«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Полезные ископаемые

Урок по окружающему миру разработан на основе программы "Школа России". На уроке ученики познакомились с различными полезными ископаемыми, узнали где их добывают, как используют. Историю происхождения минералов. Способы добычи. Каждое полезное ископаемое взяли в руки: какова его поверхность, понюхали, посмотрели. Вспомнили какие ребята знают полезные ископаемые или видели. Какие естть их местности.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Урок окружающего мира

по теме:

«Полезные ископаемые»

(3 класс)





учитель начальных классов

Дубровкина Елена Витальевна

Цели: 1.Изучить с детьми важнейшие полезные ископаемые, их свойства, использование, добычу.

2.Развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать обобщать.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карта, таблички слова, плакаты, условные обозначения. стакан с водой, тесты, книги.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На уроке мы повторим изученные полезные ископаемые и рассмотрим новые. Будем говорить об их свойствах, использование, добычи. Это вам пригодится в жизни.

  1. Минутка календаря.

- Какое сегодня число? (27 февраля)

- Какой день недели? (среда)

- Какое время года? (зима)

Посмотрим в окошко действительно ли зима? (нет)

- А на какое время года похоже? (на весну)

- А почему? (снег растаял, теплее)

- Какая сегодня погода? (пасмурно, ветер слабый)

Давайте сравним погоду вчера и сегодня.

- А какие изменения произошли за неделю? (погода менялась то ясно, то пасмурно, то дождь, то снег).

  1. Проверка домашнего задания.

(фронтальный опрос)

- Какими богатствами богата наша страна? (полезными ископаемыми)

- А почему полезные ископаемые названы «полезные»? (полезны человеку, человек их использует)

- А почему «ископаемые»? (значит их копают, добывают из глубины земли или с её поверхности)

- А какие полезные ископаемые вы знаете я проверю загадав загадки.

а) По трубе течет-

Пироги печёт. (газ)

б) Белый камешек растаял

На доске лишь след

Оставил (мел)

в) Покрывают им дороги

улицы в селении,

А ещё он есть в цементе

Сам он удобрение. (известняк)

- А ещё какие полезные ископаемые вы знаете? (песок, глина, нефть)

- Выбрать из коллекции гранит (уч-ся выбирает)

- Какие имеет свойства? ( прочный, серого или розового цвета, без запаха)

- Где применяют? (в строительстве)

- А где добывают? (в горах)

- А какие ещё полезные ископаемые используются в строительстве? (известняк). Выберите из коллекции.

- Какими свойствами обладает? ( прочностью, белого цвета, без запаха). Как добывают? ( в карьере)

- А как называется это полезное ископаемое? (песок)

- Назовите его свойства? (сыпучий, жёлтого цвета, без запаха)

- Где используют? ( В строительстве, производстве стекла)

- Как добывают? (в карьерах)

- А это что за полезное ископаемое? ( глина)

- Назовите свойства глины? (пластичность, твердая, коричневого цвета)

- Что из неё делают? (кирпичи, посуду)

- Где добывают? ( в карьерах)

- Выберите нефть из коллекции. Правильно.

- Назовите свойства нефти? (горючесть, густая масленичная жидкость, чёрного цвета)

- Как применяют? ( жидкое топливо), делают бензин, керосин, краски)

- Как добывают? (бурят скважины)

- Найдите природный газ.

- Назовите его свойства? (бесцветный, легкий, горит, имеет запах)

- Как применяют? ( как топливо) на заводах, на электростанциях)

- Как добывают? (бурят скважины)

Работа с картой.

- А сейчас рассмотрим карту.

Выйти к доске и показать границы России.

- А что это за значки? (условные обозначения полезных ископаемых)

Вспомним некоторые из них: - нефть, - природный газ





- Рассмотрим крупные бассейны добычи полезных ископаемых?( розовым цветом обозначены бассейны добычи нефти и природного газа). Добывают на Северном Кавказе, на Западно Сибирской равнине).

- А где расположена Ростовская область. (показ)

- Какие полезные ископаемые добывают в Ростовской области? ( нефть, природный газ, глина, мел)

- А в нашем городе? (мел, песок, глина)

4.Изучение нового.

Уже давно разрабатываются основные месторождения полезных ископаемых. Но геологи не прекращают поиски новых. Поисковое дело трудная наука поисковик должен сочетать и обширные геологические знания и опыт практической работы. В геологической разведке сейчас используются новые методы. Но в силе остаются и старые приёмы. Геолог должен много ходить. ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, пробираться сквозь дремучие леса. а иногда, и сплавляться по рекам на плоту.

И надо всё время внимательно смотреть вокруг и прямо под ногами. Полезных ископаемых очень много. Но мы сегодня рассмотрим некоторые.

-Послушайте загадку об одном из них.

Он черный, блестящий

Людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло

От него в домах светло

Помогает плавить стали

Делать краски и эмали (уголь)

- Правильно уголь. (показ)

Сейчас познакомимся с историей появления угля. Так как же появился уголь? Давайте перенесёмся в далёкое прошлое. В лес. И увидим огромные деревья высотой с десятиэтажный дом.

Доклады детей.

Тлеют остатки лесных великанов. Образуется торф. (показ)

- Из чего состоит? ( из остатков растений)

- Его свойства? (рыхлый, непрочный, легче воды, впитывает влагу). Опыт(стакан воды, торф)

- Где используется? (как удобрение)

- Где добывают? (в болотах)

- Торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень- бурый уголь.

А если бурый уголь сдавливать очень сильно, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

- Возьмите в руку камень. И определим свойства угля. Какой он на прочность? (хрупкий). Если ударить молоточком то он распадается на кусочки.

- Понюхаем? (без запаха)

- Какого цвета? (чёрный, блестящий)

- Какое основное свойство угля? (горючесть)

- Как добывают? (в шахтах)

- Как используют? (топливо)

- На карте найдем крупные залежи каменного угля. ( Кузбасс, Печорский, Тунгусский)

Донбасс крупный бассейн Ростовской области.

- Вы уже знаете о древних деревьях которые произрастают в первобытном лесу. А человек вырастил своё небывалое угольное дерево. Дерево конечно воображаемое. Но плоды самые настоящие.

1.пластмассовые игрушки

2.телефонный аппарат

3.холодильники, краски, лаки

4.одна из ветвей произросла в аптеку

5.ах какой душистый запах у этой ветки угольного дерева

6.а на этой ветке опасный плод- взрывчатка. Но взрывы могут быть полезными.

- Вот какой он сильный, красивый и радужный, этот чёрный камень, добытый из воздуха, и света древних растений.

У меня осталась ещё одна загадка

Она варилась долго

В доменной печи

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи (железная руда)

- Немного из истории. (показ)

- Давайте определим свойства. (к доске)

- По твердости? (прочная, тяжелая)

- По запаху? (без запаха)

- По цвету? (бурого или красноватого)

- Какое важное свойства? (плавкость)

- Как добывают?( в шахтах, карьерах)

- Как используют? (выплавляют чугун) (детали для машин)

выплавляют сталь- очень большое значение в народном хозяйстве. Из неё делают очень многое от кухонных ножей до космических кораблей)

Из стали и чугуна получают железо.

- Крупные месторождения железной руды (КМА,Магнитогорск, Братск)

Сравнение по прочности? (уголь хрупкий, руда прочная, Железная руда –плавится, уголь-горит)

- Что общего?( Без запаха)

Обобщение.

- Сегодня мы закончили полезные ископаемые.

- Так почему же полезные ископаемые называются полезными?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные, сыпучие).

- Как же нужно относится к полезным ископаемым? (бережно)

- А как расходовать? (экономно)

- А полезные ископаемые могут закончится? (да)

- А почему?

- А могут возникнуть вновь? (нет) Почему?

- А как экономно использовать?

5.Домашнее задание.

Откройте учебники. Дома вы ещё раз рассмотрите иллюстрации и выучите об этих полезных ископаемых . с 110

6.Итог.

Итогом сегодняшнего урока будет тест.

Проверим. Оценки.

Выставка книг.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее