравятся игры-говорилки, где нужно проговаривать небольшие стихотворения, потешки или песенки. Синтез движения и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ручек, совершать сложные манипуляции с предметами.
Пальчиковые игры – это прекрасный метод развития речи и координации движений у детей дошкольного возраста. Они не только помогают укрепить мелкую моторику рук, но и развивают воображение, внимание, логику и речевые навыки ребенка.
В ходе игр, дети учатся управлять своими пальцами, манипулировать различными предметами и повторять цепочки движений. Дети выполняют определенные действия и соединяют это с речью. Таким образом стимулируется речевое развитие, улучшается артикуляция.
Очень важно, чтобы игры были интересными и разнообразными, увлекательными и доступными для детей. Поэтому в процессе игр важна коммуникация между воспитателем и детьми, их сотрудничество. Таким образом, пальчиковые игры – это прекрасный и удобный материал для дошкольников, который способствует многогранному развитию ребенка, а также помогает готовиться к школе.
Пальчиковые игры могут быть полезны для детей, так как они помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, а также улучшают память и внимание. Кроме того, пальчиковые игры могут быть хорошим способом для детей изучать язык и развивать речь, так как они могут повторять слова и фразы, связанные с игрой. Кроме того, пальчиковые игры могут быть забавным способом для детей проводить время вместе с родителями или друзьями, что способствует развитию социальных навыков.