«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Пояснительная записка по ИЗО для 1 - 4 классов.

Пояснительная записка по ИЗО для 1 - 4 классов разработана в соответствии с АООП.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Нормативная база:

Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство в 1 – 4 классах составлена на основании нормативных документов:

  • АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).

  • Приказа Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Приказа Минпросвещения России №115 от 22.03.2021г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно –эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Учебного плана .

  • Календарного учебного графика.

  • Учебник «Изобразительное искусство. 1 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы авторов М.Ю.Рау, М.А.Зыковой – М.: «Просвещение», 2017 г.

  • Учебник «Изобразительное искусство. 2 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы авторов М.Ю.Рау, М.А.Зыковой – М.: «Просвещение», 2019 г.

  • Учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы авторов М.Ю.Рау, М.А.Зыковой – М.: «Просвещение», 2019 г.

  • Учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы авторов М.Ю.Рау, М.А.Зыковой – М.: «Просвещение», 2019 г.

1. Пояснительная записка.

«Изобразительное искусство» 1 – 4 классы.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они также знакомиться с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются:

  • воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

  • воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

  • развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

  • развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;

  • формирование практических умений в различных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

  • воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

  • формировать умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Наряду с учебно-воспитательными задачами в программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а так же развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.

Разделы программы:

  • Обучение композиционной деятельности.

  • Развитие у учащихся воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

  • Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

  • Обучение восприятию произведений искусства.

В программе предусмотрены следующие виды работы:

  • Рисование с натуры и по образцу, по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование.

  • Лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции.

  • Выполнение аппликаций без фиксаций изображений на изобразительной плоскости; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации.

  • Проведение беседы о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.

Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся класса, в программе предусмотрено два уровня требований (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом):

Первый уровень — минимальный базовый предполагает реализацию требований к обучающему в объеме программного материала.

Второй уровень - достаточный скорректирован по отношению к базовому в сторону увеличения объема жизненных компетенций и снижение предметной составляющей, для большего развития потенциала в сторону социализации.


2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели программы учебного предмета «Изобразительное искусство».

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

  • Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных - их роли в жизни человека и общества. Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа:

- над развитием речи обучающихся:

- формируются организационные умения: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе;

- сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги;

- развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

На уроках обучают приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; ― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); ― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); ― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками: приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; ― приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов; ― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Основные формы работы:

урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Формы обучения: очная, дистанционная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Искусство».

Количество учебных часов.

Место учебного курса «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство». Согласно учебному плану количество часов, отводимое на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе составляет 1 час в неделю, 33 часа в год, во 2- 4 классах составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.


Класс.

Количество часов

в неделю.


Количество часов

в год.

Количество

контрольных работ.

1

1 час

33 часа

-

2

1 час

34 часа

-

3

1 час

34 часа

-

4

1 час

34 часа

-



Класс.

Учебный предмет.

Кол-во часов

в неделю.

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Кол- во

часов

в год.

1

изобразительное искусство

1 час

9

часов

7

часов

9

часов

8

часов

33 часа

2

изобразительное искусство

1 час

8

часов

8

часов

10

часов

8

часов

34 часа

3

изобразительное искусство

1 час

8

часов

8

часов

11

часов

7

часов

34 часа

4

изобразительное искусство

1 час

8

часов

8

часов

10

часов

8

часов

34 часа


4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет, курса

«Изобразительное искусство» 1 класс.

Минимальный уровень.

Достаточный уровень.

Предметные

компетенции.

Жизненные

компетенции.

Предметные

компетенции

Жизненные

компетенции.

- знать название и назначение инструментов и принадлежностей на уроках изо;

- основные цвета;

- правила работы с краской, пластилином.

- правильно сидеть за столом, держать кисть и карандаш;

- владеть практическими изобразительными умениями при передаче формы;

- сравнивать свой рисунок с предметом.

- знать название и назначение инструментов и принадлежностей на уроках изо;

- основные цвета;

- правила работы с краской, пластилином;

- передавать в рисунках форму несложных плоскостных объектов.

- узнавать и называть конструкции;

- ориентироваться на листе;

- закрашивать ориентируясь на контуры;

- использовать приемы: аккуратное вырезание и наклеивание, применять практические умения в повседневной жизни

- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.



В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям).

- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере.

- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.


- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

- развить фантазию, воображение.



В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира.




В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование);




- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет, курса

«Изобразительное искусство» 2 класс.

