«Осенний фестиваль знаний 2024»

Подготовка учащихся 9 класса к сочинению (ОГЭ)

В своей работе с учащимися 9 класса по подготовке к сочинению - рассуждению (ОГЭ, задание 15.1-15.3) пользуюсь методическими рекомендациями, почерпнутыми на занятиях нашего районного МО, рекомендациями из справочной литературы по подготовке к экзамену, интернет -ресурсами и в этом году использую методику, разработанную Нарушевич Андреем Георгиевичем, кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П.Чехова.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки











Кухарь Ольга Тимофеевна

МБОУ Первомайская СОШ

с. Первомайское

учитель русского языка и литературы































В своей работе с учащимися 9 класса по подготовке к сочинению - рассуждению (ОГЭ, задание 15.1-15.3) пользуюсь методическими рекомендациями, почерпнутыми на занятиях нашего районного МО, рекомендациями из справочной литературы по подготовке к экзамену, интернет -ресурсами и в этом году использую методику, разработанную Нарушевич Андреем Георгиевичем, кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П.Чехова.

Как же мы готовимся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему? Это задание предполагает размышление ученика о различных лингвистических понятиях, включающих в себя лексические и грамматические явления, в зависимости от темы сочинения.

На занятиях мы учимся разграничивать эти понятия, особенно большое внимание отвожу роли того или иного явления в языке, так как это необходимо отразить в сочинении. Материал систематизируем в таблицу, к которой ученики могут обратиться в случае затруднения.

На уроках русского языка, если позволяет материал упражнения, дети находят примеры лексических и грамматических явлений, объясняя их функции. Предложенные варианты мы коллективно обсуждаем, анализируем. Так постепенно закрепляем и отрабатываем знание этих терминов.

Приступая к работе над сочинением на лингвистическую тему, разбираем с учениками, как сформулировано задание. Обращаю внимание на то, что уже в формулировке содержатся основные требования к сочинению: необходимо раскрыть смысл высказывания на лингвистическом уровне, привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, соблюдать объем - не менее 70 слов.

А вот приводя примеры, можно указывать только номера предложений или же применять цитирование, можно писать работу в научном или публицистическом стиле, можно начать сочинение с высказывания, то есть здесь у учащихся есть выбор.

А от чего же следует отказаться? Нельзя писать без опоры на прочитанный текст и пересказывать или переписывать исходный текст. Заостряю внимание на том, что эти требования надо выполнять, иначе эксперты снимут баллы. Обязательно знакомимся с критериями оценивания сочинения 15.1.

Далее мы переходим к практической работе. Знакомимся с высказыванием , осмысливаем его и находим в нем ключевые слова, которые помогут определить основную мысль цитаты, чтобы выяснить, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идет речь в утверждении. Ведь от этого будет зависеть выбор примеров- аргументов .

Следующим этапом у нас составление плана к сочинению. Вот здесь ученик вправе выбрать, каким будет у него вступление: использует он цитирование или же объяснит своими словами смысл утверждения. Вторая часть будет заполнена аргументами из текста, и завершит работу вывод.

Предварительно повторяем темы: »Цитата. Знаки препинания при ней», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении», «Знаки препинания в предложениях с вводными словами».

Работаем над пополнением словарного запаса. Дети подбирают варианты, как можно назвать автора цитаты (лингвист, ученый, филолог, языковед или же писатель). Его деятельность тоже можно обозначить по- разному : утверждает, считает, пишет, рассуждает.

Так как в классе много слабых учеников, рекомендую пользоваться речевыми клише для написания вступления, например: «Высказывание русского писателя И.А.Гончарова я понимаю так: … « .

Учимся логическому переходу ко второй части сочинения: «В данном тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль».

Приводя примеры-аргументы, ученики проверяют себя по критериям оценивания.

Работая над заключительной частью, дети могут воспользоваться также речевыми клише: таким образом, следовательно, итак и т.д. Рекомендую на этом этапе работы обратить внимание на вступление. Как правило, в заключении следует сказать о том же, но уже другими словами.

Приведу пример одного из сочинений на лингвистическую тему.

Известный ученый - лингвист Л. А.Введенская утверждала: «Слово способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них». Я разделяю эту точку зрения.

