«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока на тему: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Более ста лет назад вопрос о древнейшей Греции еще не ставился.

Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, совершенно не связанными с действительной жизнью.

Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они - соединения различных мифов.

И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам.

Вот и мы, на наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Аешина Н.Ю. учитель истории и обществознании

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Аешина Н.Ю. учитель истории и обществознании

Цели: ознакомить с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний; на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Цели: ознакомить с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний; на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Подготовка устного ответа по карточке! КАРТОЧКА № 1 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Троянская война?» Для этого вспомни: Что рассказывает миф о начале Троянской войны? Кого не позвали на свой пир греческие боги? Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита? В кого влюбился царь Трои Парис? Какова действительная причина этой войны?

Подготовка устного ответа по карточке!

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Троянская война?»

Для этого вспомни:

Что рассказывает миф о начале Троянской войны?

Кого не позвали на свой пир греческие боги?

Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита?

В кого влюбился царь Трои Парис?

Какова действительная причина этой войны?

Богиню ссор и раздоров греческие боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. Три богини Гера, Афина и Афродита стали спорить, кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис. Парис увозит Елену Прекрасную из Спарты к себе. Тогда ее муж собирает большое войско и осаждает Трою. Так рассказывает о начале войны миф. Но на самом деле греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200 г. до н. э. царь Микен повел свое войско в Трою.

Богиню ссор и раздоров греческие боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. Три богини Гера, Афина и Афродита стали спорить, кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис. Парис увозит Елену Прекрасную из Спарты к себе. Тогда ее муж собирает большое войско и осаждает Трою. Так рассказывает о начале войны миф. Но на самом деле греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200 г. до н. э. царь Микен повел свое войско в Трою.

Работа с классом. Тест 1.Юная богиня красоты и любви: а)Гера; б)Афина; в)Афродита. 2.Какой подвиг совершил герой Тесей? а)достал три золотых яблока из страны на краю света; б)очистил за один день конюшни царя Авгия; в)убил Минотавра.

Работа с классом. Тест

1.Юная богиня красоты и любви:

а)Гера;

б)Афина;

в)Афродита.

2.Какой подвиг совершил герой Тесей?

а)достал три золотых яблока из страны на краю света;

б)очистил за один день конюшни царя Авгия;

в)убил Минотавра.

3.Бог грома и молнии, царь богов и людей:  а)Крон;  б)Зевс;  в)Аполлон  4. Старшая из богинь, супруга Зевса:  а) Гера  б) Афина  в) Афродита

3.Бог грома и молнии, царь богов и людей: а)Крон; б)Зевс; в)Аполлон 4. Старшая из богинь, супруга Зевса: а) Гера б) Афина в) Афродита

5.Где находится Греция?  а)в южной части Балканского полуострова;  б)в западной части Азии;  в)в восточной части Африки.    6. С каким островом связан миф о Дедале и Икаре?  а)с о. Солюс;  б)с о. Итака;  в)с о. Крит.

5.Где находится Греция? а)в южной части Балканского полуострова; б)в западной части Азии; в)в восточной части Африки.   6. С каким островом связан миф о Дедале и Икаре? а)с о. Солюс; б)с о. Итака; в)с о. Крит.

7. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском лабиринте:  а)Цербер;  б)Минотавр;  в)Горгона Медуза.  8. Царь города Трои:  а)Гектор;  б)Минос;  в)Приам.

7. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском лабиринте: а)Цербер; б)Минотавр; в)Горгона Медуза. 8. Царь города Трои: а)Гектор; б)Минос; в)Приам.

9. Какими морями омывается территория Греции?  а)Ионическим и Эгейским морями;  б)Красным и Желтым морями;  в)Балтийским и Северным морями.

9. Какими морями омывается территория Греции? а)Ионическим и Эгейским морями; б)Красным и Желтым морями; в)Балтийским и Северным морями.

Более ста лет назад вопрос о древнейшей Греции еще не ставился. Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, совершенно не связанными с действительной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они - соединения различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы, на наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.

Более ста лет назад вопрос о древнейшей Греции еще не ставился.

Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, совершенно не связанными с действительной жизнью.

Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они - соединения различных мифов.

И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам.

Вот и мы, на наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.

Задача: ознакомиться с содержанием поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». План

Задача: ознакомиться с содержанием поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

План

  • Сведения о жизни Гомера. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».
  • Сведения о жизни Гомера. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».
  • Сведения о жизни Гомера. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».
  • Сведения о жизни Гомера.
  • Поэма Гомера «Илиада».
  • Поэма Гомера «Одиссея».
Новые слова:   г. Илион, Гектор, Гомер,  Приам, Ахиллес, Алкиной, Навсикая, Демодок, Посейдон, Полифем, Гефест.

Новые слова: г. Илион, Гектор, Гомер, Приам, Ахиллес, Алкиной, Навсикая, Демодок, Посейдон, Полифем, Гефест.

Сообщение учащегося о жизни древнегреческого поэта Гомера.

Сообщение учащегося о жизни древнегреческого поэта Гомера.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя - Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н. э. В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя - Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н. э.

В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди.

В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы , подвиги  героев, жестокости войны.   В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др.  Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. 

В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы , подвиги героев, жестокости войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. 

В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч.  повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.

В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.

Комментированное чтение текста учебника (пп. 2, 3, 4, 5 на с. 122-126 Вигасина)

Комментированное чтение текста учебника (пп. 2, 3, 4, 5 на с. 122-126 Вигасина)

Беседа по прочитанному .

Беседа по прочитанному .

  • События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»?
  • Кто является одним из сильнейших греческих воинов?
  • Почему Ахиллес обладал большой силой
  • Почему он отказался сражаться с троянцами?
  • Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым?
  • Кто убил самого близкого друга Ахиллеса Патрокла?
  • Удалось ли Ахиллесу отомстить за смерть своего друга?
  • Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из этой поэмы о жизни греков?
  • Какие качества ценят греки в человеке?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1, 2, 4 § 27 Вигасина

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1, 2, 4 § 27 Вигасина

Беседа по прочитанному . Беседа по прочитанному . Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одиссея»?  Какой царь дал приют Одиссею?  О каких испытаниях рассказывает Одиссей?  Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем? Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? Какие? Какие положительные качества в людях ценили греки?
  • Беседа по прочитанному .
  • Беседа по прочитанному .
  • Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одиссея»?
  • Какой царь дал приют Одиссею?
  • О каких испытаниях рассказывает Одиссей?
  • Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем?
  • Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? Какие?
  • Какие положительные качества в людях ценили греки?
Вопросы на закрепление новой темы урока:  Почему Поэмы Гомера являются ценным историческим источником?

Вопросы на закрепление новой темы урока: Почему Поэмы Гомера являются ценным историческим источником?

Д/З  подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера

Д/З подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"?»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее