А. С. Пушкин «Медный всадник»
Жанровое своеобразие вступления к поэме.
Цель: выявить значение вступления к поэме, его жанровое своеобразие, работа с тропами.
Сообщения учеников.
Пушкин-историк Основные исторические произведения Пушкина, любимые исторические фигуры, в каких произведениях упоминается Пётр I.
Наводнение 1824 года Причины наводнений в Петербурге, катастрофа 1824 года.
История памятника Петру I. Обратить внимание на особенности крепления фигуры (при сильном ветре она начинает едва заметно раскачиваться).
Чтение наизусть вступления (три подготовленных чтеца).
Работа с текстом (в группах). Чья группа найдёт больше всего тропов. Отдельно обращаем внимание на старославянизмы. В каком столетии они использовались в поэзии особенно часто? Какому методу это присуще? Какому жанру?
Восхваляет ли вступление Петра I?
Как три строфы вступления различаются по времени, настроению, лирическому герою?
1 строфа. С какой целью построен город? Подходящее ли место выбрано? Кто и что окажется в проигрыше?
Почему Пушкин говорит о Петре «он» и выделяет местоимение курсивом? А почему не с заглавной буквы?
Д/3 Чтение поэмы до конца. Почему именно такое заглавие дал Пушкин поэме?
Урок 2
Поэма Пушкина «Медный всадник» Анализ поэмы. Внеклассное чтение.
Цель: определить тему и конфликт поэмы, раскрыть значение образа Петра I. 1. Мини-тест.
В духе какого поэтического жанра выдержано вступление к поэме?
баллада;
Б) ода;
элегия.
Найдите старославянизмы.
из тьмы лесов;
Б) ужасная пора;
юный град.
«Пред ним широко река неслася». Назовите стилистическую фигуру.
анафора;
Б) эпифора;
инверсия.
«Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом». Определите троп.
сравнение;
Б) олицетворение;
метафора.
5) «Стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Определите троп.
сравнение;
Б) метонимия;
метафора.
2. Анализ поэмы.
Почему поэма называется «Медный всадник»?
Почему Пушкин ни разу не назвал Петра в поэме непосредственно по имени?
Какой конфликт рассматривается в поэме?
Учитель обращает внимание на эти вопросы. Ответ на них будет получен в процессе обсуждения.
-1-
Герой поэмы.
Как зовут героя? Кто он по социальному положению?
Почему автор не называет его фамилию?
Каковы жизненные устремления героя?
Евгений - мелкий петербургский чиновник, дворянин по происхождению, из славного, но обедневшего рода. Автор не упоминает его фамилию, чтобы подчеркнуть его социальную незначительность. Потребности героя скромны: единственная роскошь, о которой он мечтает, - жениться на любимой девушке. Евгений невольно завидует праздным счастливцам, сумевшим устроиться в жизни.
-2-
Властелин.
1. Какие два монарха упоминаются в поэме? Как называет их автор?
Пётр I Александр I
Он | «Покойный царь ещё Россией со |
-кумир на бронзовом коне; | славой правил». |
- мощный властелин судьбы; |
|
- державец |
|
полумира; |
|
- грозный царь; |
|
- Всадник |
|
Медный. |
|
Сравните: какая характеристика человечнее, какое ощущение возникает от облика Петра? Об Александре сказано мало, но он воспринимается нами, как обычный человек. Он скорбит по поводу бедствия, посылает своих генералов спасать народ. О Петре сказано, кажется, много, но в нём нет ничего человеческого. Он, как роковой дух, присутствует на сцене. Именно его фигура вносит в поэме элемент мистики, ужаса.
3. В чём различны позиции двух царей перед лицом стихии? Какой добродетелью обладает у Пушкина Александр? («С божьею стихией царям не совладать» - смирение) Как называется противоположное качество? (Гордыня) В чём проявляется гордыня Петра?
Город изначально замышлялся «назло»: соседям, природе. Он возник волей одного человека.
-3-
Герой и народ.
1. В чём различие в ощущениях отдельного человека и народа,
массы?
Евгений | Народ |
Страшился не за себя; Околдован; В надежде, страхе и тоске; Изнемогает от мучений; Ни житель света, ни призрак мёртвый. Т.Е. страдает | Теснился кучами; Любуясь брызгами; Казни ждёт; Страхом обуялый; С бесчувствием холодным ходил народ; Торгаш отважный, чиновный люд; Поэт... уж пел несчастье невских берегов. Т.Е. безразличен. |
2.Как вы понимаете слова Пушкина: «вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй»? В чём выражается насмешка?
3. Природа мстит дерзости Петра. А кто страдает?
Простой человек.
Невинный человек.
Маленький человек. Новое понятие. Что оно означает? Почему Евгений - «маленький» человек?
О чём же думал он? О том... Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег... Уж кое-как себе утсрою Приют смиренный и простой...
Эффект пружины. Человек не может терпеть до бесконечности. Герой бунтует.
-4-
Бунт
Кто бунтует в поэме? (Стихия и Евгений)
В каком состоянии он решается на бунт? В чём бунт выражается?
Почему герой пугается своей дерзости?
Почему он смирился перед своей участью?
все это против «маленького» человека
Воля сильного
Судьба, рок
Стихия
Государственная необходимость
Такое противостояние мы назовём конфликтом. Запишем определение.
-5-
Выводы.
Вернёмся к заявленным ранее вопросам.
Медный Всадник символизирует силу рока, которая давлеет над человеком. Это символ государственной мощи.
Пётр у Пушкина - не живой человек, а символ. Кумир (1 заповедь), фетиш, обманка. Всадник не бронзовый, а медный 9см. 1 Послание апостола Павла к коринфянам: «если я владею языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий»)
Конфликт бесчеловечный сил, слепых и жестоких, и человека.
Д/3 Чтение поэмы Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
группа: Как вы сформулируете конфликт поэмы?
группа: Можно ли назвать Калашникова «маленьким» человеком и
почему?
3 группа: В чём состояла царская справедливость?