Я думаю, что в этом высказывании речь идет об изобразительно-выразительных средствах. Чтобы подтвердить сказанное, приведу пример из текста, предложение 29. В нем писатель использует эпитет «царственный Байкал», с помощью которого создает не только яркий образ озера, но еще и, как мне кажется, передает свое состояние восхищения увиденной картиной.

А вот в предложении 31 В.Распутин использует сравнение: «Байкал, как венец и тайна природы». Попробуем понять его смысл. Я думаю, что автор таким образом хотел показать всю красоту и таинственность, таким образом усиливая выразительность речи.

Итак, мне удалось доказать, что Л.В.Введенская была права в том, что словом можно не просто назвать предмет, но и создать представление о нем. ( работа моей ученицы ).

Готовясь к сочинению 15.2, мы в первую очередь осмысливаем само задание, что от нас требуется. Ученик должен объяснить, как он понимает смысл одного из предложений. Обычно в нем заключена главная мысль текста. В предложении выделяем ключевые слова, которые помогут и в выборе аргументов, и в написании вывода к сочинению.

Далее обязательно изучаем критерии, по которым будет оцениваться сочинение, изучаем его структуру.

Одним из вариантов написания вступления к сочинению 15.2. может быть эмоциональный отзыв учащегося на содержание текста.

Например, к эпизоду из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», в котором героем является мальчик Павлик, начало может быть таким: «Какая великая сила таится в казалось бы обыкновенных словах: спасибо, пожалуйста, будьте добры! Чудо совершается на глазах, никого эти слова не оставляют равнодушными!»

Дальше ученик дает свое толкование высказывания. Приводит аргументы, пишет вывод, помня о тех ключевых словах, что мы выделяли из текста.

В сочинении-рассуждении 15.3 ученики должны дать толкование предложенному слову (красота, добро, природа, учитель и т.д.)

Осмысливаем задание: тезисом является то определение, которое дает ученик. Аргументов необходимо привести два: один из текста, второй - из жизни.

Прежде чем приступить к сочинению, обязательно знакомимся с критериями оценивания сочинения-рассуждения 15.3. и с его структурой.

Написание вступления к сочинению отрабатываем в форме групповой работы, тем самым рассматривая разные способы толкования слова.

Одна группа перечисляет основные признаки, составляющие то или иное понятие. Например: «Доброта - это стремление человека делать добро другим, это бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается».

Вторая группа занимается подбором синонимов к слову. Например, человечность - это внимательность, чуткость, душевность.

Третья группа указывает на типичные качества характера, поступки людей, в которых раскрывается значение этого слова. Например: «Человечность - это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом».

Таким образом, дети могут выбрать наиболее приемлемый для себя вариант вступления.

Далее идет комментарий своего определения. Можно использовать фразу-подсказку: «Я считаю, что…».

Завершить свое сочинение можно призывом или же побудительным предложением. Например: «Будем добрее друг к другу, и мир станет ярче и краше!»

Приведу примеры сочинений-рассуждений, написанными учениками 9 класса.

15.2. Как часто мы бываем жестоки по отношению к окружающим нас людям! Как больно их раним необдуманным словом или поступком!

Так и одна из девочек, пришедших в дом к Анне Федотовне, вела себя грубо, вызывающе, что очень обидело пожилую женщину (предложение 33).

А в финале рассказа Б.Васильева Анна Федотовна почувствовала, что «теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Эти слова употреблены автором в переносном значении, раскрывающем внутреннее состояние матери. Ведь дети жестоко ее обманули, забрав единственную для нее отраду - письма с фронта, которыми она очень дорожила (предложение 14).

Дети оказались бесчувственными, лишив Анну Федотовну самого дорогого, что было в ее жизни.

15.3.Что такое человечность? Я думаю, что человечность - это нравственное качество человека, проявляющееся в добром отношении к окружающим, это стремление протянуть в трудную минуту руку помощи.

А вот в тексте Б.Васильева дети лишены этого качества, так как совершили отвратительный поступок: украли подлинные письма (предложения 34, 35), которыми жила старенькая мать солдата.

Я же с пониманием отношусь к своему прадедушке, прошедшему дорогами Великой Отечественной войны, мое ласковое слово всегда поддерживает его в нелегкие дни старости.

Человечность - одно из важных качеств личности, оно делает наш мир добрее.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее