«Зимний фестиваль знаний 2025»

Поэма А. С. Пушкина "Медный всадник"

Урок внеклассного чтения по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 7 класс.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

А. С. Пушкин «Медный всадник»

Жанровое своеобразие вступления к поэме.

Цель: выявить значение вступления к поэме, его жанровое своеобразие, работа с тропами.

  1. Сообщения учеников.

Пушкин-историк Основные исторические произведения Пушкина, любимые исторические фигуры, в каких произведениях упоминается Пётр I.

Наводнение 1824 года Причины наводнений в Петербурге, катастрофа 1824 года.

История памятника Петру I. Обратить внимание на особенности крепления фигуры (при сильном ветре она начинает едва заметно раскачиваться).

  1. Чтение наизусть вступления (три подготовленных чтеца).

  2. Работа с текстом (в группах). Чья группа найдёт больше всего тропов. Отдельно обращаем внимание на старославянизмы. В каком столетии они использовались в поэзии особенно часто? Какому методу это присуще? Какому жанру?

  3. Восхваляет ли вступление Петра I?

  4. Как три строфы вступления различаются по времени, настроению, лирическому герою?

  5. 1 строфа. С какой целью построен город? Подходящее ли место выбрано? Кто и что окажется в проигрыше?

  6. Почему Пушкин говорит о Петре «он» и выделяет местоимение курсивом? А почему не с заглавной буквы?

Д/3 Чтение поэмы до конца. Почему именно такое заглавие дал Пушкин поэме?

Урок 2

Поэма Пушкина «Медный всадник» Анализ поэмы. Внеклассное чтение.

Цель: определить тему и конфликт поэмы, раскрыть значение образа Петра I. 1. Мини-тест.

    1. В духе какого поэтического жанра выдержано вступление к поэме?

      1. баллада;

Б) ода;

      1. элегия.


    1. Найдите старославянизмы.

      1. из тьмы лесов;

Б) ужасная пора;

      1. юный град.


    1. «Пред ним широко река неслася». Назовите стилистическую фигуру.

      1. анафора;

Б) эпифора;

      1. инверсия.


    1. «Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом». Определите троп.

      1. сравнение;

Б) олицетворение;

      1. метафора.



5) «Стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Определите троп.

        1. сравнение;

        2. Б) метонимия;

        3. метафора.



2. Анализ поэмы.

  • Почему поэма называется «Медный всадник»?

  • Почему Пушкин ни разу не назвал Петра в поэме непосредственно по имени?

  • Какой конфликт рассматривается в поэме?

Учитель обращает внимание на эти вопросы. Ответ на них будет получен в процессе обсуждения.

-1-

Герой поэмы.

    1. Как зовут героя? Кто он по социальному положению?

    2. Почему автор не называет его фамилию?

    3. Каковы жизненные устремления героя?

Евгений - мелкий петербургский чиновник, дворянин по происхождению, из славного, но обедневшего рода. Автор не упоминает его фамилию, чтобы подчеркнуть его социальную незначительность. Потребности героя скромны: единственная роскошь, о которой он мечтает, - жениться на любимой девушке. Евгений невольно завидует праздным счастливцам, сумевшим устроиться в жизни.

-2-

Властелин.

1. Какие два монарха упоминаются в поэме? Как называет их автор?

Пётр I Александр I

Он

«Покойный царь ещё Россией со

-кумир на бронзовом коне;

славой правил».

- мощный властелин судьбы;


- державец


полумира;


- грозный царь;


- Всадник


Медный.



Сравните: какая характеристика человечнее, какое ощущение возникает от облика Петра? Об Александре сказано мало, но он воспринимается нами, как обычный человек. Он скорбит по поводу бедствия, посылает своих генералов спасать народ. О Петре сказано, кажется, много, но в нём нет ничего человеческого. Он, как роковой дух, присутствует на сцене. Именно его фигура вносит в поэме элемент мистики, ужаса.

3. В чём различны позиции двух царей перед лицом стихии? Какой добродетелью обладает у Пушкина Александр? («С божьею стихией царям не совладать» - смирение) Как называется противоположное качество? (Гордыня) В чём проявляется гордыня Петра?

Город изначально замышлялся «назло»: соседям, природе. Он возник волей одного человека.

-3-

Герой и народ.

1. В чём различие в ощущениях отдельного человека и народа,

массы?

Евгений

Народ

Страшился не за себя; Околдован;

В надежде, страхе и тоске; Изнемогает от мучений; Ни житель света, ни призрак мёртвый. Т.Е. страдает

Теснился кучами;

Любуясь брызгами;

Казни ждёт;

Страхом обуялый;

С бесчувствием холодным ходил

народ;

Торгаш отважный, чиновный люд; Поэт... уж пел несчастье невских берегов.

Т.Е. безразличен.


2.Как вы понимаете слова Пушкина: «вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй»? В чём выражается насмешка?


3. Природа мстит дерзости Петра. А кто страдает?

  • Простой человек.

  • Невинный человек.

  • Маленький человек. Новое понятие. Что оно означает? Почему Евгений - «маленький» человек?

О чём же думал он? О том... Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег... Уж кое-как себе утсрою Приют смиренный и простой...

Эффект пружины. Человек не может терпеть до бесконечности. Герой бунтует.

-4-

Бунт

    1. Кто бунтует в поэме? (Стихия и Евгений)

    2. В каком состоянии он решается на бунт? В чём бунт выражается?

    3. Почему герой пугается своей дерзости?

    4. Почему он смирился перед своей участью?

все это против «маленького» человека

Только в состоянии безумия Евгений решается вслух высказать то, что накипело у него на душе. Его мучают три вопроса: почему он? За что? Кто виноват? Он бросает упрёк Петру, ведь из-за его своеволия страдают невинные. Но тут же приходи в ужас: кто Пётр —и кто он? Ему остаётся только смириться и умереть. Перед чем он смирился? Что губит Евгения?

Воля сильного

Судьба, рок

Стихия

Государственная необходимость


Такое противостояние мы назовём конфликтом. Запишем определение.


-5-

Выводы.

Вернёмся к заявленным ранее вопросам.

      1. Медный Всадник символизирует силу рока, которая давлеет над человеком. Это символ государственной мощи.

      2. Пётр у Пушкина - не живой человек, а символ. Кумир (1 заповедь), фетиш, обманка. Всадник не бронзовый, а медный 9см. 1 Послание апостола Павла к коринфянам: «если я владею языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий»)

      3. Конфликт бесчеловечный сил, слепых и жестоких, и человека.


Д/3 Чтение поэмы Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».

        1. группа: Как вы сформулируете конфликт поэмы?

        2. группа: Можно ли назвать Калашникова «маленьким» человеком и

почему?

3 группа: В чём состояла царская справедливость?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее