Урок окружающего мира
по теме:
«Полезные ископаемые»
(3 класс)
учитель начальных классов
Дубровкина Елена Витальевна
Цели: 1.Изучить с детьми важнейшие полезные ископаемые, их свойства, использование, добычу.
2.Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать обобщать.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карта, таблички слова, плакаты, условные обозначения. стакан с водой, тесты, книги.
Ход урока.
Организационный момент.
На уроке мы повторим изученные полезные ископаемые и рассмотрим новые. Будем говорить об их свойствах, использование, добычи. Это вам пригодится в жизни.
Минутка календаря.
- Какое сегодня число? (27 февраля)
- Какой день недели? (среда)
- Какое время года? (зима)
Посмотрим в окошко действительно ли зима? (нет)
- А на какое время года похоже? (на весну)
- А почему? (снег растаял, теплее)
- Какая сегодня погода? (пасмурно, ветер слабый)
Давайте сравним погоду вчера и сегодня.
- А какие изменения произошли за неделю? (погода менялась то ясно, то пасмурно, то дождь, то снег).
Проверка домашнего задания.
(фронтальный опрос)
- Какими богатствами богата наша страна? (полезными ископаемыми)
- А почему полезные ископаемые названы «полезные»? (полезны человеку, человек их использует)
- А почему «ископаемые»? (значит их копают, добывают из глубины земли или с её поверхности)
- А какие полезные ископаемые вы знаете я проверю загадав загадки.
а) По трубе течет-
Пироги печёт. (газ)
б) Белый камешек растаял
На доске лишь след
Оставил (мел)
в) Покрывают им дороги
улицы в селении,
А ещё он есть в цементе
Сам он удобрение. (известняк)
- А ещё какие полезные ископаемые вы знаете? (песок, глина, нефть)
- Выбрать из коллекции гранит (уч-ся выбирает)
- Какие имеет свойства? ( прочный, серого или розового цвета, без запаха)
- Где применяют? (в строительстве)
- А где добывают? (в горах)
- А какие ещё полезные ископаемые используются в строительстве? (известняк). Выберите из коллекции.
- Какими свойствами обладает? ( прочностью, белого цвета, без запаха). Как добывают? ( в карьере)
- А как называется это полезное ископаемое? (песок)
- Назовите его свойства? (сыпучий, жёлтого цвета, без запаха)
- Где используют? ( В строительстве, производстве стекла)
- Как добывают? (в карьерах)
- А это что за полезное ископаемое? ( глина)
- Назовите свойства глины? (пластичность, твердая, коричневого цвета)
- Что из неё делают? (кирпичи, посуду)
- Где добывают? ( в карьерах)
- Выберите нефть из коллекции. Правильно.
- Назовите свойства нефти? (горючесть, густая масленичная жидкость, чёрного цвета)
- Как применяют? ( жидкое топливо), делают бензин, керосин, краски)
- Как добывают? (бурят скважины)
- Найдите природный газ.
- Назовите его свойства? (бесцветный, легкий, горит, имеет запах)
- Как применяют? ( как топливо) на заводах, на электростанциях)
- Как добывают? (бурят скважины)
Работа с картой.
- А сейчас рассмотрим карту.
Выйти к доске и показать границы России.
- А что это за значки? (условные обозначения полезных ископаемых)
Вспомним некоторые из них: - нефть, - природный газ
- Рассмотрим крупные бассейны добычи полезных ископаемых?( розовым цветом обозначены бассейны добычи нефти и природного газа). Добывают на Северном Кавказе, на Западно Сибирской равнине).
- А где расположена Ростовская область. (показ)
- Какие полезные ископаемые добывают в Ростовской области? ( нефть, природный газ, глина, мел)
- А в нашем городе? (мел, песок, глина)
4.Изучение нового.
Уже давно разрабатываются основные месторождения полезных ископаемых. Но геологи не прекращают поиски новых. Поисковое дело трудная наука поисковик должен сочетать и обширные геологические знания и опыт практической работы. В геологической разведке сейчас используются новые методы. Но в силе остаются и старые приёмы. Геолог должен много ходить. ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, пробираться сквозь дремучие леса. а иногда, и сплавляться по рекам на плоту.
И надо всё время внимательно смотреть вокруг и прямо под ногами. Полезных ископаемых очень много. Но мы сегодня рассмотрим некоторые.
-Послушайте загадку об одном из них.
Он черный, блестящий
Людям помощник настоящий
Он несёт в дома тепло
От него в домах светло
Помогает плавить стали
Делать краски и эмали (уголь)
- Правильно уголь. (показ)
Сейчас познакомимся с историей появления угля. Так как же появился уголь? Давайте перенесёмся в далёкое прошлое. В лес. И увидим огромные деревья высотой с десятиэтажный дом.
Доклады детей.
Тлеют остатки лесных великанов. Образуется торф. (показ)
- Из чего состоит? ( из остатков растений)
- Его свойства? (рыхлый, непрочный, легче воды, впитывает влагу). Опыт(стакан воды, торф)
- Где используется? (как удобрение)
- Где добывают? (в болотах)
- Торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень- бурый уголь.
А если бурый уголь сдавливать очень сильно, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.
- Возьмите в руку камень. И определим свойства угля. Какой он на прочность? (хрупкий). Если ударить молоточком то он распадается на кусочки.
- Понюхаем? (без запаха)
- Какого цвета? (чёрный, блестящий)
- Какое основное свойство угля? (горючесть)
- Как добывают? (в шахтах)
- Как используют? (топливо)
- На карте найдем крупные залежи каменного угля. ( Кузбасс, Печорский, Тунгусский)
Донбасс крупный бассейн Ростовской области.
- Вы уже знаете о древних деревьях которые произрастают в первобытном лесу. А человек вырастил своё небывалое угольное дерево. Дерево конечно воображаемое. Но плоды самые настоящие.
1.пластмассовые игрушки
2.телефонный аппарат
3.холодильники, краски, лаки
4.одна из ветвей произросла в аптеку
5.ах какой душистый запах у этой ветки угольного дерева
6.а на этой ветке опасный плод- взрывчатка. Но взрывы могут быть полезными.
- Вот какой он сильный, красивый и радужный, этот чёрный камень, добытый из воздуха, и света древних растений.
У меня осталась ещё одна загадка
Она варилась долго
В доменной печи
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи (железная руда)
- Немного из истории. (показ)
- Давайте определим свойства. (к доске)
- По твердости? (прочная, тяжелая)
- По запаху? (без запаха)
- По цвету? (бурого или красноватого)
- Какое важное свойства? (плавкость)
- Как добывают?( в шахтах, карьерах)
- Как используют? (выплавляют чугун) (детали для машин)
выплавляют сталь- очень большое значение в народном хозяйстве. Из неё делают очень многое от кухонных ножей до космических кораблей)
Из стали и чугуна получают железо.
- Крупные месторождения железной руды (КМА,Магнитогорск, Братск)
Сравнение по прочности? (уголь хрупкий, руда прочная, Железная руда –плавится, уголь-горит)
- Что общего?( Без запаха)
Обобщение.
- Сегодня мы закончили полезные ископаемые.
- Так почему же полезные ископаемые называются полезными?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные, сыпучие).
- Как же нужно относится к полезным ископаемым? (бережно)
- А как расходовать? (экономно)
- А полезные ископаемые могут закончится? (да)
- А почему?
- А могут возникнуть вновь? (нет) Почему?
- А как экономно использовать?
5.Домашнее задание.
Откройте учебники. Дома вы ещё раз рассмотрите иллюстрации и выучите об этих полезных ископаемых . с 110
6.Итог.
Итогом сегодняшнего урока будет тест.
Проверим. Оценки.
Выставка книг.