Дать возможность учащимся научиться, в зависимости от индивидуальных психофизических возможностей знать:

1 - уровень

  • элементарные сведения о работе художника, ее особенностях;

  • основные требования к композиции изображения на листе бумаги;

некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны);

  • речевой материал, изучавшийся в 1-м и 2-м классах.

2 - уровень

  • рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

  • рисовать предметы простой формы (с помощью опорных точек, по шаблону или от руки);

  • изображать фигуру человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя и самостоятельно);

  • рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение;

  • изображать дома городского и деревенского типа;

  • передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;

  • выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

  • следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет, курса

«Изобразительное искусство» 3 класс.

Первый уровень – минимальный, скорректирован по отношению к достаточному в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала, который подразделяется на предметный и жизненный:

Предметный:

  • части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;

  • названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец и др.;

Жизненный:

    • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

    • планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

    • находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;

    • изображать элементы городецкой росписи;

Второй уровень — достаточный, предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала, который подразделяется на предметный и жизненный:

Предметный:

    • прием передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными вблизи;

    • о существующем в природе явлении осевой симметрии;

    • речевой материал, изучаемый в 3-м классе

Жизненный:

    • соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);

    • владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);

    • рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет, курса

«Изобразительное искусство» 4 класс.

Минимальный уровень.

Достаточный уровень.

Предметные

компетенции.

Жизненные

компетенции.

Предметные

компетенции.


Жизненные

компетенции.

- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства.

-названия некоторых национальных промыслов(Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);

-явление осевой и центральной симметрии,существующее в природе.

- рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции).


- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции.


- способы работы по мокрой и сухой бумаге.


- рисовать по памяти, после проведенных наблюдений.

- осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску.

- названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный).


- использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке.

- закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции.




- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера.

- рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приемы работы с краской и кистью.



- применять осевую линию при рисовании симметричных предметов.

- в работе над аппликацией составлять целое из частей.


5.Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» 1 класса.

Раздел 1.

Карандаш (9 ч)

Тема 1.1. Карандаш. Рисование прямых, отрывистых линий: высокие столбы, заборчик. Дорисовывание изображения карандашом: круг, треугольник.

Дорисовывание несложных изображений: яблоко, груша, гриб. Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, лист сирени, флажки на веревке», кораблик на воде». Рисование с натуры предметов простой формы: флажки квадратные и прямоугольные, воздушный шар, мяч. Рисование с натуры вылепленных предметов» барельефы «Дом» и «Дерево» объемные изображения. Рисование карандашом геометрических форм в сравнении по величине. Рисование круга – больше - меньше относительно образца. Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: «Листопад», «Грибы на пеньке».

Раздел 2.

Кисть и краски (7 ч)

Тема 2.1. Кисть и краски. Рисование «радуги». Раскрашивание изображений предметов нарисованных ранее. Овощи, фрукты. Рисование по памяти «Листопад». Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги «Матрешка», «Птичка». Выполнение цветных кругов с темной и белой оживкой(городецкая роспись)Ягоды. Рисование цветов. (способом примакивания) ромашка, василек, одуванчик.

Раздел 3.

Лепка (пластилин) (8 ч)

Тема 3.1. Вводный урок. Пластилин. Свойства пластилина. Цвет. Лепка по образцу «Мячик». Лепка по образцу «Морковь». Лепка по образцу «Кувшин». Лепка сложных объектов «Дерево», «человечек». Лепка по замыслу «Что бывает круглое». Лепка по рисунку «Утенок». Лепка простых геометрических фигур. Лепка по образцу «Дом». Лепка к сказке «Репка» (коллективная работа).

Раздел 4.

Аппликация (9 ч)

Тема 4.1. Правила поведения и ТБ на уроке при работе с ножницами. Организация рабочего места. Резание бумаги по прямой линии, зигзагами, волнообразно. Вырезание из квадрата круг. Из прямоугольника квадрат. Округление углов. Составление аппликации из вырезанных изображений объектов». Груши и Яблоки на тарелке». Составление аппликации из нескольких предметов. «Рыбка». Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с дорисовыванием окон, карандашом). Составление аппликации из вырезанных изображений «Кувшинчик с цветами». Составление аппликации «Рыбки в аквариуме». Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм. «Коврик для игрушек». Составление аппликации по памяти «Кораблик»


Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» 2 класса.

Раздел 1.

Обучение композиционной деятельности.

Тема 1.1 Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2—3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).

Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа; наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.

Тема 1.2 Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.

Тема 1.3 Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составление узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов.

Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.

Раздел 2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Тема 2.1 Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии (возможно использование приема дорисовывания).

Обучение приемам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм: эталоны круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема «дорисовывание изображения».

Тема 2.2 Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев: береза, ель, сосна. Формирование представления и развитие умения изображать человека в статической позе: человек стоит.

Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приема сравнения).

Раздел 3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Тема 3.1 Обучение приемам составления зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.

Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, и т. д.). Закрепление приема работы с акварелью «примакивание».

Раздел 4.

Обучение восприятию произведений искусства.

Тема 4.1 Беседа по плану:

  • Кто написал картину?

  • Что изображено на картине?

  • Нравится ли вам картина? Объясните почему.

  • Какое настроение (грустное, веселое, спокойное) создает эта картина?

Для демонстрации можно использовать произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).


Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» 3 класса.

Раздел 1.

Обучение композиционной деятельности.

Тема 1.1. Размещение рисунка на изобразительной плоскости (2ч).

Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения соотносить размер рисунка и величину листа бумаги.

Тема 1.2. Пространственные представления (2ч).

Развитие пространственных представлений. Работа над понятиями: перед, за, около, рядом с, далеко от, посередине, справа от, слева от.

Формирование умения изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные отношения: ближние — ниже, дальние — выше; использовать прием загораживания одних предметов другими.

Тема 1.3. Построение композиции в декоративной работе (3ч).

Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), закрепление умения передавать ритм в полосе узора, соблюдая очередность формы и цвета его элементов.

Тема 1.4. Планирование изобразительной деятельности (2ч).

Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепку, работу над аппликацией, рисование).

Раздел 2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Тема 2.1.Анализ предмета с целью его изображения (2ч).

Формирование умений проводить анализ предмета с целью его изображения; использование в этой работе метода сравнения, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.

Тема 2.2.Соотнесение формы предмета с геометрическими формами (2ч).

Формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат и др.

Тема 2.3. Представление о строение тел животных и способах их изображения в лепке, аппликации (1 ч).

Формирование представления о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации с опорой на образы дымковских игрушек: «Лошадка», «Гусь» и др.

Тема 2.4.Передача движения различных одушевлённых и неодушевленных предметов (2ч).

Формирование умения передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов: человек идет, бежит; дерево на ветру, развевающийся по ветру флаг.

Тема 2.5.Представление о явлениях симметрии и асимметрии в природе (2ч).

Формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией: изображения насекомых (бабочки, стрекозы, жуки), а также посуды (кринки, стаканы, кастрюли).

Тема 2.6.Элементы декора городецких игрушек (2ч).

Знакомство с элементами декора городецких игрушек: листья, цветы, бутоны. Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучение приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.

Раздел 3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений

передавать его в живописи.

Тема 3.1.Представления о цвете и красках (4ч).

Расширение представлений у учащихся о цвете и красках, работа над понятиями «основные» («главные») цвета — красный, синий, желтый и «составные» цвета — зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др.

Тема 3.2.Навыки работы с красками (6 ч).

Развитие технических навыков работы с красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.

Обучение приемам осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением в краску белил). Получение голубого, розового, светло-зеленой, серой, светло-коричневой красок. Использование осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

Раздел 4.

Обучение восприятию произведений искусства.

Тема 4.Обучение восприятию произведений искусства (4ч).

Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя


Содержание учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» 4 класса.

Раздел 1.

Обучение композиционной деятельности.

Тема 1.1. Передача глубины пространства. Уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя. Загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Тема 1.2. Построение сюжетной и декоративной композиции. Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов),позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Тема 1.3. Построение композиции в прямоугольнике. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Тема 1.4. Выразительные средства сказочного изображения. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т.п.

Раздел 2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,

пропорции, конструкцию.

Тема 2.1. Обследование предметов с целью их изображения. Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции. Использование поэтапного показа способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией.

Тема 2.2. Изображение деревьев в состоянии покоя и в движении. Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.

Тема 2.3. Изображение человека. Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идет и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека. Формирование отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.

Тема 2.4. Изображение животного. Формирование умения передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.

Тема 2.5. Народная роспись. Закрепление приемов исполнения косовской и городецкой росписи посуды. Использование приемов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».

Тема 2.6. Симметричные узоры. Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора – геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира). Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.

Раздел 3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов, передавать его в живописи.

Тема 3.1. Приемы работы красками и кистью. Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью.

Тема 3.2. Осветление и затемнение цвета. Совершенствование приемов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения краски с помощью черной краски, получения некоторых оттенков (светло-зеленый, желто-зеленый, темно-зеленый и т.п.). Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.

Тема 3.3. Работа акварельными красками. Приемы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками – при изображении солнца и его лучей. Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые и злые образы (например, Царевна-Лебедь и Баба-Яга), при использовании ярких и тусклых цветов.

Тема 3.4. Раскрашивание силуэта изображения. Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работа по сухой бумаге («по-сухому»).

Раздел 4.

Обучение восприятию произведений искусства.

Тема 4.1. Представление о работе художников и скульпторов. Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы: 1. Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.). 2. Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).


6. Тематическое планирование учебного предмета, курса

«Изобразительное искусство» с основными видами деятельности.

1 класс.

п/п

Название

раздела.

Кол-во

часов.

В том числе:

Основные виды

деятельности.

Теория.

Практика.

1.

Карандаш.

9

1

8

Вводная беседа. Упражнение в ориентировке на листе. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.


2.

Кисть и краски.

7

1

6

Упражнение в ориентировке на листе.

Упражнение в запоминании цвета, геометрических форм (круг, квадрат). Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение.

3.

Лепка

(пластилин).

8

1

7

Овладевать первичными навыками конструирования из пластилина. Приемы работы в технике пластилине.

4.

Аппликация.

9

1

8

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагой.

Всего часов:

33

4

29


Тематическое планирование учебного предмета, курса

«Изобразительное искусство» с основными видами деятельности.

2 класс.

п/п

Название

раздела.

Кол-во

часов.

В том

числе:

Формы контроля

Основные

виды

деятельности.

Теория.

Практика.

1.

Обучение композиционной деятельности.

6

3

3


Упражнение в ориентировке на листе.

Упражнение в запоминании цвета. Упражнение в закрепление геометрических форм (круг, квадрат). Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.

1.1

Размещение рисунка.

2

1

1

п\р

1.2

Способы построения рисунка.

2

1

1

п\р

1.3

Предметы симметричной формы.

2

1

1

п\р

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

8

4

4


Рассматривание образца.

Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение.

Упражнение в проведении прямых линий (соединяют точки).

2.1

Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии.

4

2

2

п\р

2.2

Развитие умения анализировать форму предметов.

4

2

2

п\р

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

12

5

7


Упражнение в ориентировке на листе, в запоминании цвета. Приемы работы с красками. Показ и объяснение. С/выполнение. Анализ.

3.1

Работа с акварелью.

12

5

7

п\р

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

8

4

4


Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание образца. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.

4.2

Знакомство с произведениями живописи и книжной графики.

8

4

4

п\р


Всего часов:

34

16

18




Тематическое планирование учебного предмета, курса

«Изобразительное искусство» с основными видами деятельности. 3 класс.

п/п

Название

раздела.

Кол-во

часов.

В том числе:

Формы контроля.

ИКТ

Основные виды деятельности.

Теория.

Практика.

1.

Обучение композиционной деятельности.

9

4

5

п/р

ИКТ

Упражнение в ориентировке на листе.

Упражнение в запоминании цвета. Упражнение в закрепление геометрических форм (круг, квадрат). Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.


2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

11

4

7

п/р

ИКТ

Рассматривание образца. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Упражнение в проведении прямых линий (соединяют точки).


3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

10

5

5

п/р

ИКТ

Упражнение в ориентировке на листе. Упражнение в запоминании цвета. Приемы работы в цвете. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение.Анализ.

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

4

2

2

п/р

ИКТ

Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.


Всего часов:

34

15

19





Тематическое планирование учебного предмета, курса

«Изобразительное искусство» с основными видами деятельности. 4 класс.

п/п

Название раздела.

Кол-во часов.

В том числе:

Формы контроля

Основные

виды

деятельности.

Теория.

Практика.

1.

Обучение композиц-ной деятельности.

10

3

7


Упражнение в ориентировке на листе. Упражнение в запоминании цвета. Упражнение в закрепление геометрических форм (круг, квадрат). Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.

1.1

Передача глубины пространства.


3

1

2

п\р

1.2

Построение сюжетной и декоративной композиции.


2

0,5

1,5

п\р

1.3

Построение композиции в прямоугольнике.


2

0,5

1,5

п\р

1.4

Выразительные средства сказочного изображения.

3

2

1

п\р

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

10

4

6


Рассматривание образца. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение.


Упражнение в проведении прямых линий (соединяют точки).

2.1

Обследование предметов с целью их изображения.

2

0,5

1,5

п\р

2.2

Изображение деревьев в состоянии покоя и в движении.

1

0,5

0,5

п\р

2.3

Изображение человека.

2

1

1

п\р

2.4

Изображение животного.

2

1

1

п\р

2.5

Народная роспись.

2

0,5

1,5

п\р

2.6

Симметричные узоры.

1

0,5

0,5

п\р

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов, передавать его в живописи.


10

3,5

6,5


Упражнение в ориентировке на листе. Упражнение в запоминании цвета. Приемы работы в цвете. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.

3.1

Приемы работы красками и кистью.

1

0,5

0,5

п\р

3.2

Осветление и затемнение цвета.

3

1

2

п\р

3.3

Работа акварельными красками.

3

1

2

п\р

3.4

Раскрашивание силуэта изображения.

3

1

2

п\р

4.

Обучение восприятию произведений искусства.


4




Рассказ учителя. Рассматривание иллюстраций.


Рассматривание образца. Показ и объяснение. Самостоятельное выполнение. Анализ.

4.1

Представление о работе художников и скульпторов.

4

3

1

п\р


Всего часов:

34

13

21




7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

по изобразительному искусству.

Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • таблицы по изобразительному искусству;

  • видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»;

  • видеофильм «Народное творчество»;

  • копилка электронных презентаций по темам программы;

  • печатное пособие «Развиваем моторику»;

  • репродукции картин художников;

  • фотоальбомы о художниках;

  • коррекционный материал: «Зашумлённые картинки», «Что не так», «Дострой рисунок по клеточкам», «Изографы», «Озорная логика»;

  • образцы рисунков, технологические карты рисования предметов;

  • шаблоны по рисованию с натуры и декоративному рисованию;

  • картотека игр и упражнений: по цветоведению; на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур; по декоративно-прикладному творчеству; по жанрам живописи; игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства; игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий; игры и упражнения на выполнение изображений из готовой геометрической и произвольной формы.

Технические средства обучения:

  • ноутбук;

  • объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов);

  • мультимедийный проектор.

Рекомендуемая для использования учебно-методическая литература:

  1. Губанова Е.И. Декоративно-прикладное искусство на уроке изобразительного и трудового обучения // Начальная школа – 2004.

  2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: ACADEMA,2008.

  3. Искусство в жизни детей / сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова. – М.: Просвещение,2007.

  4. Клиентов А.Е. Народные промыслы. Серия «История России».Белый город,2008.

  5. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Методическое пособие «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы», под редакцией И.А. Грошенкова. –М.: Просвещение,2009

  7. Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 2005.

  8. Печатное пособие. Детям о народном искусстве. Дороновой Г.Н.

  9. Печатное пособие. Детям об искусстве. Дороновой Г.Н.

  10. Порте П. Учимся рисовать. –М.: Владос,2000.

  11. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 1 класса коррекционной школы 8 вида. – М.: Просвещение, 2014.

  12. Разноцветные узоры. Серия «Искусство детям». Мозаика –синтез,2006 .

  13. Сказочная гжель .Серия «Искусство детям». Мозаика –синтез,2006 .

  14. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 2005

  15. Цветочные узоры Полхов-Майдана. Серия «Искусство детям». Мозаика –синтез,2006 .

  16. Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 2007.

  17. Методическое пособие «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы», под редакцией И.А. Грошенкова. –М.: Просвещение,2009

  18. Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 2005.

  19. Порте П. Учимся рисовать. –М.: Владос,2000.

  20. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 2005

  21. Шедевры мировой живописи- М.: Владос, 2006.

  22. Цветочные узоры Полхов-Майдана. Серия «Искусство детям». Мозаика –синтез,2006 .

  23. Фотоальбом «Левитан» -М.: АСТ-ЛТД .2000.

  24. Энциклопедия «Роспись» -М.: Владос,2011.


8. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся 2 класса

по изобразительному искусству.

При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение. В первом классе работы по изобразительному искусству оцениваются словесно и только положительно. Оценка выставляется со 2 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы учащихся уже сформированы элементарные навыки рисования, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

Предметные результаты обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по итогам выполнения практических работ.

Отметка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Отметка «4» - выставляется обучающемуся за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Отметка «3» - выставляется обучающемуся за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, положения в пространстве) и требующих корректировки со стороны учителя, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Отметка «2» - не ставится.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся 3 класса

по изобразительному искусству.

При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.

Предметные результаты обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по итогам выполнения практических работ.

Отметка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Отметка «4» - выставляется обучающемуся за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Отметка «3» - выставляется обучающемуся за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, положения в пространстве) и требующих корректировки со стороны учителя, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Отметка «2» - не ставится.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся 4 класса

по изобразительному искусству.

При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.

Предметные результаты обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по итогам выполнения практических работ.

Отметка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Отметка «4» - выставляется обучающемуся за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Отметка «3» - выставляется обучающемуся за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, положения в пространстве) и требующих корректировки со стороны учителя, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Отметка «2» - не ставится.


9. Контрольно – измерительные и оценочные материалы

по изобразительному искусству во 2 классе.

Цель работы: поверка и оценка способности учащихся 2 класса применять полученные в процессе изучения изобразительного искусства знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами изобразительного искусства.

Задачи:

- выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по изобразительному искусству;

- выявление уровня сформированности учебных действий;

- выявление уровня сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий.

Работа составлена в соответствии с изученными темами и на основании АООП (вариант 1), предъявляются к учащимся первой, второй и третьей группы.

Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству – индивидуальная творческая работа «Рисование с натуры грибов и раскрашивание акварельными красками (натура – раздаточный материал)».

Система оценки выполнения работы:

Оценка выполненных работ (совместно с учащимися) по следующим критериям:

- применение изученных изобразительных приемов, операций и технологий при выполнении работы в целом;

- творческий подход к делу, творческие идеи учащихся высказанные ими при анализе задания и поиске решения проблемных ситуаций;

- самостоятельность выполнения работы;

- активность и инициативность;

- аккуратность, точность и соответствие теме работы.

Отметка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Отметка «4» - выставляется обучающемуся за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Отметка «3» - выставляется обучающемуся за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, положения в пространстве) и требующих корректировки со стороны учителя, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Отметка «2» - не ставится.

Время выполнения работы.

Примерное время на выполнение работы составляет:

1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.

2)Выполнение индивидуальной творческой работы -30 минут.

3)Совместное оценивание работы.

Материалы и оборудование:

1) Бумага А4.

2) Акварельные краски.

3) Простой карандаш.

4) Цветные карандаши.

5) Ластик.

6) Кисть.

7) Баночка для воды.

Условия проведения творческой работы.

Работа проводится учителем, работающим в данном классе в присутствии комиссии.

Творческая работа для обучающихся I, II групп.

Обучающиеся под руководство учителя выполняют последовательное изображения гриба – мухомора. Выполняется рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняется акварельными красками.

Творческая работа для обучающихся III группы.

Обучающиеся с помощью шаблона прорисовывают гриб и детали. Рисунок в цвете выполняется с помощью цветных карандашей.


Результаты изучения учебного курса.

Личностные результаты:

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с искусством.

Межпредметные результаты:

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-  применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам изобразительного искусства).

Предметные результаты:

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к изобразительному искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о искусстве как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей изобразительного искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности изобразительного искусства разных народов;

- использование элементарных навыков при воплощении художественно-образного содержания произведений искусства в различных видах творческой деятельности.
Контрольно – измерительные и оценочные материалы

по изобразительному искусству в 3 классе.

Цель работы: поверка и оценка способности учащихся 3 класса применять полученные в процессе изучения изобразительного искусства знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами изобразительного искусства.

Задачи:

- выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по изобразительному искусству;

- выявление уровня сформированности учебных действий;

- выявление уровня сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий.

Работа составлена в соответствии с изученными темами и на основании АООП (вариант 1), предъявляются к учащимся первой, второй и третьей группы.

Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству – индивидуальная творческая работа «Составление узора в квадрате «Коробочка»».

Система оценки выполнения работы:

Оценка выполненных работ (совместно с учащимися) по следующим критериям:

- применение изученных изобразительных приемов, операций и технологий при выполнении работы в целом;

- творческий подход к делу, творческие идеи учащихся высказанные ими при анализе задания и поиске решения проблемных ситуаций;

- самостоятельность выполнения работы;

- активность и инициативность;

- аккуратность, точность и соответствие теме работы.

Отметка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Отметка «4» - выставляется обучающемуся за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Отметка «3» - выставляется обучающемуся за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, положения в пространстве) и требующих корректировки со стороны учителя, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Отметка «2» - не ставится.

Время выполнения работы.

Примерное время на выполнение работы составляет:

1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.

2)Выполнение индивидуальной творческой работы -30 минут.

3)Совместное оценивание работы.

Материалы и оборудование:

1) Бумага А4.

2) Цветные карандаши.

3) Простой карандаш.

4) Ластик.

Условия проведения творческой работы.

Работа проводится учителем, работающим в данном классе в присутствии комиссии.

Творческая работа для обучающихся I, II групп.

Обучающиеся под руководство учителя выполняют последовательное изображение узора в квадрате. Выполняется рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняется цветными карандашами.

1. 2. 3. 4. 5.


6. 7. 8.


Творческая работа для обучающихся III группы.

Обучающиеся с помощью шаблона квадрата и треугольников прорисовывают узор в квадрате. Рисунок в цвете выполняется с помощью цветных карандашей.


Результаты изучения учебного курса.

Личностные результаты:

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с искусством.

Межпредметные результаты:

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-  применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам изобразительного искусства).

Предметные результаты:

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к изобразительному искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о искусстве как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей изобразительного искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности изобразительного искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания произведений искусства в различных видах учебно-творческой деятельности.




Контрольно – измерительные и оценочные материалы

по изобразительному искусству в 4 классе.

Цель работы: поверка и оценка способности учащихся 4 класса применять полученные в процессе изучения изобразительного искусства знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами изобразительного искусства.

Задачи:

- выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по изобразительному искусству;

- выявление уровня сформированности учебных действий;

- выявление уровня сформированности навыков самоконтроля при выполнении учебных заданий.

Работа составлена в соответствии с изученными темами и на основании АООП (вариант 1), предъявляются к учащимся первой, второй и третьей группы.

Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству – индивидуальная творческая работа «Рисование с натуры раскладной пирамидки (натура - раздаточный материал)».

Система оценки выполнения работы:

Оценка выполненных работ (совместно с учащимися) по следующим критериям:

- применение изученных изобразительных приемов, операций и технологий при выполнении работы в целом;

- творческий подход к делу, творческие идеи учащихся высказанные ими при анализе задания и поиске решения проблемных ситуаций;

- самостоятельность выполнения работы;

- активность и инициативность;

- аккуратность, точность и соответствие теме работы.

Оценка «5» - ставится ученику, если выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии, располагает узор симметрично, заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора, при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания, работу выполнял чисто, аккуратно, выполненная работа соответствует образцу.

Оценка «4» - ставится ученику, если допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы, соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы, работа близка к образцу.

Оценка «3» - ставится ученику, если при выполнении работы выполнил половину требований её изображения, грубо не нарушил правила изобразительного искусства, в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор).

Отметка «2» - не ставится.

Время выполнения работы.

Примерное время на выполнение работы составляет:

1)Вводный инструктаж учителя об особенностях работы -5 минут.

2)Выполнение индивидуальной творческой работы -30 минут.

3)Совместное оценивание работы.

Материалы и оборудование:

1) Бумага А4.

2) Цветные карандаши.

3) Простой карандаш.

4) Ластик.

Условия проведения творческой работы.

Работа проводится учителем, работающим в данном классе в присутствии комиссии.

Творческая работа для обучающихся I, II групп.

Обучающиеся под руководство учителя выполняют последовательное изображение раскладной пирамидки. Выполняется рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняется цветными карандашами.

1.Нарисовать осевую линию (ось) сверху вниз.

2.Определить высоту пирамиды.

3.Уточнить ширину нижнего кольца.

4. Соединить его с вершиной пирамиды.

5.Отметить на осевой линии место для каждого кольца (проводятся горизонтальные прямые) оставив место для верхушки.



Творческая работа для обучающихся III группы.

Обучающиеся с помощью шаблона прорисовывают раскладную пирамидку, дополняя детали – кольца. Рисунок в цвете выполняется с помощью цветных карандашей.



Результаты изучения учебного курса.

Личностные результаты:

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с искусством.

Межпредметные результаты:

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-  применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам изобразительного искусства).

Предметные результаты:

-  развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к изобразительному искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о искусстве как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей изобразительного искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности изобразительного искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания произведений искусства в различных видах учебно-творческой деятельности.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее